Конспект ОД по речевому развитию во 2й младшей группе "Ласковый цветок и сердитые тучки"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Татьяна Александровна Ульянова

Целью данного занятия является уточнение и активизация словарного запаса детей. Дети знакомятся с образными выражениями (тучки-хмурки, ро­синка-слезинка, цветок-лепесток, темнота-темнотища, вет­рище-свестище, дует-подует), учатся их понимать и употреблять в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rr_2ya_ml_gr_laskovyy_tsvetok.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12»

города Сорочинска Оренбургской области

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Ласковый цветок и сердитые тучки»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Разработчик:

Ульянова Татьяна Александровна

воспитатель первой квалификационной категории

Сорочинск

2020

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

3

1)

организационно-методическая информация;

3

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

5

3)

дальнейшая разработка темы;

7

III.

Список литературы

8

IV.    

Приложение

9


I.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

«Ласковый цветок и сердитые тучки»

2.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие: обогащение словарного запаса детей

3.

Виды деятельности детей

Игровая: построение занятия в виде игры

Двигательная: упражнения-имитации, физминутка.

Познавательно-исследовательская: игра "Изобрази ручеёк",

Коммуникативная: беседа по вопросам

Чтение художественной литературы: сказка "Ласковый цветок и сердитые тучки"

Изобразительная: раскрашивание цветка

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: разъяснение значения слов, беседа о знакомых явлениях природы и объектах окружающего мира.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к употреблению слов, отражающих природные явления (ветер, солнце, ручей), упражнения на развитие речевого дыхания, упражнения-имитации.

Методы стимулирования и мотивации деятельности: презентация сказки; проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по тематической группе «Явления природы», "Объекты окружающего мира"

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе игр

Познавательное развитие: получение информации о новых словах

Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, поэтического определения слов, музыкальное сопровождение

Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений

6.

Возрастная группа

группа общеобразовательной направленности для детей (3-4 лет)

7.

Цель

Обогащение и активизация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

Уточнить и активизировать словарный запас детей. Познакомить с образными выражениями (тучки-хмурки, росинка-слезинка, цветок-лепесток, темнота-темнотища, ветрище-свестище, дует-подует);

Ребёнок знает образные воображения (тучки-хмурки, росинка-слезинка, цветок-лепесток, темнота-темнотища, ветрище-свестище, дует-подует);

8.2

Формировать грамматический строй речи. Познакомить с формами повелительного наклонения глаголов (покажись, появись)

Достаточно владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах

8.3

Автоматизировать правильное произношение звука "ж"

Демонстрирует правильное произношение звука "ж" как при взаимодействии с педагогом, так и в повседневном общении со взрослыми и сверстниками

8.4

Развивать речевой слух, речевое дыхание, речевой голос, воображение и тонкую моторику пальцев рук

Правильно артикулирует звуки речи в различных позициях, контролирует звучание собственной и чужой речи

8.5

Формировать понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного

Ребёнок понимает и может передать эмоционального состояния героев сказок и своего собственного

8.6

Воспитывать желание детей помогать , сочувствовать, сопереживать.

Ребёнок использует вербальные и невербальные средства общения

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Затрудняется изобразить эмоции

Способы преодоления

Психогимнастика на снятие напряжения и расслабления мышц для преодоления телесных барьеров

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: мольберт, проектор, презентация к сказке, игрушка жук, атрибуты для импровизации (шапки цветов), стакан с водой и трубочки, раскраска

Музыкальный ряд: шум ветра, звуки природы.

11.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Наблюдение на прогулке за явлениями природы (солнце, ветер)

Рассматривание лэпбука "Эмоции"

2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Организационный момент

Сюрпризный момент

 

Этюд на выразительность жеста "Как живёшь"

Дети играют с воспитателем.

Слышат аудиозапись «Жужжание жука», воспитатель встает, ищет, кто жужжит. Предполагая, что это жук не может залететь в окно, открывает окно и «впускает» жука, сажает себе на ладонь. 

Дети, посмотрите, к нам прилетел жук! Подойдите ко мне, посмотрите! Что-то жук хочет мне сказать! Воспитатель прикладывает жука к уху.

Дети, жук мне рассказал, что он побывал на одной полянке, на которой растут цветы. Жук услышал  интересную историю и рассказал ее мне. Хотите ее услышать?

Дети садятся на стулья. Воспитатель рассказывает  сказку. Во время рассказа помощник воспитателя показывает слайды презентации,  соответствующие тексту сказки.

Текст сказки «Цветок-лепесток»  (М. Горчакова)

   Рос-подрос цветок лепесток. Открыл глазок и удивился: «Интересно! Солнышко сияет, лучами  согревает. Бабочка летит. Жук ползёт, жужжит:

«Ж-ж-ж». Ручеек бежит, журчит:  «Жур-жур-жур!»

    Набежали тучки – хмурки. Пришла  темнота-темнотища.  Задрожал цветок-лепесток. На глазок упала росинка- слезинка.  Прошептал цветок-лепесток: «Солнышко, покажись!  Ясное,  появись! »

    Услыхал ветрище-свестище.  Дует-подует: «У-у-у!» Испугались тучки-хмурки, разбежались.

   Солнышко сияет, землю согревает,  цветок-лепесток лучами ласкает.

1.2

Мотивация деятельности детей

Показ жуку эмоций и действий героев сказки.

 

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Беседа по содержанию сказки

Артикуляционная гимнастика «Жук - жужжит, ручей –журчит»

Вопросы к беседе

Ребята, вам понравилась сказка?        

 Кому удивился цветок-лепесток?

 Что случилось Потом?

Как об этом говорится в сказке?

Попробуйте показать  голосом,  как звонко журчит ручеек: «Жур-жур-жур» и ласково жужжит жук «Ж-ж-ж».

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Пантомимический этюд "Удивление"

Игра-импровизация "Ветрище - свестище"

Игра - упражнение на активизацию лексики

Пантомимический этюд "Страх"

Пантомимический этюд "Радость"

Кому удивился наш цветочек? Покажите, как он удивился?

Дети изображают удивление: глаза широко открытые и веселые, брови подняты, рот открыт, покачивают головой.

Воспитатель надевает  повязки с цветами на головы детей. Дети слушают отрывок «Звуки ветра» и двигаются, изображая ветер: покачиваются, кружатся и т.п.

Потом что случилось?

Когда цветок испугался, голос у него был не веселый, а...

Не громкий, а...

Воспитатель (читает предложения 8—11).

Как вы думаете, ветрище-свестище рассердился на тучки-хмурки? Он дул сердито и ласково, громко или тихо?

Дети изображают состояние страха: глаза широко открыты, руки согнуты в локтях и прижаты к телу, голова втянута в плечи, дрожат.

-Вдруг набежали тучки-хмурки. Пришла темнота-темнотища. Задрожал цветок от страха, на глазок упала слезинка-росинка.

-Прошептал цветочек: «Солнышко покажись! Ясное появись!». Услыхал его ветрище - свистище. Дует-подует (дети изображают). Испугались тучки-хмурки и разбежались.

И снова солнышко сияет, землю согревает, лучами ласкает.

-Почему цветочек испугался?

- Какими словами можно было успокоить  цветочек?

- Среди вас есть ребята, которые  тоже боятся темноты? Я хочу вам и цветочку сказать ,что темнота бывает добрая и с ней можно поиграть.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Игра "Изобрази ручеёк"

Игра на ритмизацию "Природное явление"

 Дети дуют в стаканы с водой через трубочку

Положите руки на стол и пальчиками поступите, как ветрище-свестище сердито дует и ласково журчит ручеек.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Осознание результативности своей деятельности и своего эмоционального состояния

С какой мы сказкой познакомились?

-Кто прогнал тучки-хмурки? Хорошо он сделал? Значит ветер какой? Добрый.  В сказках всегда так бывает , добрые побеждают злых. Посмотрите на доске портреты наших героев ветра и тучек, кому из них вы хотели бы подарить  свою улыбку и почему?

-Жук вам приготовил подарочки. Это раскраски, на которых изображён портрет нашего цветочка. Чего на портрете не хватает? (на портретах нет рта, предложить детям нарисовать на выбор, как цветочек улыбается или удивляется или боится).

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1

Чтение художественной литературы

Чтение и заучивание стихов о цветах, отгадывание загадок про цветы, прослушивание музыкальных произведений.

2

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Что лишнее?», Чего не стало?»

3

Двигательная деятельность

Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2.Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность  дошкольников», СПб , Питер, 2009 г.

3. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2000.

4.Л.Б. Дерягин «Играем  сказку», СПб, Детство-Пресс, 2010 г.

5. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

6. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

7. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

8. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.

9. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.

10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М.: АРКТИ, 2001.

11. Шорохова О.А. «Играем в сказку». М., 2006 г. г.

12. А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду», М., Просвещение,1999

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Артикуляционная гимнастика «Жук - жужжит, ручей –журчит»

Цель: Автоматизация правильного произношения звука "ж" в словах

Ж-ж-ж

Жур-жур-жур