Картотека игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Кротова Наталья Владимировна
Данная картотека позволяет вести работу по развитию речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_razvitie_rechi_st.gr_.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 СЕРПАНТИН»

КАРТОТЕКА

игр по развитию речи детей

старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Кротова Наталья Владимировна

г. Ростов

2021 год

ОСЕНЬ

1. «Что бывает осенью?».

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Звери готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

2. «Один - много».

Цель: развивать у детей умение образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы

 3.«Осенние листья» (лото).

Цель: расширять словарь по теме «Осень. Деревья», развивать у детей умение правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

Ход: Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.

ОВОЩИ

 

1. «Чудесный мешочек".

Цель: закрепить названия овощей, их цвета; развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Перед игрой детей знакомят с овощами и их свойствами. Выбранный ребенок достает из «чудесного мешочка» по одному овощу, называет их.

Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

 2. «Загадки Зайца». 

Цель: развивать у детей умение определять предмет по его признакам, грамматический строй речи.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что

это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

3. «Один - много».

Цель: познакомить детей с умением образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. На пример: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».

 4. «Назови ласково».

Цель: развивать у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход: Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?». Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

5. «Какой овощ пропустили?». 

Цель: развивать у детей внимание, зрительную память, грамматический строй речи.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый

раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок отгадывает его. Он называет и рассказывает о его признаках и свойствах (цвет, форма, применение).

 

6. «Поваренок».

 Цель: закрепить с детьми умение правильно употреблять существительные в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход: Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

ФРУКТЫ

 

1. «Что в корзинке?».

Цель: познакомить детей с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход: Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

 2. «Чудесный мешочек» (вар. 2).

Цель: закрепить умение различать фрукты на ощупь, закрепить умение детей описывать угаданные фрукты.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.

Ход: Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок. Затем ребенок описывает фрукт.

 3. «Один - много» 

Игра с мячом проводится аналогично игре 3 из темы «Овощи», только с названиями фруктов.

4. «Соберем фрукты в саду».

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке, развивать навыки грамматического строя речи.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.

 

5. «Магазин «Фрукты».

Цель: познакомить детей с умением выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы, развивать у детей навыки общения с окружающими.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.

Ход: Взрослый играет роль продавца. Он помогает оформить просьбу или комментирует действия ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!».

  6. «Назови ласково» (вариант 2).

Цель: развивать у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, а теперь покажи яблочко».

 7. «Разрезанные картинки».

Цель: развивать у детей умение составлять целое из двух частей, мышление, грамматический строй речи.

Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и "Груша" (вертикальный разрез), разрезанные на две части.

Ход: Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем ребенок составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку. Затем ребенок описывает части фрукта.

ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ

1. «Писатель».

Цель: развивать у детей грамматический стой речи, кругозор, активизировать словарь по теме.

Оборудование: предметные картинки овощей, фруктов, ягод.

Ход: Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану:

Что это?

Где растёт?

Какой на вкус?

Какого цвета?

Какой формы?

Какой на ощупь?

Что из него готовят?

2. «Вершки-корешки».

Цель: расширить знания детей об особенностях различных овощей, развивать грамматический строй речи.

 Оборудование: иллюстрации овощей.

Ход: До игры объяснить, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки).

Дети делятся на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышит название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.), а другая приседать, когда педагог назовет «корешки» (картофель, лук, редис).

3. «Собираем урожай».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, расширить и уточнить знания детей об овощах.

Оборудование: предметные картинки овощей, панно.

Ход: На панно «Огород» расставлены овощи. Дети «собирают» овощи, комментируя свои действия: «Я дергаю морковь – это овощ»; «Я копаю картофель»; «Я срываю горох» или педагог помогает: «Что ты срываешь? Горох?».

4. «День рождения зайца».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, конкретизировать знания детей о дарах осени.

Оборудование: игрушка заяц, предметные картинки овощей, фруктов.

Ход: Детям пришло приглашение на день рождения. На столе овощи и фрукты (картинки). Дети выбирают подарок. Затем переходят в другую часть комнаты. Они «отдают» игрушечному зайцу подарки со словами: «Я тебе принёс в подарок большую морковку – это овощ».

5. «Таинственный мешочек».

Цель: развивать у детей мышление, речь, грамматический строй речи.

Оборудование: мешочек, муляжи или настоящие овощи.

Ход: Детям предлагается «мешочек», в котором ребёнок на ощупь определяет, что он будет дарить зайцу, а затем рассказывает о выбранном овоще. Для игры можно применять настоящие овощи.

6. «Какой подарок не назвали».

Цель: развивать у детей внимание, мышление, речь, навыки грамматического строя речи.

Оборудование: игрушка заяц, муляжи или иллюстрации овощей, фруктов, ягод.

Ход: Педагог раскладывает все «подарки» детей перед зайцем и благодарим от его имени за принесённые овощи, фрукты, перечисляя их. Но один овощ или

фрукт назвать забываем. Дети должны отгадать, что именно не назвали или не показали. Затем описать его.

7. «Таинственный мешочек».

Цель: развивать у детей мышление, речь, грамматический строй речи.

Оборудование: мешочек, муляжи или настоящие овощи.

Ход: Детям предлагается «мешочек», в котором ребёнок на ощупь определяет, что он будет дарить зайцу, а затем рассказывает о выбранном овоще. Для игры можно применять настоящие овощи.

8. «Повар».

Цель: закрепит у детей знания об овощах и фруктах, развивать у детей кругозор, навыки грамматического строя речи.

Оборудование: предметные картинки овощей, фруктов, ягод, картинки кастрюли для супа и компота, стол.

Ход: Дети делятся на команды. У каждой команды набор картинок с изображением различных продуктов питания (овощи, фрукты, ягоды). У педагога «кастрюлька». Дети кладут в неё только то, что нужно для супа из овощей, фруктового сока, компота, салата овощного, фруктового варенья и т.д., комментируя свои действия. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее «приготовит» блюдо.

9. «Магазин».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: силуэты вырезанных из картона банок с нарисованными на них фруктами.

Ход: Дети «покупают» в «магазине» у педагога «банки с компотом», вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребёнок говорит: «Я хочу купить фруктовый компот из яблок» и т.д.

10. «Овощи-фрукты».

Цель: развивать знания детей об овощах и фруктах, внимание, мышление, грамматический строй речи.

Оборудование: мяч.

Ход: Игра проводится с мячом. До игры, объяснить детям, когда ловить мяч. На пример: «Дети, если вы услышите название фрукта, нужно поймать мяч, если овоща – уронить его». Затем ребенок, который поймал мяч рассказывает об названном педагогом овоще или фрукте.

ИГРУШКИ

1. «Узнай игрушку».

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме, навыки грамматического строя речи.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешочке.

Ход: Взрослый рассказывает об игрушке, на пример: «Эта игрушка красного цвета с синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно

играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка. Затем рассказывает об игрушке ребенок.

 2. «Чудесный мешочек» (ваиант 2).

Цель: закрепить с детьми умение определять игрушки на ощупь, развивать у детей навыки грамматического строя речи.

Оборудование: игрушки в мешочке.

Ход: Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка. Затем ребенок рассказывает о выбранной игрушке.

 3. «Назови ласково» описание игр см. выше.

4.  «Один – много» описание игр см. выше.

 5.  «Чего не стало?».

Цель: упражнять детей в образовании форм родительного надежа, развивать у детей зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход: Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

 6. «Разрезные картинки».

Цель: развивать у детей умение составлять целое из двух частей, описывать части.

Оборудование: разрезная картинка «Матрешка» (вертикальный разрез).

Ход: Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась, рассказывает о частях.

 7. «Чего не хватает?». 

Цель: развивать у детей целостное восприятие предмета, грамматический строй речи.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ход: Ребенок рассматривает нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть и рассказать о ней.

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

1.«Уложим куклу спать».

Цель: уточнить знания детей о предметах одежды, ее деталях, рисунком, цветом.

Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.

Ход: Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу и комментирует свои действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. Если ребенок затрудняется в рассказе, педагог задает наводящие вопросы: «Что ты снял? Куда повесил? Что ты расстегнул?».

 2. «Кукла проснулась». 

Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета, развивать у детей навыки грамматического строя речи.

Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.

Ход: Педагог демонстрирует детям куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, сопровождает свои действия речью: «Оденем кукле маечку, чистую белую маечку». Если ребенок затрудняется в рассказе, педагог задает ребенку вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?».

 3. «Нарядим куклу».

Цель: развивать у детей знания об одежде, расширять кругозор у детей в ее правильном применении, закрепить у детей грамматический строй речи.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Взрослый предлагает ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку, описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы».

 4. «Один – много» (с предметами одежды):

майка - майки   

платье - платья

кофта кофты

рубашка - рубашки

куртка - куртки и т. д

 

5. «Назови ласково» (с предметами одежды):

платье – платьице, майка – маечка, носки - носочки , сарафан – сарафанчик, рубашка - рубашечка и т. д.

 6. «Кто во что одет?».

Цель: уточнить знания детей об одежде девочек и мальчиков, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.

Ход: Педагог предлагает детям сравнить одежду детей. Вызванный ребенок говорит: «У Насти - платье, а у Саши рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т.д. Если ребенок затрудняется, педагог задает наводящие вопросы: «Какие по размеру рукава у Настиного платья и Сашиной рубашки?» и т. д.

 7. «Чего не хватает?».

Цель: развитие у детей целостное восприятие предмета.

Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

Ход. См. игру из темы «Игрушки».

 

8. «Репортер».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: два микрофона.

Ход: Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.

План вопросов:

Что это? (Головной убор …).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

В какое время года носят?

Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

9. «Магазин».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: предметные картинки одежды, обуви, головных уборов.

Ход: Ребёнок описывает вещь, которую хочет купить, не называя её. «Продавец» (педагог) отгадывает, о чём идет речь, и отдаёт «покупателю» картинку с изображением «покупки».

10. «Кто во что одет».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: предметные картинки детей, одетых по-разному.

Ход: Один или двое детей выходят на подиум. Остальные описывают одежду, сравнивают какие-либо предметы одежды, имеющейся у того или другого ребёнка. На пример: «На Вове надета зелёная рубашка с карманами, а у Егора – без». Или дети описывают одежду детей на иллюстрациях.

11. «Собери фотографию».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, мышление.

Оборудование: иллюстрации кукол в одежде, разрезанных на три части (голова, туловище, ноги).

Ход: Дети сидят по двое. На стол выдается 2 разрезанные куклы, части которых перепутались. Каждый собирает свою картинку так, чтобы головной убор, одежда соответствовали ситуации, в которой они используются. Это может быть сезонная, форменная, мужская, детская…Затем дети рассказывают о подобранных ими картинках.

12. «Остановки».

Цель: уточнить знания детей о различных видах одежды, развивать у детей слуховое внимание, навыки грамматического строя речи.

Оборудование: столы с различными иллюстрациями одежды, обуви, головных уборов.

Ход: Педагог предлагает детям различные иллюстрации предметов, расположенных на столах. Дети ходят вокруг них и останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней и т.д.).

13. «Ателье».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, уточнить знания детей о видах одежды.

 Оборудование: различные по цвету и текстуре кусочки тканей.

Ход: Выбирается приемщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы – кусочки ткани и заказывает разные виды одежды. При этом они должны сказать, что приносят сшить (юбку, пальто и т.д.) из какой ткани, с какой отделкой.

14. «Разложи по полочкам».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: игрушечный магазин и кукольная одежда.

Ход: Педагог рассказывает детям, что в магазине случилась беда – кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все валяется на полу. Педагог просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам.

Образец речи детей: «Я взял кофту. Кофта – это одежда. Я её положу на среднюю полку»; «Я взял туфли. Туфли – это обувь. Я их положу на нижнюю полку».

ПОСУДА

1. «К кукле пришли гости». 

Цель: уточнить знания детей о посуде, ее цвете, форме, назначении, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий), кукла, мишка и зайка. 

Ход: Педагог объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет и комментирует свои действия: «Я поставил хлебницу на середину стола. Рядом поставил мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положил чайные ложки» и т. д. Если ребенок затрудняется в рассказе, педагог задает наводящие вопросы: «Что ты взял? Куда ты поставил блюдца и чашки? Где стоит сахарница?» и т. д.

 2. «Угостим медведей чаем».

Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая.

Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».

Ход: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка - тарелочка ложка ложечка.

 3. «Помоем посуду».

Цель: закрепить знания детей о посуде, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.

Ход: Педагог объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенок называет предметы посуды, действия (мыть, сушить).

 4."Один - много".

Цель: развивать у детей умение образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе, бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: чашка- чашки, ложка – ложки, блюдце – блюдца, тарелка- тарелки, чайник- чайники, хлебница – хлебницы.

 5. "Ложка и стакан".

Цель: формировать у детей понятие о некоторых предлогах.

Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.

Ход: Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку Действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-

либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша.

 6. «Чего не стало?». 

Цель: уточнить с детьми названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда.

Ход: Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет исчезнувший предмет. Игра повторяется 3-4 раза.

 

7. «Разрезная картинка».

Цель: развивать у детей умение составлять целое из трех частей, грамматический строй речи.

Оборудование: разрезная картинка «Чашка» (три горизонтальных разреза).

Ход. Ребенок складывает картинку и называет, что получилось.

 

8. «Столовая».

Цель: развивать у детей умение сервировать стол, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: фартук, косынка, игрушечная посуда, игрушки, стол.

Ход: На столе расставлена игрушечная посуда, ребёнок сервирует стол к приходу гостей. (Приходит или кукла, игрушки или дети).

Педагог задаёт вопросы: «Какую посуду нужно поставить для завтрака, ужина?»; «Какая посуда нужна, чтобы сварить суп, кашу …» и т.д.

Дети помогают перечислять посуду, а ребёнок «официант» ставит на стол названные предметы.

9. «Писатель».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: кукольная посуда.

Ход: План рассказа:

Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы).

Из каких частей состоит?

Какого цвета?

Какой формы?

Какого размера?

Из какого материала изготовлено?

В какое время суток используют?

10. «Магазин».

Цель: развивать грамматический строй речи, активизировать словарь детей.

Оборудование: кукольная посуда.

Ход: Ребёнок «покупает» посуду (можно использовать игрушечный набор) у «продавца» педагога. Для этого «покупатель» описывает необходимый ему предмет по плану, приведённому выше.

11. «Из чего сделана посуда».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: мяч.

Проводится с перекидыванием мяча. Педагог называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.

На пример: Вилка из металла – металлическая.

Стакан из стекла – стеклянный.

Ваза из хрусталя – хрустальная.

Ложка из дерева – деревянная.

Тарелка из пластмассы – пластмассовая.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

12. «Разложи продукты по своим местам».

Цель: развивать у детей навыки словообразования, грамматический строй речи.

Оборудование: игрушка Незнайка.

Ход: Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Педагог спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д. Затем педагог обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас в кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.

13. «Что нарисовано?».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, внимание, наблюдательность, умение классифицировать посуду.

Оборудование: изображения нескольких наложенных друг на друга нарисованных предметов.

Ход: Ребёнок должен назвать каждый предмет и назвать его категорию.

На пример: «Это тарелка – столовая посуда»; «Это чашка – чайная посуда».

Столовая посуда

14. «Водичка».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: стол, тарелки, графин, стаканы, кастрюля, чайник, ложка, половник и другое, таз с водой, миска с писком или землей.

Ход: Педагог детям демонстрирует действия (наливает и выливает воду) и комментирует их: «Я наливаю воду из чайника в чашку»; «Я выливаю воду из чашки в кастрюлю». Затем дети самостоятельно выполняют различные действия с посудой и водой, составляют собственные предложения, используя глаголы наливать и выливать. Аналогично детей знакомят с глаголом поливать, при этом подчеркиваются различные оттенки, передаваемые частью слова: выливать из чего-то (из стакана, банки), наливать куда-то (в стакан, кастрюлю), полить что-то (землю, грядку). Педагог учит детей слышать близкие слова и различать их значения в зависимости от приставок.

ДОМ

1. «Мой дом».

Цель: уточнить знания детей о частях дома, развивать у детей грамматический строй речи, внимание, мышление.

Оборудование: иллюстрации различных домов.

Ход. Педагог и дети рассматривают дом на иллюстрации, рассказывают о его частях: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д. Затем можно предложить детям самостоятельно придумать и загадать загадки.

 2. «Назови ласково».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: мяч или иллюстрации дома, окна, двери, крыши и других частей дома. 

 Ход: Воспитатель демонстрирует иллюстрацию одной из частей дома, а ребенок называет ее ласково: дом – домик, окно – окошечко, дверь - дверка и т. д.

 

3. «Кошкин дом». 

Цель: развивать у детей понимание предлогов в, на, из, под; ориентировку в пространстве, грамматический строй речи.

Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.

Ход: Педагог рассказывает детям, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия и прокомментировать их. Если ребенок затрудняется, то педагог задает наводящие вопросы.

 4. «Разноцветная улица».

Цель: закрепить и уточнить у детей знания об улице, домах; развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.

Ход: Педагог предлагает ребенку построить улицу, располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?».

 5. «Строитель».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, уточнить знания детей о строительных материалах.

Оборудование: строительный материал (различные кубики).

Ход: Дети строят городок из домиков, сопровождает все действия речью: «Сейчас мы построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Педагог обращает внимание детей на то, что много домов - это улица.

 

МЕБЕЛЬ

1. «В гостях у куклы Оли».

Цель: уточнить с детьми название предметов мебели, ее назначение, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: кукольная мебель, кукла.

Ход: Взрослый приглашает детей пойти в гости к кукле Оле. У куклы есть дома разная мебель. Педагог вместе с детьми рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее строение, значение. Педагог предлагает детям составить небольшой описательный рассказ о любом из предметов мебели по плану: что это, из чего сделан этот предмет мебели, из каких частей состоит, для чего нужен данный предмет.

2. "Спрячь мячик".

Цель: закрепить с детьми умение ориентироваться в пространстве, грамматический строй речи.

Оборудование: мяч.

Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

 3. «Мебель для Мишутки».

Цель: развивать у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход: Предварительно педагог вспоминает с детьми сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаилы Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать – кроватка, стул – стульчик, стол – столик, шкаф – шкафчик, диван — диванчик, кресло – креслице.

 4. «Один - много» (с предметами мебели):

стол – столы, стул – стулья, шкаф - шкафы и т. д.

 5. «Мастер».

Цель: уточнить знания детей о мебели, конкретизировать знания о ее строении, назначении, развивать у детей грамматический строй речи, память, мышление.

Оборудование: строительный материал, кукла, заяц, медведь.

Ход: Дети самостоятельно строят мебель для любимой куклы или другой игрушки. Затем после построения дети рассказывают о своем предмете мебели по плану: «Что построил? Из каких частей состоит твой предмет мебели? Для чего он нужен?

 6. «День рождения Маши».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме.

Оборудование: кукла Маша.

Ход: Педагог объявляет детям, что сегодня у куклы Маши день рождения. Она решила пригласить гостей. Дети по предметным картинкам и наводящим вопросам педагог составляют рассказ «День рождения Маши».

План рассказа:

Где Маша готовила еду? (в кухне).

Какая там стоит мебель? (кухонная).

Откуда Маша достала продукты? (из холодильника).

Где Маша резала салаты? (на столе).

Где жарила мясо? (на плите).

Из какого шкафа Маша достала праздничное платье? (из платяного).

В какую комнату Маша пригласила гостей? (в гостиную комнату).

Куда Маша поставила угощение для гостей? (на обеденный стол).

Откуда Маша достала тарелки? (из серванта).

Перед чет Маша расчесывала волосы, когда гости ушли? (перед зеркалом).

В какой комнате легла Маша спать, когда кости ушли? (в спальной комнате).

Какая там стояла мебель? (спальная мебель).

Куда Маша сложила праздничное платье? (в платяной шкаф).

Куда Маша легла спать? (в кровать).

7. «Котёнок».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: игрушка котенка.

Ход: Педагог показывает детям игрушечного котенка и говорит: «К нам в гости пришел котенок. Он будет прятаться, а вы его ищите». Педагог прячет игрушку. Дети отыскивают и говорят: «Котенок на стуле»; «Котенок в шкафу» и т.д. Затем педагог тихо, чтобы остальные не слышали, дает задание одному ребёнку. После того, как он выполнит задание, педагог спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения.

На пример: «Что сделал Саша?» – «Саша посадил котенка под стул».

«Что сделала Маша?» – «Маша вытащила котенка из-под стула».

8. «Магазин».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, активизировать словарь детей по теме.

Оборудование: стол, кукольная мебель, кукла Маша.

Ход: Дети по очереди выходят к доске и «покупают» для куклы Маши мебель. Комментарии к действиям:

«Я куплю в спальню Маше кровать»;

«Я куплю в спальню Маше платяной шкаф»;

«Я куплю в столовую Маше стол и четыре стула».

Затем дети сортируют купленную мебель в зависимости от её назначения. Педагог помогает детям и поясняет, что теперь у Маши есть кухонная мебель, столовая мебель, мебель для детской комнаты, мебель для гостиной.

9. «В мебельном магазине».

Цель: развивать грамматический строй речи, обогащать словарь по теме.

Материал: кукольная мебель.

 Ход: Дети по плану, рассказывают продавцу про мебель, которую хотели купить.

План рассказа:

Что это? (назначение: мебель для кухни, гостиной, спальни, детской комнаты).

Из каких частей состоит?

Из какого материала сделано?

Какого цвета?

Какой формы

Как используется в хозяйстве?

ЧЕЛОВЕК

1. «Доктор».

Цель: уточнить знания детей о строении человека, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: игрушечные атрибуты медика.

Ход: Взрослый предлагает ребенку поиграть в больного и доктора. Сначала доктором будет ребенок, взрослый жалуется, что у него болит голова (рука, нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть больного, и «полечить» его. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

 2. «Один - много».

ухо – уши, рука – руки, нога - ноги и т. д.

 3. «Назови ласково».

нос – носик, глаз – глазик, рука – ручка, голова - головка и т. д.

 4. "Два и две".

Цель: развивать у детей умение употреблять в речи числительные «два» и «две», развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: зеркало.

Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает ему подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные ребенком при подборе слов ошибки.

 5. «Вспомни, что делает».

Цель: уточнить, расширить и активировать глагольный словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.

Ход: Педагог показывает детям картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.

 5. «Олины помощники». 

Цель: развивать у детей умение образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Оборудование: кукла Оля.

Ход: Педагог рассказывает детям, что к ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия:

«Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле... (ножки).

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле ...(ручки).

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле ...(зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки - сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле...(глазки)».

После чтении стихотворении взрослый спрашивает ребенка: «Кто твои помощники? Что они умеют делать?».

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1.«Давай познакомимся».

Цель: уточнить знания детей о строении домашних животных, развивать у детей умение описывать их по плану педагога, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).

Ход: Педагог с таинственным видом показывает детям мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, на пример, собаку, и беседует с детьми о ней, задает вопросы: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?». Далее ребенок рассказывает о выбранном им домашнем животном по плану: кто это, какое это животное, что есть у животного, чем питается, какие издает звуки, какую пользу приносит человеку.

  

2. «Помоги маме найти своих детенышей». 

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей, стол.

Ход: Педагог раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку, например, собаки и говорит: «Собака плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

 

3. «Назови ласково».

Цель: развивать у детей умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход: Педагог просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал?»

(хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

4. «Один – много».

(с домашними животными и их детенышами):

кошка – кошки             собака – собаки

корова – коровы         лошадь – лошади

котенок – котята        щенок – щенки

теленок – телята      жеребенок – жеребята

5. «Кто где спрятался?». 

Цель: закрепить с детьми умение ориентироваться в пространстве, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход: Педагог прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит детей найти ее. После того, как они нашли игрушку, педагог спрашивает: «Куда спряталась собака?» (под стол). «Правильно. Собака под столом». Педагог выделяет предлог голосом. Затем он предлагает детям спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь детей вопросом: «Куда вы спрятали собаку?».  

6. «Разрезные картинки».

Цель: развивать у детей умение составлять целое из трех и четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения.

Оборудование: разрезные картинки «Конура», «Конюшни» (вертикальный и горизонтальный разрезы).

Ход: Ребенку предлагают сложить конуру (конюшню). В ходе работы и после ее выполнения педагог просит ребенка прокомментировать свои действия.

7. «День рождения кошки».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: маски или иллюстрации домашних животных, игрушка кашка.

Ход: Педагог раздает детям маски или картинки с изображением домашних животных и говорить, что кошка пригласила их на день рождения. (Вводится дополнительный персонаж – игрушечная кошка). Кошка «спрашивает» у животных, какое им приготовить угощение.

Образец ответа детей: «Я собака, я люблю кости»; «Я корова, я люблю траву» и т.д.

8. «День рождения свиньи».

Цель: закрепить в активном словаре детей существительные по теме, практическое использование существительных в родительном падеже.

Оборудование: игрушки домашних животных.

Ход: Педагог рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождения. Она тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и листья. Лошади – молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.

Затем педагог спрашивает, что не понравилось гостям? Что любит корова? Собака? Кошка? Свинья? Лошадь?

Образец ответа: «Корова любит траву».

9. «Спор животных».

Цель: закрепить в активном словаре детей существительные по теме.

Оборудование: иллюстрации домашних животных.

Ход: Педагог раздает детям картинки с изображениями домашних животных и говорит: «В одной стране жили волшебные животные, которые умели говорить. И вот однажды они заспорили, кто из них самый главный, кто больше всех нужен человеку». Корова сказала: «Я самая главная – я даю молоко, масло, сметану». Затем кто-то из детей по аналогии озвучит животное, изображенное на его картинке: «Нет, я, лошадь, самая главная – вожу тяжелые вещи, я тоже даю молоко» и т.д.

Затем педагог предлагает детям рассудить спор животных. Он объясняет, что все животные нужны человеку, они ему помогают, каждое из них по-своему приносит пользу.

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

  1. «Что бывает зимой?».

Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень».

Пример: Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

2. «Выпал беленький снежок».

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, развивать у детей умение согласовывать слова с движением, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход: Педагог приносит в группу снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь детей вопросами: «Какого цвета снег? (белый). А какая сосулька? (прозрачная). Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?». После этого взрослый предлагает детям согреться, так как на улице холодно. Они проговаривают стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:

«Выпал беленький снежок –

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем».

3. «Что лишнее?».

Цель: уточнить знания детей о зимних предметах, развивать у детей мышление, внимание, грамматический строй речи.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход: Педагог предлагает детям выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняются, взрослый помогает им. По ходу игры детям задают вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?». Затем для рассматривания предлагается одна или несколько сюжетных картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие

дорожку, активизирует речь детей вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.

4. «Назови ласково».

(с существительными данной темы):

снег – снежок                                    лед — ледок

сосулька – сосулечка                  санки – саночки

горка – горочка                            лопата – лопатка         

ДЕРЕВЬЯ. ПРАЗДНИК ЁЛКИ

  1. «В лесу родилась елочка».

Цель: уточнить знания детей о елке, ее строении, развивать у детей мышление, память грамматический строй речи.

Оборудование: настоящая или искусственная елка.

Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть елку. Он беседует с детьми о елке, что у нее есть ствол, ветки, иголки. Речь детей активизируется вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, какие они? (острые), покажи нижние, верхние ветки. Где растет елка?». Затем педагог просит детей самостоятельно рассказать о елке.

2. «Один – много».

 (с существительными по теме):

ёлка – ёлки                                 ветка – ветки

иголка – иголки                     шишка – шишки

3. «Украсим ёлку к празднику».

Цель: конкретизировать знания детей о елке, закрепить умение детей составлять небольшой описательный рассказ о новогодних игрушках, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.

Ход: Сначала педагог и дети рассматривают елку без игрушек. Детей просят рассказать все, что они знают о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются новогодние игрушки. Взрослый активизирует речь детей вопросами о новогодних игрушках: видах, материале изготовления (стеклянные, бумажные, пластмассовые), цвете, размере, куда на елку можно повесить (на верхние или нижние ветки). Затем все вместе вешают елочные игрушки. Вызванный ребенок составляет небольшой описательный рассказ о выбранной им игрушке по плану: что это, из чего сделана игрушка, какой у нее цвет, размер, где именно на елке висит игрушка.

 

4. «Назови ласково» (с существительными по теме):

ёлка – ёлочка        иголка – иголочка

ветка – веточка     шишка – шишечка

шар – шарик

5. «Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?».

Цель: закрепить с детьми понимание предлогов на и под, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход: Взрослый просит детей показать и сказать, что они видят на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

6. «Сложи ёлочку».

Цель: развивать у детей умение правильно выкладывать силуэт елки из треугольников, ориентируясь на их величину; рассказывать о строении елке, называя сравнительные размеры каждого из треугольников.

Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.

Ход. Дети выкладывает силуэт елки из треугольников. Во время выполнения задания комментируют свои действия: «Сначала я поставил большой треугольник. А потом поменьше. В верху у меня будет самый маленький треугольник». В конце игры дети рассказывают о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).

 

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

  1. «Птичий двор».

Цель: уточнить и расширить словарь по теме.

Оборудование: игрушечные петух, курица и цыплята, строительный материал – кирпичики.

Ход: Педагог строит забор из кирпичиков, дети помогают ему. Потом выполняют действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Детей привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить)». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тела;», побуждают детей к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-ре-ку».

2. «Кто как кричит?». 

(См. тему «Домашние животные»)

В игре используются звукоподражания петуху, курице и цыпленку.

3. «Один – много» (с названиями домашних птиц):

петух – петухи        курица – курицы

цыпленок – цыплята

 

4. «Угадай, кто это?». 

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением домашних птиц.

Ход: Педагог просит детей отгадать загадки. Если они отгадали правильно, взрослый показывает картинку-отгадку: «Кудах-тах-тах – снеслась в кустах» (курица). «Ку-ка-ре-ку! Стерегу!» (петух). «Пить-пить-пить – воды попить!» (цыпленок).

5. «Кто где спрягался?».

(См. тему «Домашние животные»).

Оборудование: Используется любая игрушечная домашняя птица.

6. «Разрезная картинка».

Цель: формировать у детей целостное восприятие предмета, активизировать словарь по теме.

Оборудование: разрезная картинка «Яйцо» (два горизонтальных разреза).

Ход: Игра проводиться после повторения сказки «Курочка Ряба». Речь детей активизируется вопросами: «Что случилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать его ласково? Кто снес яичко?» и т. д.

 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

  1. «Давай познакомимся». 

Проводится аналогично игре из темы «Домашние животные». В конце игры педагог должен объяснить ребенку, что заяц, лиса, волк и медведь – это дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится.

2. «Помоги маме найти своих детенышей»

 ( проводится аналогично игре из темы «Домашние животные»).

3. «Угадай, кто это?».

Цель: уточнить знания детей о диких животных; развивать у детей умение подбирать прилагательные, характеризующие особенности диких животных, грамматический строй речи.  

Оборудование: картинки с изображением диких животных.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка – отгадка: «Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий» (медведь). «Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный» (волк).

«Хитрая, пушистая, рыжая, проворная» (лиса). «Маленький, длинноухий, пугливый» (заяц).

4. «Один – много».

 (с названиями диких животных и их детенышей):

заяц – зайцы                                     лиса – лисы

волк – волки                                     медведь – медведи

зайчонок – зайчата                          лисенок – лисята

волчонок – волчата                         медвежонок – медвежата

5. «Лисьи прятки».

Цель: упражнять детей в употреблении предлога «за», развивать у детей грамматический строй речи, ориентировку в пространстве.

Оборудование: игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.

Ход: Педагог предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем предлагает детям рассказать о том, где находится лисенок. Аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.

6. «Кто чем питается?». 

Цель: закрепить с детьми правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты, стол.

Ход: Картинки раскладывают на столе. Педагог показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. Свой ответ дети показывают соответствующей картинкой и называют одним словом. На пример: «Капустой» или предложением: «Заяц питается капустой».

7. «В лесу».

Цель: уточнить знания детей о лесе, развивать у детей умение выкладывать силуэты елок из треугольников различной величины, грамматический строй речи.

Оборудование: большие и маленькие зеленые треугольники из картона или пластмассы. 

Ход: Дети выкладывают большие и маленькие елочки из трех треугольников. Все действия комментируются, обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Что у нас получилось?» (лес). «Какие деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живет в твоем лесу? А еще кто? Как называются их детеныши?».

8. «Кого я видел в зоопарке?».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, умение описывать по плану задуманное животное.

Оборудование: предметные картинки диких животных.

Ход: Ребёнок описывает по плану животное, не называя его.

План рассказа:

Кто это?

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное? Если дикое, то где живет? (север, юг, средняя полоса).

Как называется его дом?

Чем питается? (травоядное или хищное).

Как называют детенышей?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

Остальные дети должны отгадать, о ком он говорит.

9. «Театр».

Цель: закрепить в словаре детей прилагательные по теме.

Оборудование: шапочки лисы, медведя, волка.

Ход: Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка. Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая лиса? (хитрая, проворная). Какой волк? (злой, голодный). Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).

Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.

10. «Кто домашний, а кто дикий?».

Цель: развивать у детей умение дифференцировать домашних и диких животных, рассказывать о выбранном животном несколькими предложениями, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: колокольчик или бубен.

Ход: Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга не спеша, играя в колокольчик или бубен, говорит: «Домашнее, дикое. Домашнее, дикое». Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и произносит: «Дикое» (или: «Домашнее»). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать

животное, то игра продолжается и этот ребенок рассказывает о своем названном животном, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становиться ведущим.

11. «Звери заблудились».

Цель: конкретизировать знания детей о животных, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: доска, иллюстрации дома и леса, предметные картинки диких и домашних животных.

Ход: На доске картинки с изображением «Дом» и «Лес». Детям раздаются картинки диких и домашних животных. Они подходят к доске по очереди и рассказывают о своем животном. На пример: «Это кошка. Домашнее животное. Живёт около человека». «Это волк, живет в лесу. Дикое животное».

ВЕСНА

  1. «Что бывает весной?».

Проводится аналогично игре «Что бывает осенью?».

2. «Кораблик».

Цель: уточнить знания детей о весне, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: бумажный лист для изготовления лодочки.

Ход: Игра проводится на прогулке весенним днем. Сначала дети и педагог наблюдают весенние изменения в природе: таяние снега, образование воды, капель, появление проталин. Затем пускают лодочку по воде, читая стихотворение А. Барто «Кораблик»:

 «Матросская шапка

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам.

И просят меня:  

«Прокати, капитан!».

3. «Назови ласково».

 (с существительными данной темы):

снег – снежок              вода – водичка

ручей – ручеек            солнце – солнышко

лодка – лодочка         корабль – кораблик

4. «Разрезная картинка».

Цель: развивать у детей умение складывать картинку из четырех частей, описывать последовательность выполнения действий, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: разрезная картинка «Лодочка с парусом» (разрез по диагоналям).

Ход: Педагог предлагает детям сложить картинку. Во время работы или после дети комментируют свои действия: «У меня получился корабль с парусом. Я его сложил из 4 частей. Парус больше, чем лодочка. Лодочка относится к водному транспорту.

ПРОФЕССИИ

  1. «Играем в профессии».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, творческие способности.

Оборудование: картинки различных профессий людей.

Ход: Педагог раздают детям картинки и спрашивает: «У кого на картинке продавец?» («У меня продавец»); «Расскажи и покажи, что делает продавец («Взвешивает яблоки»). Если не может изобразить, то комментирует. Каждая картинка обсуждается.

2. «Кто что делает?».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: сюжетные картинки с различными профессиями.

Ход: Педагог показывает детям сюжетные картинки и проговаривает предложения. Дети должны вставить в них пропущенные слова, необходимые по смыслу.

Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыболов.

Лес рубит …

Пчел разводит …

Трубы чистит …

Землю копает …

При знакомстве детей со сложными словами педагог выделяет интонационно каждую значимую часть слова (рыбо-лов). Педагог объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.

Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).

3. «Назови мамину профессию».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, уточнить знания детей о профессиях.

Оборудование: иллюстрации профессий.

Ход: Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».

На пример: ткач – ткачиха, повар – повариха, певец – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен – спортсменка, портной – портниха, продавец – продавщица, актер – актриса и т.д.

4. «Угадай мою профессию».

Цель: уточнить знания детей с атрибутами различных профессий, развивать у детей внимание, мышление, грамматический строй речи.

Оборудование: стол, предметные картинки атрибутов к различным профессиям.

Ход: Ребёнок выбирает на столе у педагога предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек этой профессии.

5. «Загадки».

Цель: конкретизировать в речи детей названия атрибутов и предметов различных профессий, развивать у детей логику, мышление, грамматический строй речи.

Оборудование: предметные картинки атрибутов, предметов профессий.

Ход: Педагог предлагает детям послушать загадки об атрибутах разных профессий.

На пример: Куда нос, туда и хвост (иголка);

Дом из жести, а жильцы в нём – вести (почтовый ящик);

Сам пустой, голос густой, дроби отбивает, ребят созывает (барабан);

Конь бежит – земля дрожит, из ноздрей дым валит (поезд);

Тонна в рот земли войдет, если крот разинет рот (экскаватор);

Наведи стеклянный глаз, щелкнешь раз – и помнит вас (фотоаппарат);

Пища моя сладкая, а мщение ужасно (пчёлы, мёд);

Без языка говорит, без ушей слышит (телефон).

Отобрав картинку-отгадку, ребёнок называет соответствующую профессию.

На пример: фотоаппарат – фотограф, улей – пчеловод и т.д.

Детям предлагается выучить наизусть несколько загадок. Так же можно предложить детям придумать свои загадки к различным другим атрибутам или предметам профессий.

6. «Писатель».

Цель: расширять знания детей о профессиях, развивать грамматический строй речи, закрепить умение составлять небольшой связный рассказ о профессии.

Оборудование: предметные картинки профессий.

Ход: Ребенок выбирает иллюстрацию профессии и рассказывает о ней. План рассказа:

Что это за профессия?

Носят ли люди данной профессии форменную одежду? Если да, то какую?

Без каких предметов человек этой профессии не сможет работать? (Назвать атрибуты профессии)

Мужская, женская или общая эта профессия?

Люди этой профессии работают на улице или в помещении?

С кем или с чем работают эти люди (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?

Что делают люди данной профессии?

ТРАНСПОРТ

  1. «Чудесный мешочек». 

Цель: уточнить с детьми знания в разделе «Транспорт», развивать у детей умение рассказывать о машинах, грамматический строй речи.

Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду, мешочек.

Ход: Педагог достает по одной из машин из мешка. Вместе с детьми рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная т, д.), цвет, материал, назначение. Уточняется название частей машины, их окраска и форма. Педагог обобщает: грузовые машины переводят грузы, а легковые – людей. Затем педагог предлагает детям описать машины по своему выбору.

2. «Покатаем в машине игрушки». 

Цель: уточнить знания детей о пассажирском транспорте, закрепить умение составлять небольшой связный рассказ, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: большая машина, игрушечные пассажиры (кукла, мишка и др.).

Ход: Педагог предлагает детям покатать в машине игрушки. Уточняется название частей машины, их цвет и форма. Ребенок усаживает «пассажира» и катает его. Педагог предлагает детям составить небольшой связный рассказ о пассажире в транспорте по плану: что это, к какому транспорту относится эта машина, кто сидит в кабине, из каких частей состоит машина, что может делать машина.

3. «Один – много» (с существительными по теме):

машина – машины         грузовик – грузовики

колесо – колеса            кабина – кабины

фара — фары                 груз – грузы

пассажир – пассажиры

4. «Где сейчас машина?».

Цель: развивать у детей умение рассказывать о некоторых ситуациях на картинках, связанных с машиной; грамматический строй речи.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.

Ход: Педагог раскладывает картинки перед детьми. Затем просит их рассказать о машине, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.

 

5. «Выложи грузовую машину».

Цель: уточнить знания детей о строении грузовой машины, развивать у детей умение правильно располагать готовые формы, умение рассказывать о своих действиях, грамматический строй речи.

Оборудование: геометрические фигуры для составления силуэта грузовой машины.

Ход: Дети выкладывает грузовик из геометрических фигур. Педагог просит прокомментировать детей свои действия построения силуэта грузовика: «Я взял квадрат, это будет кабина. Затем я возьму прямоугольник, это будет кузов. А из кругов получатся колеса. Не хватает окна, фары».

 6. «Для чего используется транспорт?».

Цель: уточнить знания детей о транспорте, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: игрушки (самолет, самосвал, катер, скорая помощь, автобус и т. д.), игрушка Баба-яга.

 Ход: В гости к детям приходит Баба-яга (кукольный персонаж). Педагог обращает внимание детей на ее метлу и предлагает детям познакомить гостя с назначением современных видов транспорта.

Пример ответа: «Эта машина – скорая помощь. На ней перевозят больных»; «Эта машина – самосвал. На ней перевозят кирпичи, песок и другие грузы для стройки» и т. д.

7. «Шофер».

Цель: развивать у детей грамматический строй речи, уточнить знания детей о профессии шофера.

Оборудование: руль, кепка для шофера, различные машины, стол.

Ход: Ребенок выбирает на столе педагога любую из машин, надевает и берет атрибуты шофера. Затем рассказывает о шофере по плану:

Что это?

Из каких частей состоит машина?

Чем приводится в движение? (Электричество, топливо).

Где движется этот транспорт?

Для чего используется? Что перевозит?

Кто управляет этим видом транспорта?

8. «Кто управляет этим видом транспорта?».

Цель: конкретизировать знания детей о видах транспорта, закрепить знания детей о том, кто им управляет.

Оборудование: предметные картинки различных видов транспорта, стол.

Ход: Педагог показывает детям, собравшимся вокруг стола, картинки с изображением видов транспорта и предлагает сесть тому, кто назовет профессии людей, управляющих разными видами транспорта: мотоцикл – мотоциклист; велосипед – велосипедист; теплоход – капитан; автобус – водитель; трамвай – вагоновожатый; самолет – пилот.

9. «Как назвать?».

Цель: уточнить знания детей о профессиях, развивать грамматический строй речи.

Оборудование: иллюстрации профессий.

Ход: Предложить детям называть на выбранной иллюстрации того, кто управляет этим транспортом или выполняет какое-либо действие: на паровозе ездит – машинист, кто утром делает зарядку – спортсмен, кто песни сочиняет – композитор, кто играет на рояле – пианист, кто ломает все – хулиган, кто водит самолет – летчик, пилот.

        ЦВЕТЫ

  1. «Зайка и его любимый цветок».

Цель: уточнить знания детей об одуванчике, закрепить его строение, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: игрушечный зайчик и настоящий или изображенный на картинке одуванчик.

Ход: Педагог рассказывает детям, что сегодня в гости к ним пришел зайчик. Зайка здоровается с детьми и показывает им свой любимый цветок – одуванчик, это дикий цветок, так как никто за ним не ухаживает, растет одуванчик на лугу – луговой. Затем показывает листья, стебель, пушинки, спрашивает, как это все называется, какого цвета. После беседы предлагает детям подуть на одуванчик, чтобы сдуть пушинки. Можно подуть на импровизированный одуванчик – кусочек ваты. Заканчивается игра чтением стихотворения Г. Виеру «Одуванчик»:

«Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть».

2. «Сплетем веночек».

Цель: развивать у детей умение согласовывать существительное с числительным, развивать грамматический строй речи.

Оборудование: настоящие одуванчики.

Ход: Педагог плетет венок, проговаривая с детьми словосочетания: «Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков.» Аналогично можно собрать букет, используя другие цветы.

3. «Чего не хватает».

Цель: закрепить с детьми строение цветов, развивать у детей грамматический строй речи, моторику руки.

Оборудование: иллюстрации цветов без стебля.

Ход: Педагог предлагает детям посмотреть на картинку, назвать выбранный цветок. Затем дорисовать то, чего не хватает у цветка (стебель, листья). Педагог активирует речь детей, задавая вопросы: «Какой цветок ты выбрал?

Какие части ты дорисовал своему цветку? Покажи, где стебель, сколько листьев у твоего цветка?».

 

НАСЕКОМЫЕ

  1. «Забавная шкатулка».

Цель: уточнить знания детей о насекомых, закрепить у детей умение рассказывать о строении насекомых, грамматический строй речи.

Оборудование: картинки с изображением жука, бабочки и божьей коровки в шкатулке.

Ход: Педагог демонстрирует детям шкатулку и читает стихотворение: «Я картинки положила в разноцветный сундучок. Ну-ка, Катя (Саша и т. д.) загляни, вынь картинку, назови». Ребенок достает по одной картинке, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов и др. Затем дети обобщают все картинки: «Это насекомые».

2. «Угадай, кто улетел?».

Цель: закрепить знания детей о насекомых, умение составлять небольшой связный рассказ о насекомых по плану педагога, развивать у детей внимание, память, грамматический строй речи.

Оборудование: 6-8 предметных картинок с изображением насекомых, стол.

Ход: Педагог раскладывает в ряд на столе картинки. Дети их называют. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам в это время убирает одну картинку. Дети, открыв глаза, называют, какого насекомого не стало. Далее рассказывают о выбранном насекомом по плану: кто это, полезное или вредное насекомое, какого цвета насекомое, из каких частей состоит, что умеет делать.

3. «Один – много».

(с существительными по теме):

жук – жуки                                                  бабочка – бабочки

божья коровка – божьи коровки          муха – мухи и т. д.

4. «Где бабочка?».

Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, грамматический строй речи.

Оборудование: бумажная бабочка, искусственный или настоящий цветок.

Ход: Педагог выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком и др.). В это время спрашивает у детей: «Где бабочка?» и контролирует правильность ответов. Затем предлагает детям поиграть с бабочкой, рассказывая о ее местонахождении.

5. Разрезная картинка «Жук» (разрез по диагоналям).

Ход: смотреть в теме «Фрукты».

 

ПТИЦЫ

  1. «Забавная шкатулка».

Цель и ход игры аналогичны игре по теме «Насекомые». Используются картинки с изображением воробья и голубя. Можно добавить еще несколько картинок, если позволяет уровень речевого развития ребенка.

2. «Один – много» (с названиями птиц):

голубь – голуби, воробей – воробьи и т. д.

 

3. «Помоги Незнайке».

Цель: активизация глагольной лексики по теме.

Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.

Ход: Педагог демонстрирует детям игрушку или картинку Незнайки и просит помочь детей. Незнайка не знает, что умеют делать птицы. Дети перечисляют слова – действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.

4. «Построй голубятню». 

Цель: уточнить знания детей о голубятне, развивать у детей умение ее строить из геометрических фигур и описывать свои действия, развивать у детей мышление, моторику руки, грамматический строй речи.

Оборудование: геометрические фигуры для построения голубятни.

Ход: Педагог беседует с детьми о том, как называется дом для голубей (голубятня). Предлагает детям ее построить из предложенных геометрических фигур. Во время выполнения задания дети комментируют свои действия: «Я поставил вниз квадрат, прямоугольник. Они разного цвета (зеленого, синего). Сверху я поставил треугольник. Он желтого цвета. У меня получилась голубятня. Здесь будут жить голуби (много голубей).

 

5. «Угадай, кто улетел?».

Цель: закрепит знания детей о птицах, умение составлять небольшой связный рассказ о птицах по плану педагога, развивать у детей внимание, мышление, грамматический строй речи.

Оборудование: предметные картинки птиц, стол.

Ход: Дети внимательно рассматривают иллюстрации птиц, называют их, затем закрывают глаза. Педагог убирает одну из картинок. Дети отвечают, какая птица улетела. Затем педагог предлагает рассказать об улетевшей птице по плану: кто это, из каких частей состоит птица (голова, туловище, лапы, хвост, крылья, клюв, глаза, туловище покрыто перьями), чем питается эта птица, где живет, что умеет делать.

2. «Составь из частей птицу».

Цель: закрепить с детьми названий частей птиц, умение рассказывать о птицах, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: разрезные картинки птиц.

Ход: Дети составляют из выбранных разрезных картинок птицу и называют ее части ее. Воспитатель предлагает детям составить о своей птице небольшой связный рассказ.

3. «Кто прилетел к кормушке?».

Цель: уточнить знания детей о птицах, развивать у детей грамматический строй речи.

Оборудование: предметные картинки птиц.

Ход: Один ребёнок описывает по плану выбранную по своему желанию птицу, остальные дети догадываются, какую птицу описал ребенок, взяв иллюстрацию описанной птицы в качестве ответа.

План рассказа:

Кто это?

Какие части тела у неё есть?

Домашняя или дикая эта птица? (если дикая, то зимующая или перелетная; живет на севере, на юге или в средней полосе).

Как называется её дом?

Чем питается?

Как называют детенышей?

Как подает голос?

Какую пользу приносит?

ЛЕТО

  1. «Что бывает летом?».

Проводится аналогично игре «Что бывает осенью?».

2. «Спасибо, лето!».

Цель: развивать у детей умение рассказывать о дарах лета, кругозор, мышление, грамматический строй речи.

Оборудование: разноцветная коробочка с дарами лета (ягоды, грибы, орехи, овощи, фрукты, созревшие к моменту игры).

Ход: Игру лучше всего проводить на улице. Выйдя на улицу, дети замечают красивую коробочку (на столе, на ступеньках, скамейке и т. п.). Открыв сундучок, дети обнаруживают в нем дары лета. Доставая по одному из даров лета (плоды, орехи, ягоды и др.), дети рассматривают их, описывают цвет, форму, пробуют на вкус (то, что можно).  

3. «Один – много».

 (с существительными по теме):

дождь – дожди, гроза – грозы радуга – радуги, молния – молнии,  река –реки, мяч – мячи, ягода – ягоды, гриб – грибы, фрукт – фрукты,  овощ – овощи.

 

4. «Назови ласково  (с существительными по теме):

солнце – солнышко            ягода – ягодка

гриб – грибок                      мяч – мячик

ведро — ведерко                дождь – дождик

река – речка 

 

5. «Что лишнее?».

Проводится аналогично игре в разделе «Зима».

 

6. «Игры с водой».

Цель: конкретизировать знания детей о лете, расширить и активизировать глагольный словарь по теме (приставочные глаголы).

Оборудование: надувной бассейн с водой или другая емкость, лейка, ведерко, пластмассовые чашки, миски и другая посуда для игры с водой.

Ход: Игра проводится на улице в теплый солнечный день. Педагог беседует с детьми о лете, что летом солнце очень теплое, оно нагревает воду, и люди купаются. Затем педагог предлагает детям поиграть с теплой водой. Во время действий детей с водой взрослый задает им вопросы: «Что ты сейчас делаешь?» (наливаю воду, выливаю воду, переливаю, доливаю, лью). В заключение ребенку предлагают поплавать или поиграть с надувными игрушками (если позволяют условия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека развивающих игр на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по развитию речи рекомендую воспитателям, работающим со старшими дошкольниками....

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Специальные занятия в игровой форме способны своевременно пр...

Картотека игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с применением элементов сенсорной интеграции

Картотека игр по развитию речи  детей старшего дошкольного возраста с применением элементов сенсорной интеграции...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...