Проект «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников»
проект по развитию речи (средняя группа)

Белоус Ирина Александровна

       С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

      У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

    Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки.

    Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_belous_i.a.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 36 «Колокольчик»

город Губкин Белгородская область

Проект

 «Логоритмика как средство

 речевого развития дошкольников»

                                                              Автор проекта:

                                                                       воспитатель МБДОУ

                                                                  «Детский сад № 36

                                                             «Колокольчик»

                                                          Белоус И.А.

г. Губкин, 2017

Тема проекта: «Логоритмика как средство речевого развития дошкольников».

Актуальность

       С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

      У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

    Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки.

    Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

    Актуальность  использования логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет, «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика  помогает ребенку развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

    Логоритмика играет важную роль и оказывает большую помощь в развитии речи ребенка. Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников. Анализ педагогических исследований показал, что не в полной мере разработаны педагогические условия, способствующие эффективному формированию коммуникативной компетентности дошкольников. Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между реальной необходимостью развития коммуникативной компетентности дошкольников, и не разработанностью в педагогической практике системы целенаправленной работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с помощью разнообразных средств (логоритмические занятия). Таким образом, проблема проведения занятий с использованием логоритмики является наиболее актуальной на сегодняшний день.

   Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.    Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.

Цель проекта: Коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логоритмической ритмики.

Задачи проекта:

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

К  образовательным задачам относятся: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.

К воспитательным задачам относятся:   воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои   художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.

Целевая группа:

-дети среднего дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Участники проекта:

-воспитатели,

-родители.

Тип проекта - долгосрочный (сентябрь-май)

Этапы реализации:

Проект будет реализован в три этапа.

I.Подготовительный:

- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

-  изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

-  создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала, подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;

-  составление перспективного и календарно- тематического планов работы.

II.Основной:

1.Содержание деятельности воспитателя:

- проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов.

- закрепление изученного материала.

2. Содержание деятельности родителей.

- участие в занятиях по развитию лексического строя речи;

-закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;

- проведение упражнений, речевых, подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

III.Заключительный:

- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;

- подведение итогов реализации проекта;

- презентация проекта.

Ресурсное обеспечение:

Материально-техническое обеспечение:

1.Технические  средства: музыкальный центр, компьютер, СД -диски.

2.Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, картинный материал. кубик с изображением эмоций.

Методическое обеспечение:

1.Комплексы  артикуляционной  гимнастики.

2.Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

3.Сборники  речевых  подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

      Новизна проекта заключается в системе подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой, отработанных с учётом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа, гимнастики для глаз). В занятия  включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

 

Практическая значимость:

Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования  лексического строя речи.

Ожидаемые результаты.

1. Нормализациия темпа и ритма речи;

2. Развитие:

-речевой моторики для правильного произношения звуков,

-слухового внимания развитие фонематического слуха,

-общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики,

-пространственной организации движений,

-физиологического дыхания и фонационного дыхания.

 3.Увеличение словарного запаса;

  4.Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.

 5.Дети становятся более коммуникабельными, улучшается их эмоциональное состояние.

Технология

(механизм реализации проекта)

Этапы проекта

Содержание работы

I этап 

-Поисковая работа по подбору дидактического материала по лексическим темам;

-Подбор распевок, песен, стихов, музыкальных игр и др;

-Подбор загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр и др. литературного материала;

-Анкетирование родителей.

-Родительское собрание: «Красивая речь - залог успешности обучения в школе» »

II этап 

-Организация предварительной работы с педагогами по подготовке к занятию;

-Проведение занятий;

-Инсценировка сказок, рассказов;

-Оформление фотоотчетов;

-Консультирование воспитателей;

-Консультирование родителей;

-Мастер-класс для родителей «Мы учимся красиво говорить» ;

-Создание буклетов «Учимся говорить и двигаться красиво»;

-Проведение итоговых викторин "От А до Я" (раз в квартал)

III этап

-Презентация по проекту на педагогическом совете;

-Выпуск методической разработки по проекту.

-Фотоотчет  для родителей на родительском собрании.

Практическая часть

Образовательные области

Формы организации

образовательной деятельности

Познавательное развитие

занятия, наблюдения, беседы, игры.

Речевое развитие

коммуникативные игры,

 игры- драматизации

Социально

-коммуникативное развитие

коммуникативные игры,

игры-драматизации, дидактические, сюжетно - ролевые игры;

развлечения, досуги

Художественно

 -эстетическое развитие

произведения

 познавательной направленности

(стихи, потешки, прибаутки, частушки),

музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.

Физическое развитие

подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия

 Использованная литература:

1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика -  М., Просвещение, 1985.- 191 с.

2.Гиляровский В.А. Предисловие // Самойленко Н.С., Гринер В.А.              Логопедическая ритмика. — М., 1941. — С. 3—4.

3.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.

4.Ковалько В.И. Азбука физминуток для дошкольников. – М.: Вако, 2006.-

113 с.

5.Лопухина И.С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – СПб.: Дельта, 2001. -  

128 с.

6.Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения – Ярославль: Академия развития, 2000. – 112 с.

7.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб. :Корона принт, 2005. – 272 с.

8.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет.- М.:ГНОМ и Д, 2004.- 128 с.

9.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 352 с.

10.Хацкалевой Г.А. «Организация двигательной деятельности дошкольников с использованием логоримики .-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2013.-128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Логоритмика как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста"

Цель: развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определятся задачами развития по музыкальному воспитанию и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи проекта: Стимулировать эм...

Педагогический проект "Логоритмика как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста"

Настоящий проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей методами логоритмики. Рекомендовани для использования воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования, уч...

Проект "Логоритмика как средство речевого развития дошкольников"

Развитие речевого дыхания.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330889","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Упражнения с масажными мячами.[...

Педагогический проект «Логоритмика как средство развития речи, музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста»

Все мы знаем, что чем больше двигательная активность малышей, тем лучше развивается их речь, музыкальные и творческие способности. И всему этому помогают логоритмические игры и упражнения. А в комплек...

Педагогический проект «Логоритмика как метод психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста»

Насоящий проект напоавлен на психомоторное  и речевое развитие детей методами логоритмики...

Проект "Логоритмика как средство речевого развития дошкольников"

Проект«Логоритмика  как средство речевого развития дошкольников»    Авторы проекта:  Учитель-логопед – Адеева Е.А....

Педагогический проект по развитию речи дошкольников 2 младшей группы «Подснежники». Тема проекта: « Логоритмика для малышей».

Проводя мониторинг в начале учебного года, пришла к выводу, что в группе из 30 человек  «чисто» говорящих детей  всего 12 человек в наше время это результат недостаточного вниман...