Мастер-класс «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Ярошко Наталья Константиновна

В современных условиях, при подготовке ребенка к обучению в школе и дальнейшей жизни в социуме, мало вооружать его определенной суммой знаний, необходимо развивать связную речь то есть умение общаться с окружающими людьми, умение налаживать контакты и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в обществе.

Исследования учёных показали что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев рук у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр»


Цель: познакомить педагогов с видами  пальчиковых и театрализованных игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста.

Вызвать у участников интерес к использованию пальчиковых и театрализованных игр  в работе с детьми.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования пальчиковых и театрализованных игр.

Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы).

Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев".

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Главное требование в пальчиковых играх: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

1. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик»:

- Мальчик-пальчик, где ты был? (по очереди отгибаем каждый пальчик).

- С этим братцем в лес ходил.

- С этим братцем щи варил.

- С этим братцем кашу ел.

- с этим братцем песни пел.

2. Пальчиковая игра «Уточка»:

Решила мама-уточка утяток сосчитать. (Ладонь в кулаке)

Ведь вместе с ней у озера их будет ровно пять. (Показать 5 пальцев)

Раз – утенок Пыжик, (Соединить большой палец и указательный)

Два – утенок Рыжик, (Соединить большой палец и средний)

Три – утенок Перышко, (Соединить большой палец и безымянный)

А четвертый – Хворушко. (Соединить большой палец и мизинец)

Что такое, почему их четыре! Не пойму. (Показать 4 пальца)

Нас должно быть ровно пять. (Показать 5 пальцев)

Стала заново считать:

Раз – утенок Пыжик, (Соединить большой палец и указательный)

Два – утенок Рыжик, (Соединить большой палец и средний)

Три – утенок Перышко, (Соединить большой палец и безымянный)

А четвертый – Хворушко. (Соединить большой палец и мизинец)

Как четыре! Что за вздор! (Показать 4 пальца)

Тут помочь решил бобер: (Одна рука в кулаке, другую собрать в щепотку)

«Не спеши считать сначала, (Грозит указательным пальцем)

Ты себя не сосчитала. (Грозит указательным пальцем)

Ты же будешь пятая, (Указательным пальцем одной руки показать на большой

Кумушка хвостатая. палец другой руки).

3. Пальчиковая игра «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала.

Другая рука:

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Другая рука:

Пошла Катя на прогулку

По кривому переулку.

Другая рука:

Пальцы, словно ножки,

Обуты в босоножки.

Другая рука:

Каждый пальчик будто ножка

Только шаркает немножко.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Театрализованные игры для детей – это один из самых доступных и наиболее эффективных способов развития речи ребенка. Кроме того, этот вид деятельности развивает коммуникативные способности, воображение, фантазию, память, инициативность и т. д. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей в театрализованной деятельности, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Театрализованная деятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми:

1. Игра «Мы – журналисты».

Цель этих упражнений – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации. Предлагаю вам апробировать этот приём. Для дошкольников достаточно микрофона и они уже «журналисты».

Журналист: - Что бы вы сказали, если бы увидели, выйдя на улицу, что идёт дождь? (микрофон – ответы)

- Вы любите петь? Какую песню больше всего любите?

- Ты умеешь плавать? И т. д. Вот видите, на один и тот же поставленный вопрос находятся различные варианты ответов.

2. Игра-перевоплощение «Заколдованный лес».

Все стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. Ведущий свободно ходит по комнате, затем подходит к любому игроку и спрашивает: «Ты кто?». Игрок должен назвать имя любого сказочного персонажа. Ведущий: «Зачем пришел?», игрок должен найти объяснение своему присутствию на лесной поляне. Например, помочь Красной Шапочке, защитить семерых козлят, помочь поросятам построить домик, пришел в гости к Бабе Яге и т. д.

Ответив, игрок становится за ведущим. Теперь они вдвоем подходят к следующему игроку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем пришел?» Ответив, следующий игрок присоединяется к ним и т. д., пока все игроки не станут «заколдованными». По сигналу ведущего игроки хлопают в ладоши, и таким образом «расколдовываются». Цель этой игры – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации.

3. Игра «Тараторки-скороговорки».

Для развития дикции, правильного произношения звуков используем скороговорки. 

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!

Повторите вместе со мной: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!

Вы скажите - восторгом!

Вы скажите - робко!

Вы скажите хитро!

Вы скажите с испугом!

Занятия театрализованными и пальчиковыми играми, постепенно дают свои положительные результаты. Застенчивые и скромные дети начинают чувствовать себя уверенно. У детей пополняется словарный запас, активизируется познавательный интерес. Используя пальчиковые и театрализованные игры в своей работе с детьми я заметила, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...

Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр»

исследования ученых доказали, что пальчиковые игры способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка...

Развитие речи младших дошкольников посредством включения в занятия театрализованных игр

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театр...

Развитие речи младших дошкольников посредством театрализованных и пальчиковых игр

Здесь Вы познакомитесь со способами развития речи у младших дошкольников....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важным этапом дошкольного возраста, конечно же, является овладение речью. Главной задачей дошкольного учреждения – развитие речи дошкольников. Благодаря речи происходит становление социально - к...

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...