Речевичок
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Монастырева Татьяна Евгеньевна

Речевое развитие до сих пор остается актуальной темой в детских садах. Чем богаче и правильней речь ребенка, тем ему легче выражать свои мысли, находить общий язык со сверстниками, взрослыми и другими окружающими людьми. На этапе завершения дошкольного образования дети должны хорошо владеть устной речью и уметь правильно использовать звуки в словах.  Основная цель развития речи у дошкольников ‒ это развитие беспрепятственного общения со взрослыми и детьми, освоение рациональных способов и средств взаимодействия с окружающим социумом. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместное занятие детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений

18.12.2019

Совместное занятие детей и родителей

с использованием кинезиологических упражнений

Единство  мозга  складывается  из  деятельности  двух  его  полушарий.  Всех  людей  по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево  - и равнополушарные.  Более  активное  полушарие  определяет  стратегию  мышления, эмоционального  реагирования,  восприятия,  памяти,  интеллектуальной  активности  и  т.д.

При  обучении  и  воспитании  детей  необходимо  учитывать  особенности  функциональной асимметрии полушарий.

Развитие межполушарного взаимодействия является  основой развития интеллекта.  Его можно  развивать  с  помощью  кинезиологических  упражнений  -  комплекса  движений, позволяющих  активизировать  межполушарное  взаимодействие,  развивать  комиссуры  как межполушарные  интеграторы,  через  которые  полушария  обмениваются  информацией, происходит синхронизация их работы.

ЦЕЛИ

• Развивать высшие психические функции.

• Функционально активизировать подкорковые образования мозга.

• Обеспечивать и регулировать общий энергетический фон, на котором развиваются все психические функции.

• Стабилизировать межполушарное взаимодействие.

• Обеспечивать приемы и тонкий анализ модально-специфической информации.

• Обеспечивать регуляцию, программирование и контроль з а протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.

В  стрессовой  ситуации  нарушается  проводимость  через  мозолистое  тело,  ведущее полушарие  берет  на  себя  большую  нагрузку,  а  ведомое  блокируется.  Два  полушария начинают работать без интеграции. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное  реагирование,  координация  работы  зрительного  восприятия  с  работой пишущей  руки.  Ребенок  в  таком  состоянии  не  может  читать  и  писать,  воспринимая

информацию  на  слух  или  глазами.  Одно  из  основных  условий  его  успешной  адаптации  к стрессовому  обучению  -  развитие  мозолистого  тела,  укрепляющего  и  объединяющего головной мозг.

Упражнения  развивают  мозолистое  тело,  повышают  стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению  памяти  и  внимания,  облегчают  процесс  чтения  и  письма.

  В  результате повышается  уровень  эмоционального  благополучия,  улучшается  зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Из всего этого выросла система занятий по подгруппам из 6-7 человек 2 раза в неделю.

На  занятиях  используются  растяжки,  упражнения:  кинезиологические,  дыхательные  и глазодвигательные для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы.

 

Рассмотрим элементы занятий.

 

Психологическая подготовка к занятию с помощью сенсорных мешочков

(или массажного мяча)

ЦЕЛИ

• Настраивать на занятие.

• Повышать эмоциональность, коммуникативность.

Все встают в круг и передают друг другу сенсорный мешочек со словами: «Здравствуй, Вася!», ему отвечают «Здравствуй, Сережа!» и т.д., пока все не поздороваются.

Приветствие своего тела: упражнение «С добрым утром!» с целью создать у детей положительное психоэмоциональное настроение.

 

Коммуникативное упражнение «Приветствие»

ЦЕЛИ

• Развивать умение общаться.

• Помогать детям, увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что они принимаемы другими детьми.

* * *

Дети и родители встают в круг и по команде здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной, ухо с ухом.

 

Игра «Котик»

ЦЕЛИ

• Активизировать тактильные ощущения.

• Развивать переключаемость движений.

* * *

Кот (один ребенок или родитель) «спит» в центре, мыши (остальные дети и родители) тихо на цыпочках крадутся, потом подходят к коту, гладят его и поют:

Котик, котик, что ты спишь?

По двору крадется мышь.

Котик вскакивает, кого он поймает, тот становится котиком.

 

Релаксация «Ковер-самолет»

ЦЕЛЬ

• Показать способы отдыха после активной игры.

* * *

И.п. - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

-Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер -самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

   

Упражнение «Яйцо»

ЦЕЛЬ

• Активизировать работу стволовых структур мозга (наибольший эффект достигается при выполнении этого упражнения с мамой).

* * *

Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Хочу такой сайт

Мама садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.

 

Упражнение «Тоннель»

Дети и родители встают на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце, при этом его слегка прижимают, чтобы он, ползя, прикладывал усилия.

 

Коммуникативная игра «Я знаю, что ты любишь…»

Дети садятся кругом и, поворачиваясь друг к другу, заканчивают фразу «Я знаю, что ты любишь…». Если ребенок угадал, что любит другой, игра продолжается, если нет, ребенок ищет другое продолжение фразы.

 

Растяжка «Струночка»

ЦЕЛЬ

• Развивать межполушарное взаимодействие, управление своим телом, ориентировку в

пространстве.

* * *

Упражнение выполняется, лежа на спине. Дети должны почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым.

Затем родитель берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками и двумя ногами, затем - правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

 

Дыхательные упражнения

ЦЕЛИ

• Активизировать работу стволовых отделов мозга.

• Ритмировать правое полушарие, энергетизацию мозга.

* * *

И.п. - лежа на спине. Детям и родителям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 

Глазодвигательные упражнения

ЦЕЛИ

• Развивать межполушарное взаимодействие.

• Формировать сканирование пространства.

* * *

И.п. - лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. У родителей в руках маленькая яркая игрушка, дети следят за перемещаемым предметом. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз.

 

Упражнения для развития мелкой моторики рук

ЦЕЛИ

• Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений «колечко» и «кулак - ребро -ладонь».

• Развивать межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль,

переключаемость движений.

• Активизировать пальцы рук.

• Развивать переключаемость движений, самоконтроль.

• Развивать эмоциональное восприятие.

* * *

И.п. - сидя на полу.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее дети пе ребирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

«Кулак - ребро - ладонь». Детям показывают три положения руки, последовательно

сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь на плоскости пола. Дети выполняют указания, затем по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении предлагается ребенку помогать себе командами («кулак - ребро - ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

 

Коммуникативное упражнение «Комплимент»

Дети и родители садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева)

фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».

 

Релаксация «Огонь и лед»

Упражнение включает попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети и родители выполняют упражнение лежа. По команде «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередуются обе команды, произвольно меняя время выполнения.

 

Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (эмоциональное развитие)

Педагог. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку.

Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки.

Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза.

Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Прощание

Вместе вспоминаем, что сегодня делали, хвалим, друг друга, говорим добрые слова и пожелания на прощание.

 

Литература:

Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.

Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.

  



Предварительный просмотр:

Конспект развлечения по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Играем в театр».

27.03.2020

Цель: создание условий для творческих проявлений детей и формирования положительного эмоционального фона на занятии в процессе театрализованной деятельности. Совершенствовать коммуникативные навыки детей дошкольного возраста.

Задачи.

Образовательные:

- учить детей узнавать знакомые сказки;

- учить распознавать эмоциональные состояния по мимике( «радость», «грусть», «удивление», «злость»;

- побуждать самостоятельно искать выразительные средства(жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Развивающие:

- развивать речевую активность и эмоциональную выразительность речи;

- развивать мелкую моторику, координацию движений и чувство ритма;

- развивать умения управлять театральными куклами разных систем;

- совершенствовать артистические навыки детей.

Познавательные:

- познакомить детей с куклами с «живой рукой», обучить технике управления этими куклами.

Воспитательные:

- формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, вызывать чувство радости, удовлетворения от совместного творчества.

 

Предварительная работа:

Чтение сказок, заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей,подготовка инсценировки сказки.

 

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками - эмоциями, ширма настольная, театральные куклы, королева-зеркальце, куклы «с живой рукой», маски-шапочки.

Ход занятия

Педагог приводит детей в музыкально – театральный зал.(Звучит песня «Кукляндия»).

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим свое хорошее настроение.(дети здороваются, дарят свою улыбку. Пальчиковая гимнастика)                                                                                                                          Дети:Здравствуй, солнце золотое!

          Здравствуй, небо голубое!

          Здравствуй, вольный ветерок!

          Здравствуй, маленький дубок!

          Мы живем в одном краю –

          Всех я вас приветствую!       

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: – ТЕАТР!

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?             (Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети: – Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три — повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

Дети рассказывают сначала о маске радости.

– Когда у нас бывает радостное настроение?

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей).

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки.

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я– забавный старичок

А зовут меня — Молчок

И теперь пришла пора

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю

А в ответ – я жестов жду ( иди сюда, уходи, тихо, не балуйся, я думаю, до свиданья)

Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

–  Что же дед хранит в шкатулочке?

Ребята, да тут куклы. Как они называются? ( театральные)

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети: – Надо научить ее говорить.

– А чему еще мы учим кукол?

Дети: – Учим двигаться.Хочу такой сайт

Дети показывают этюды с куклами.

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

Подошли к зеркалам.

–  Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

–  Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

Чтобы дальше нам идти.

Зеркальце (голос) – Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

–  Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

–  И нахмурьтесь, как дитё.

–  Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

Дети прощаются с королевой зеркал.

–  Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы? Хотите узнать?

–  Это куклы с «живой рукой»

–  А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет рук.У них есть голова и «фартук-платок» Их подвязывают к шее, а на руки одевают резиночки (педагог объясняя, одевает куклу на ребенка). А наши руки делают куклу живой. Эти куклы обладают очень выразительной жестикуляцией, с ними можно танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах. Ими могут управлять только настоящие мастера. Давайте оживим этих кукол. Я хочу исполнить для вас шутку-малютку, которая называется «Я!», кто хочет мне помочь? (по желанию)

Шутка-малютка «Я!»

Мама: Кто за столик хочет сесть?

Дочка: Я!

Мама:Кто варенье хочет съесть?

Дочка: Я!

Мама: А кто будет мыть посуду?

Дочка: Пусть теперь ответит Люда!

             А то все я, да я!

–  Какие мы молодцы. Мы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие. (Стоит домик).

         Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(дети надевают шапочки)

Игра «На бабушкином дворе»

- У бабушки есть петушок, ярко красный гребешок (идут как петушки),

Красная бородка, важная походка.

- Есть козленок озорной, вот затряс он бородой (подпрыгивают, трясут головой).

- Кошка Мурка хороша, ходит мягко, не спеша (идут как кошки).

  Сядет умывается, лапкой вытерается.

- Цок, цок, цок – вот лошадка серый бок ( скачут как лошадки).

 Начала она скакать приглашает поиграть.

 Лады – лады – ладушки, вот колько всех у бабушки.

Затем снимают шапочки и подходят к большой ширме.

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре — это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. Давайте покажем нашу знакомую сказку «Домок – холодок». (Дети показывают кукольный театр)

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня «Кукляндия»)

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Давайте попрощаемся с нашими гостями:

Дружно скажем « до свиданья»

И помашем на прощанье,

Нам не долго встречи ждать,

Мы придем сюда опять.

До свиданья!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...