Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нина Юрьевна Протасова

Конспект по проведению логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: "Весна".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Весна».

Цель: уточнить и расширить  знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Задачи:

коррекционно-образовательные: совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по карточкам); совершенствовать умение делить слова на слоги;

коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление; развивать общую и мелкую моторику;

коррекционно – воспитательные: воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинка плоскостная на палочке – солнышко; предметные картинки (солнце, облако, дерево, одуванчик, мать-и-мачеха, трава); сюжетные картинки (прилет птиц весной, ребята в весенней одежде, мальчик губит природу); картинки – раскраски (подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, тюльпан, нарцисс); цветные карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: - Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (показ солнышка на палочке).

Дети: - Солнышко.

Логопед: - Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

«Здравствуй, солнце, золотое (дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх).

Здравствуй, матушка ,земля ( наклон руки вниз).

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга).

Логопед: - Спасибо, садитесь.

Логопед: - Ребята, солнышко нам приготовило загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети: - Весна!

Логопед: - Правильно, это весна.

- Все рады весне, ждут её с нетерпением. Раньше  весну зазывали в гости и говорили такие слова:  «Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…».

- Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны. Я  передаю  игрушку -солнышко, а каждый из Вас по – очереди о чем – то попросит солнышко (например: принести зелёную травку, поющих птиц).

Ответы детей.

- Спасибо, молодцы.

- Мы сейчас с Вами вспомним приметы весны и будем составлять предложения о весне по картинкам.

Логопед: - На столе у Вас лежат картинки. Возьмите каждый свою картинку, посмотрите и расскажите о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое Ваше предложение должно начинаться со слова «весной» (например: «Весной солнце светит ярко»).

- Ребята, нужно будет выйти к доске, рассказать о своей картинке и прикрепить  ее на доску.

Дети: - «Весной появляются первые цветы».

Дети: - «Весной с юга прилетают первые птицы».

Дети: - «Весной ребята  надевают лёгкую одежду».

Логопед:- Спасибо, ребята. Все картинки назвали.

Сообщение темы.

Логопед: - Как вы уже догадались,  мы сегодня  будем говорить о весне.

Логопед: - Ребята, солнышко хочет поиграть с Вами в игру «Раздели слова на слоги».  Мы с Вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

Дети: - Слоги.

Логопед: - Правильно. И сейчас  я буду называть каждому слово, а Вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нём. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки (слова: капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник).

Логопед: - Спасибо, солнышку понравилось с Вами играть.

 

Логопед: - Ребята, сейчас я буду подходить к каждому из Вас, бросать Вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но вставьте нужную форму слова «весенний». Например: день – весенний день; погода – весенняя погода.

Логопед: - Настроение.

Ребенок: - Весеннее настроение.

Логопед: - Проталины.

Ребенок: - Весенние проталины.

Логопед: - Гроза.

Ребенок: - Весенняя гроза.

Логопед: - Месяцы.

Ребенок: - Весенние месяцы.

Логопед: - Лес.

Ребенок: - Весенний лес.

Логопед: - Молодцы, хорошо у Вас получается.

Логопед: (тихим голосом, в замедленном темпе с паузами между словами и в сопровождении спокойной музыки).

- Есть у нас игра такая,

Очень лёгкая, простая

Замедляется движение,

Исчезает напряжение.

И становится понятно:

Расслабление – приятно.

- Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох (дети выполняют движения). Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с Вами сейчас откроем глаза, опустим руки, встряхнём ими  (дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встанем и потянемся (дети потягиваются). Опустите руки, сядьте. Хорошо.

Логопед: - Мы с Вами уже умеем называть разные предметы ласково. Сейчас я каждому из Вас раздам картинки с рисунком. А Вы по очереди назовете, что изображено на нем и скажете это слово – ласково (например: нарисован ручей, а ласково будет -  ручеёк). 

Ребенок: - Солнце – солнышко.

Ребенок: - Облако – облачко.

Ребенок: - Дерево – деревце.

Ребенок: Цветы – цветочки.

Ребенок: - Трава – травка.

Физкультминутка (упражнения для общей, мелкой моторики, соответствующие лексической теме занятия).

Логопед: - Сейчас немного отдохнем. Собирайся, детвора!

Весна зовёт: «Гулять пора!» (хлопки в ладоши).

Будем по лесу гулять, (шаг на месте)

Свежим воздухом дышать (остановиться, поднять руки вверх, развести  их в стороны; делать  вдох через нос, опустить руки, выдох  воздуха  через рот).

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдём (поворачиваться  вправо и идти друг за другом на носочках, держа руки на поясе).

В маленькие лужицы

Не наступим, обойдём (идти друг за другом, высоко поднимая колени и держа руки за спиной).

Встали ёлки на пути

Нам их нужно обойти.

Идите, дети, осторожно:

О ветки уколоться можно (идти змейкой друг за другом).

Вот сороки прилетели.

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки –белобоки:

-Весна идёт! Идёт весна! (бег по кругу на носочках, плавно взмахивать  руками вверх – вниз).

За весною вслед пойдём,

Хоровод мы заведём, (идти  по кругу, взявшись за руки)

Будем петь и танцевать –

Весну – веснушку встречать! (остановиться , поднять руки вверх, выполнить поклон).

Логопед: - Спасибо, ребята, садитесь.

Логопед: - Сейчас я хочу прочитать Вам рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

- «Наступила весна. Снег растаял и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Скоро нам надоело пить сок, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Как мне понравилось в лесу!». 

Логопед: - Ребята, как Вы думаете,  правильно ли вели себя ребята в лесу?

Дети: - Нет, не правильно.

Логопед: - Чего нельзя делать в лесу?

Ответы детей.

Логопед: -  Какой вред они нанесли окружающей среде?

Ответы детей.

Логопед: - Можно ли так поступать?

 Дети: - Нет.

Логопед: - Я предлагаю Вам не рвать цветы, как это сделали мальчики. Давайте мы с Вами, наоборот, создадим цветочную полянку. Возьмите картинки с изображением весенних цветов,  раскрасьте их  и создадим  полянку. Я думаю, что она получится замечательной и красивой. Готовые рисунки развешаем на доске и получится весенняя цветочная поляна (логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, мать-и-мачеха, одуванчик, тюльпан, нарцисс; дети их раскрашивают и развешивают на доске).

Логопед: - Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Молодцы!

Итог занятия.

Логопед: - А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?

Дети: - Говорили о приметах весны.

- Делили слова на слоги.

- Играли с мячом.

- Играли в игру «Назови ласково».

- Слушали рассказ о том, что случилось с ребятами весной.

- Раскрашивали цветы для цветочной поляны.

Логопед: - Что Вам больше всего понравилось на занятии?

Ответы детей.

Логопед: - Что Вам больше понравилось на занятии?

Ответы детей.

Логопед: - Вы сегодня все молодцы!  Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"

Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»

Цель занятия, развитие фонетико-фонематической стороны речи. В его ходе продолжаем закреплять понятие о месте нахождения звука (начало, середина, конец) ;развивать у детей фонематические процессы; зак...

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы «Дом. Квартира»

Фронтальное логопедическое занятие в старшей логопедической группе по лексической теме: "Дом. Квартира". Цель -  актуализация словаря по лексической теме "Дом. Квартира"...