Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лазуткина Татьяна Сергеевна

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование грамматически правильной речи.

Цели:
1. Активизация и накопление словаря по теме по теме ПОСУДА
2. Формирование грамматически правильной речи: усвоение формы родительного падежа, единственного и множественного числа имен существительных; упражнение в согласовании прилагательных с существительными.
3. Словообразование относительно прилагательных, сложных слов (сложением основ) и существительных суффиксальным способом.
4. Развитие связной речи: составление описательного рассказа с использованием плана-схемы.
5. Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления.

 1. Организационный момент.
Демонстрация наложенных контурных изображений предметов посуды.

Л: Внимательно посмотрите на этот необычный рисунок и скажите о чем мы будем говорить.
Д: О посуде.

Л: Какие предметы посуды вы здесь видите? Д: Я вижу кастрюлю, (сковородку, чашку, ... )

2. Появляется кукольный персонаж «бабушка Федора».

Л: Сегодня к нам на занятия приехала бабушка Федора. Вы все хорошо знаете сказку К.И. Чуковского «Федорино горе» и помните, как она закончилась:
Была Федора ленивой, а стала ...
Д: Трудолюбивой.

Л: Была Федора грязнулей, а стала ...
Д: Аккуратной, опрятной.

Л: И обещала посуду больше не обижать, мыть, беречь, держать в чистоте и порядке. Вот сегодня мы и узнаем, как живется посуде у Федоры Егоровны. А посуды у нее много! Подскажите, чего у нее много?

Д/и «Один-много» (употребление существительных в родительном падеже множественного числа). Демонстрация предметов кукольной посуды.
Д: Много ложек (вилок, ножей, тарелок, чашек, блюдец, кастрюль, сковородок, терок).

3. Л: И это, конечно, не вся посуда Федоры Егоровны. Всю посуду она привезти бы не смогла. А есть здесь грязная, немытая посуда?
Д: Нет.
Л: А есть здесь битая посуда?
Д: Нет. Вся целая, чистая.
Л: А как вы думаете, какая посуда может разбиться?
Д: Чашки, блюдца.
Л: Сделанная из каких материалов посуда бьется?
Д: Из стекла, из фарфора, из хрусталя.
Л: А есть ли небьющаяся посуда? Давайте посмотрим,  из каких материалов делают посуду.
(Демонстрация реальных предметов):
чашка из фарфора - фарфоровая чашка;
стакан из стекла –
солонка из хрусталя ложка из серебра -
вилка из стали -
ложка из дерева -
солонка из пластмассы терка из металла кастрюлька из алюминия -

4. Д/и «Чего не хватает»
Л: Посуда из стекла, из фарфора, из хрусталя может разбиться. Но и небьющуюся посуду нужно беречь, потому что она может сломаться. Посмотрите на этот рисунок и скажите, чего не хватает у каждого предмета.
Д: Чайник без носика. Чашка без ручки. Бидон без дна. Кастрюля без крышки. Рюмка без подставочки.

5. Образование и объяснение значений сложных существительных: мясорубка, овощерезка, кофемолка, кофеварка, соковыжималка.
Л.: Прежде чем приехать в наш д/с, Федора Егоровна зашла в хозяйственный магазин и сделала там несколько покупок в отделе посуды. Отгадайте, что купила бабушка Федора? (Демонстрация «покупок»: коробок и упаковочных пакетов с «этикетками»:
мясо + топор (рубить); овощи + нож (резать); кофе + кофеварка (варить); кофе + мельница (молоть); сок + соковыжималка (выжимать).
Д: Сок выжимает. Это соковыжималка. Кофе варит. Это кофеварка. Мясо рубит. Это мясорубка. Кофе мелет. Это кофемолка. Овощи режет. Это овощерезка.

6. Словообразование существительных суффиксальным способом.
Л: Ребята! Давайте поможем Федоре навести порядок на кухне. Подумайте, какие продукты куда нужно положить и соедините картинки парами.
(Работа на листах с печатной основой. Дети объясняют свои действия по ходу выполнения задания: «Я положил хлеб в хлебницу». «Я насыпал соль в солонку».

7. Физкультминутка.
Л: А теперь давайте удивим Федору и сами превратимся в посуду.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки -
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.

8. Составление рассказов - описаний предметов чайной посуды.
Л: Посмотрите, какую красивую посуду принес нам скромный пластмассовый поднос. (Демонстрация чайного сервиза). Это подарок Федора Егоровны. Какие предметы входят в этот сервиз? Какая это посуда? (Чайная). Расскажите о любом предмете из этого сервиза. (2-3 рассказа описания с опорой на схему).

9.Л:  А теперь давайте расскажем Федоре, как ребята в нашем д/с любят играть с посудой в кукольном уголке.
Д/и «Подскажи словечко».
У стола стоит Алешка,
Он раскладывает ... (ложки).
Помогает Милочка
Всем кладет по ... (вилочке).
Маленькая Эллочка принесла ... (тарелочки).
И теперь с Наташкой
Ставит к блюдцам ... (чашки).
Возле них Аленка
Сыпет соль в ... (солонку).
В кухне варит Юля
Вкусный суп в ... (кастрюле).
Жарит ловко на огне
Блинчики в ... (сковороде).
Помогает ей Иришка,
От кастрюли держит ... (крышку).
Маленький Егорка
Трет морковь на ... (терке).
Не спеша принес Антон
Металлический ... (бидон).
Ну, а девочка Варвара
Села рядом с ... (самоваром).
Говорит: «Как рада я! Интересная игра!»

10. Итог.
Л: Интересно нашим детям играть потому, что они много знают о посуде и умеют ее беречь; и играют также дружно, как и отвечают на занятиях. Сегодня все ребята старались, и как только отгадают загадку, получат еще один сюрприз от Федоры.
Меня на стол несут
И взрослые, и детки,
Потому что вкусные
Внутри меня конфетки.
Д: Конфетница.

Угощение детей конфетами. Прощание с Федорой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"

Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква А»

Цель – познакомить детей со звуком и буквой А.Программные задачи:        Коррекционно-образовательные задачи:- учить выделять звук А из состава слова;- познакомить д...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г"

Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по формированию произносительной стороны речи "Звук Г".  Занятие проводится в 3 периоде в старшей группе с детьм...

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуковая культура речи. Звуки [Г] и [Г`]

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуки [Г], [Г`]....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос». Цель: развитие связной речи ...