Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Федоряченко Наталья Николаевна

Цель занятия, развитие фонетико-фонематической стороны речи. В его ходе продолжаем закреплять понятие о месте нахождения звука (начало, середина, конец) ;развивать у детей фонематические процессы; закреплять понятие "слово", "буква", "гласный звук"; развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;развивать умение соотносить звуки и буквы; развивать моторный праксис и просодические компоненты речи. На занятии использовалась презентация "Мы дружим с гласными"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Мы дружим с гласными»

Подготовила Н.Н. Федоряченко учитель-логопед АОУ № 22 «Родничок» г. Долгопрудный

ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цель: Развитие фонетико- фонематической стороны речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная:

- учить детей различать звуки А,О,У,И,Э, Ы по акустико- артикуляционным характеристикам, находить место звука в представленных картинках.

2. Коррекционно-развивающие:

- закреплять понятие о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова);

- развивать у детей фонематические процессы;

- закреплять понятие «слово», «гласный звук»;

- развивать умение выделять гласные звуки в начале, середине и конце слова;

- развивать умение соотносить звуки и буквы;

- развивать моторный  праксис и просодические компоненты речи.

3. Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Материалы и оборудование:

- магнитная доска;

- столы и стулья для детей;

- кружки красного ,синего цветов, схемы для определения места звука в слове.(для каждого ребенка);

- мячи;

- круги красного, синего, зеленого цветов - «фонарики» для каждого ребенка;

-карандаши;

-презентация;

-медали ;

Образовательные области:

-социально-коммуникативное развитие,

- речевое развитие,

- познавательное развитие.

Виды детской деятельности:

- игровая;

- двигательная;

- коммуникативная.

Предварительная работа:

- разучивание артикуляционной гимнастики;

- разучивание пальчиковой гимнастики;

- разучивание физкультминуток (движение с речью);

- развитие дыхания и голоса;

- дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики», «Хлопай, не зевай», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай», «Перепалка»;

- работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний

Методы и приемы:

- Словесный (вопросы, объяснение).

- Наглядный (картинки, показ артикуляции).

- Игровой (дидактические игры)

- Практический (упражнения).

Ход занятия.

Дети сидят за столами, на которых лежит раздаточный материал.

  1. Организационный момент.

   Презентация  (начальный слайд)

Логопед: - Сегодня к нам в гости пришел Знайка . Он живет в волшебном Цветочном городе. Вместе с ним там живут Звуки и Буквы. Они друзья Знайки. Поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно их различать. Давайте покажем Знайке, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. Знайка расскажет  о вас и ваших знаниях еще одному малышу, жителю Цветочного города ( правда слегка ленивому) Незнайке. Знайка   что то принес с собой. Что это, мы наверное узнаем только в конце нашего занятия. Вспомните, что мы слышим и говорим?

Дети: - Звуки.

Логопед: - Что мы читаем и пишем?

Дети: - Буквы

Логопед: - А какие звуки мы называем гласными?

Дети: - Гласными называются звуки, которые можно тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.

Логопед: - Как они схематически обозначаются?

Дети: - Красным кружком.

II. Основная часть.

Логопед: - Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ, пальчиков

.Логопед: - Давайте сделаем артикуляционную гимнастику. выполняйте упражнения, следите за губами, язычками.

Дети выполняют артикуляционные упражнения по инструкции логопеда (улыбка, дудочка ,хоботок, заборчик, , лошадка).

Логопед: - А теперь потренируем наши пальчики.

Логопед просит одного ребенка выйти к доске и провести с детьми пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «В гости».

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам  мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Все мы пальчики друзья.

Друг без друга им нельзя.

Логопед: - Теперь вы готовы произносить красиво гласные звуки. Давайте вспомним , как мы жестами изображаем гласные звуки и  вспомним «Песенку гласных звуков».

 «Песенка гласных звуков».

Гласных звуков шесть всего

Я смогу пропеть их все до одного:

А, У, О, И, Э, Ы.

Логопед: - Знайка хочет посмотреть какие вы внимательные и предлагает игру «Фонарики». Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги).

Логопед произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы…. Дети, услышав гласный звук поднимают «фонарик».

Логопед: - У каждого звука есть свой домик. Как мы называем его?

Дети: - Буква.

Презентация

1 слайд « А»

Логопед: - Посмотрите на букву, и скажите для какого звука этот «домик».

Логопед: - Ребята, Знайка  спрашивает, знаете вы где могут находиться звуки в совах?

Дети: - В начале, в середине, в конце слов.

Логопед: - Знайка приготовил для вас задание. Найдите место звука [А] в названии картинок. Выполните задание на своих схемах, а потом сверим их со слайдом.

2 слайд «О»

3слайд «У»

4 слайд «И» 

5 слайд «Э»

6 слайд «Ы»

Физкультминутка.

Логопед: - Давайте немного отдохнем,( кинезиологические упражнения)

Логопед: Знайке очень нравится с вами заниматься и он предлагает вам еще задание «Назови не ошибись».

7 слайд  

8 слайд

 Логопед: - Молодцы.  Знайка  приготовил еще одно задание «На рыбалке». На столе  у вас лежат картинки с изображением рыбака, и ловит он не рыбу, а буквы. Помогите ему , но поймайте только гласные буквы.

Дети берут красные карандаши и проводят линию от буквы к букве. Затем на слайде гласные буквы становятся красными и дети проверяют свои работы.

III. Итог занятия.

Логопед: - Знайке пора возвращаться в Цветочный город. Давайте с ним попрощаемся и вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети: - Мы вспоминали гласные звуки и буквы.

Логопед: - Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду показывать символы звуков, а вы отгадайте какой звук я загадала и произнесите его хорошо артикулируя.

 Логопед жестами показывает звуки. Дети называют их.

9 слайд  Как же мы забыли, ведь Знайка нам что то  принес.(сюрпризный момент «Медали» с пятерками)

Используемая литература:

 Нищева Н.В.Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)

1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». МГЗПИ. 1991г. -188с.

2. В. Волина «Учимся играя». М. «Новая школа». 1994 г. - 95с.

3. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет». ГНОМ и Д. 2009г.

4. Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Наше тело"...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА!»

Активизировать и расширять словарный заас, грамматическую сторону речи, продолжать использовать мнемодорожку для развития связной речи....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему: "Зима"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка....

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «КАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА!»

Конспект логопедического занятия о посуде, Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, употреблении в речи относительных прилагательных. Продолжать обучат...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему "Весна"

Конспект по проведению логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему: "Весна"....

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук [у]"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук [у]"...