Педагогический опыт "Развитие речи дошкольников через театральную деятельность"
материал по развитию речи (старшая группа)

Оксана Безбородова

В данном опыте я рассказываю как построить работу над совершенствованием речи дошкольников через театрализованную деятельность, ведь это не только полезно, но и интересно и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_bezborodova_o.a.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта на тему:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Театр - это волшебный край,

в котором ребенок радуется,

играя, а в игре он познает мир!
С. И. Мерзлякова

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Система работы с дошкольниками в основном строится на играх, игровых упражнениях,  которые  помогают  решить проблему  развития   речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. В последнее десятилетие ученые, занимающиеся детской речью, отмечают более позднее усвоение детьми языковых норм. Нарушения речи отмечаются у 75% дошкольников.  И мы, педагоги дошкольных образовательных организаций подтверждаем эту статистику.

В нашем  дошкольном учреждении  речевое направление развития детей является приоритетным. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.   Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них недостаточно развита диалогическая и монологическая  речь. Проведя педагогическое наблюдение за речью  детей, я убедилась, что у многих из них ограниченный запас слов, недостаточно развиты навыки связной и  выразительной   речи. Размышляя над выявленной проблемой, пришла к выводу о необходимости  создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Так как - это один  из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Для успешного решения данной проблемы мною была разработана модифицированная образовательная  программа «Волшебный занавес», которая принята на педагогическом совете в детском саду и рекомендована к использованию в дошкольном учреждении.  Новизной моей программы является разработка речевых игр с использованием гиперссылок и триггеров «Веселые задания», которые предваряют непосредственную работу по театрализованной деятельности и способствуют обучению детей жестам, мимике, движениям, голосовому подражанию.

 Актуальность  моей программы заключается в том, что театрализованная игра помогает активизировать словарь ребенка, совершенствовать звуковую культуру речи, качественно повышать  интонационную выразительность и дикцию.  У ребенка улучшается диалогическая, монологическая  речь и ее грамматический строй.

Целью данной программы является: развитие речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Для достижения положительных результатов решались следующие задачи:

  • обеспечить предметно-развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, разнообразными видами театров, способствующими  становлению театрально-игровой деятельности и развитию речи дошкольников;
  • осуществить взаимодействие со специалистами детского сада и родителями в целях обогащения игрового опыта и речевой активности ребенка;
  • развивать речь детей как средство коммуникации;
  • воспитывать толерантные  умения у дошкольников.

Программа включает в себя 3 блока:

1 блок «Художественно – речевая деятельность», который включает в себя:

  • знакомство  детей с различными жанрами детских художественных произведений;
  • формирование умений детей воспринимать, анализировать и передавать  сюжет произведений;
  • работу над  интонационной выразительностью,  над артикуляцией, дикцией,   диалогической и  монологической   речью.

2 блок «Театрально – игровая деятельность»  решается через:

  • знакомство с разными видами театров, с  элементами актерского мастерства;
  •  развитие  творческих  способностей  детей при создании художественных образов;
  • развитие  сценического творчества детей, способность самостоятельно выбрать жест,  нужную интонацию, выражение лица.

3 блок «Творческая деятельность» включает в себя:  

  • умение добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театральном действии;
  • предоставление возможности  детям импровизировать при создании образа,   самостоятельно подбирать способы действий, движений, поиска собственных  средств  выразительности.

Для создания комфортной  предметно-развивающей среды, вызывающей у детей эмоционально-положительное состояние, для    поддержания  интереса к театрализованной  деятельности был создан  театральный  уголок  с разными видами театров:

  • театр бибабо;
  • настольный и плоскостной театр;
  • театр мягкой игрушки; театр варежки
  • театр ложек;
  • пальчиковый театр;
  • театр конусной игрушки;
  • теневой театр.

Мной были подобраны театральные куклы, атрибуты, литературные произведения и костюмы. Изготовлена картотека театрализованных игр, подобраны игры и упражнения на вызывание речевого подражания с использованием театрального реквизита для воспитания общих речевых навыков, разработан комплекс мультимедийный презентаций, комплекс интерактивных  дидактических  игр «Веселые задания».

Работу  по развитию речи через театрализованную  деятельность  осуществляю в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Содержание работы по модифицированной образовательной  программе «Волшебный занавес» включает в себя разработанный  мною   алгоритм реализации непосредственной образовательной деятельности,   планирования режимных моментов, свободной деятельности.

Утренний отрезок  времени использую  для индивидуальной работы с детьми по развитию речи с применением компьютерных  дидактических  игр   с гиперссылками и триггерами «Веселые задания».   

При проведении утренней гимнастики  использую музыкально-ритмические упражнения по подражанию сказочным персонажам (музыкально-ритмические комплексы Бурениной А.И.)

Во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой провожу   знакомство  с произведениями  разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения):    при ознакомлении   детей с содержанием и художественной формой произведения, обращаю  их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев. В непосредственной образовательной деятельности по речи и речевому развитию постоянно включаю игры из комплекса «Веселые задания»,  пальчиковую и дыхательную    гимнастики, проводимые в игровой форме с использованием речитатива, что способствует качественному улучшению дикции. На непосредственной образовательной деятельности познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра. Накопленные знания дети позже активно используют в художественной и самостоятельной деятельности.

В моей практической работе с детьми преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными, что помогает создать среду способствующую расширению и углублению представлений детей об окружающем мире и давать адекватную оценку деятельности детей без риска вызвать их обиду или сопротивление.

В свободной деятельности провожу   игры и упражнения на вызывание речевого подражания с использованием театрального реквизита для воспитания общих речевых навыков. Разыгрываю с детьми этюды, в которых они  обучаются владению мимикой и учатся  проявлять отношение к происходящему. (Например, как ребёнок испугался медведя, обрадовался новой игрушке, как удивился появлению механического робота). В ходе этюдов и упражнений подбираю музыку, соответствующую определенному движению и настроению.

Во  II половине дня   организую театрализованную игру,   отбираю  произведения совместно с детьми, где мы активно обсуждаем, согласовываем свои замыслы и желания,  потом  беседую по содержанию, помогаю детям разделить текст на смысловые части.

В одних играх дети представляют спектакль сами, как артисты, каждый ребенок выполняет свою роль. В других, дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогично разыгрываются спектакли с использованием настольного театра с объемными ли плоскостными фигурами.  

Для понимания характера персонажей использую прослушивание музыкальных произведений, подобранных совместно с музыкальным руководителем. Проводятся репетиции по подготовке театрализованных представлений.

Решая проблему по развитию речи у дошкольников через театрализованную деятельность, пришла к выводу, что без помощи родителей мне не удастся достичь высоких результатов. Для определения уровня их педагогической грамотности провела анкетирование по теме «Театральная деятельность детей», «Речевое развитие ребенка». Результаты анализа показали, что только 65% родителей уделяют внимание данной проблеме, остальные убеждены, что дети со временем сами научатся грамотно говорить и все усвоят в процессе взросления. Чтобы  решить выявленную проблему, разработала перспективный план по взаимодействию с семьей, в который вошли: беседы, консультации, мастер-классы, круглые столы, разработка сценариев совместных развлечений и досугов.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: из наблюдателей они стали активными  участниками речевого развития детей и сами отметили, что дети начали вести диалог со сверстниками и взрослыми, стали более раскрепощенными, общительными, способными к диалогическим и монологическим высказываниям, к выражению собственного мнения, применению полученных знаний и опыта  в повседневной жизни. У большинства воспитанников  обогатился активный  словарь, дети научились строить распространённые предложения и составлять небольшие рассказы, повысился уровень коммуникативных умений, стали играть вместе, договариваясь, организовывать небольшие по объему театрализованные игры. Усовершенствовались исполнительские умения, интонационная выразительность речи детей в создании художественного образа. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. 

Позитивные изменения в речевом развитии  дошкольников свидетельствуют об эффективности разработанной  программы, целесообразности и результативности выбранных форм и методов в ее реализации.  Разработанный мною комплекс интерактивных  дидактических  игр с использованием гиперссылок и триггеров «Веселые задания» поспособствовали развитию монологической и диалогической речи, дикции, помогли  детям передавать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. А также помогли развитию зрительного и слухового внимания, образного мышления, наблюдательности, воображения.                    

Литература

1.     Артемова  Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2.     Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

3.     Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

4.     Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

5.     Ерофеева Т.И. , Зверева О.Л.   Игра-драматизация. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1994. – 128с.

6.​ Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно - развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (приложение)-М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.

7.     Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов. М.: Сфера, 2001. – 128с.

8.     Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М.:  ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное методическое  пособие для воспитателей дошкольных  образовательных  учреждений М.: Сфера, 2001. – 228с.

 Безбородова Оксана Александровна – воспитатель

 МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №6 «Рябинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Проект“Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”.Характеристика проекта.1.1 Цель:развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность.Задачи:созда...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность».

Проект направленный на развитие речевой деятельности...

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

развитие и профилактика речевых нарушений, через театрально – игровую деятельность....

Проект “Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность”

Цель проекта:1.     Развитие свободного общения со взрослыми;2.     Развивать монологическую форму  речи.3.     Развитие и профилактика...

Опыт работы по теме: «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»

Игра - один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов...