Полезности для родителей
картотека по развитию речи

Оксана Безбородова

В данном разделе есть материалы для родителей, чтобы вместе с педагогом направить работу по усовершенствованию речи воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скороговорки для развития речи.

Скороговорки на звук [Г].

На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Скороговорки на звук [Ш].

Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.
Скороговорки на звук [Ж]
Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.
Скороговорки на звук [Ч и Щ]
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты - тетке.
Четки, счеты, щетки - дядьке,
Счеты, щетки, четки - няньке.
Лишь чечетка - для себя.
Пляшет четкая семья.

Скороговорки на звук [Ч].
У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.



Скороговорки на звук [Щ].
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р].
В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.
Скороговорки на звук [Р и Л]
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Краб крабу продал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!

В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.

Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…
ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

Как на горке, на пригорке
стоят тридцать три Егорки.

Скороговорки на звук [К и Л].
В Луку Клим луком кинул.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
У ёлки иголки колки.

Скороговорки на звук [К и Г].
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.


Скороговорки на звук [К и П]
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Наш Полкан попал в капкан.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

Стоит поп на копне, колпак на попе.
Копна под попом, поп под колпаком.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Говорил попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, испугаю".
Отвечает ему попугай:
"Испугай, попугай, испугай!"

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Скороговорки на звук [Б и П].
Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

Скороговорки на звук [Б и Л].
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.

Скороговорки на звук [В].
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф].
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т].
Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ц].
Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [М].
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На меду медовик, а мне не до медовика.

Скороговорки на звук [З].
Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Козы в грозу грызут лозу.
Лиза везла на возу козла и козу.
На возу лоза, у воза коза.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани.

Скороговорки на звук [С].
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра «Прятки».

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

Игра «Юла».

 Быстро кружится, поет        

И гудит, как самолет:

У-у-у…

Сжать правую руку в кулак, вытянуть указательный палец. Опустить указательный палец кончиком вниз и быстро-быстро им вращать.

Игра «Мячик».

Мой веселый круглый мяч,  

Щеки круглые не прячь!  

Я тебя поймаю,  

В ручках покатаю!  

На первую строчку - одной рукой бить по воображаемому мячу, на вторую – поменять руки, на третью - двумя руками, соединив одноименные пальцы,

показать мяч, на четвертую - покатать воображаемый мяч между ладоней.

Игра «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с собой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. На предпоследней строчке соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, на последней – соединять, начиная с мизинца.

«Вышли пальчики гулять».

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

На первые строчки -  поочередно разгибать пальчики из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки – поочередно сгибать пальчики в кулачки, начиная с мизинца.

«Прогулка».

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжать в кулачки. На первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу, на вторую строчку по столу двигаются указательные, на третью –движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленно движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопнуть обоими кулачками по поверхности стола.

«Барабанщики».

Твои пальчики – барабанщики,

Там-там-там!

Тук-тук-тук!

Раздается звонкий стук.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как в игре на пианино.

«Бинокль».

Капитан корабля

Охраняет берега.

Он видит издали врага.

Сложить пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля. Поднести «бинокль» к глазам. Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.

«Играем на пианино».

Ножки вместе, ровно спину,

Мы садимся к пианино.

Мы играем для гостей,

Чтобы было веселей.

Поочередно дотрагиваться до поверхности стола пальцами обеих рук, изображая игру на пианино – сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и наконец мизинцами.

«Стул».

Без молотка и без гвоздей,

Стул смастерим мы для гостей!

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставить кулачок. Менять положение рук.

«Стол».

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опустить ладошку. Менять положение рук.

Игра «Цветы».

Расцвели у нас цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Игра «Киска».

Как проснется наша киска,

Суп не станет есть из миски,

А зарядку потихоньку

Будет делать кошка Пронька.

То прогнет, то выгнет спинку.

Ножку вытянет вперед.

За ушком себя почешет,

Помурлычет и зевнет.

Игра «Ладошки».

Я ладошку покажу,

А потом другую

Сперва быстро побегу,

А потом пойду я.

На первую строчку – вытянуть одну руку ладонью вперед; на вторую – другую; на третью строчку – «бежать» пальцами по столу; на четвертую – «шагать» пальцами.

Массаж ладоней и пальцев камушками.

Я рукою камушки катаю,

По подносу их перемещаю.

Будут пальчики мои быстрые и смелые,

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Игра «Осень».

Вышла осень погулять,

Стала листья собирать.

На первую строчку «идти» указательным и средним пальцами одной руки, на вторую строчку – одной рукой «подбирать» листья и «класть» в другую.

Игра «Деревья».

Высокие красивые деревья в лесу растут,

А корни под землею для них водичку пьют.

На первую строчку расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. На вторую строчку ладони опустить вниз и прижать друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.

Игра «Елка».

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропустить между собой и выставить вперед. Локотки к корпусу не прижимать.

Массаж ладоней и пальцев орехами.

Орехом я круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Игра «Лимон».

Желтый-желтый наш лимон,

Кислым соком брызжет он.

В чай его положим

Вместе с желтой кожей.

На первую строчку одноименные пальцы соединить подушечками – показать лимон, на вторую – пальцы резко развести в стороны, на третью строчку соединять большой, указательный, средний пальцы одной руки и «опускать лимон в чай», на четвертую – пальцы в том же положении, делать вращательные движения – «помешивать чай».

Игра «Фрукты».

Я не бью баклуши –

Собираю груши!

Яблоки сорву –

Друга позову.

Чищу я банан –

Другу тоже дам!

На первые две строчки – левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая – «рвет груши с дерева и кладет в корзину». На вторые две – смена рук, на предпоследнюю – левая рука «держит банан», правая – «чистит», на последнюю – протянуть вперед руку с «бананом».

Игра «Капуста».

Я – зеленая капуста,

Без меня в кастрюле пусто.

        Листья снимете с меня,        

И останусь только я!

На первую строчку руками перед собой образовать круг, на вторую -  наклонить голову – «заглянуть в кастрюлю», на последние две строчки – развести руки в стороны.

Игра «Котик».

Гладим котика рукой.

Выгнул спинку он дугой.

Потянулся он, зевнул,

Замурлыкал и заснул.

Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Игра «Солим капусту».

Мы капусту рубим!

Мы капусту рубим!

Мы капусту режем!

Мы капусту режем!

Мы капусту солим!

Мы капусту солим!

Мы капусту жмем!

Мы капусту жмем!

Мы морковку трем!

Мы морковку трем!

На первые две строчки прямыми, напряженными ладонями имитировать движения топора вверх – вниз, на вторые две  - энергичные движения прямыми ладонями вперед – назад, на третьи две – пальцы собраны «щепотью», «солить капусту», на четвертые две строчки энергично сжимать пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно, на пятые – пальцы одной руки сжать в кулак и совершать ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки. Затем поменять руки.

Игра «Зайка».

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики сжать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Массаж пальчиков «Вырос у нас чесночок».

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

«Ежик».

Маленький колючий еж.

До чего же он хорош!

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

Игра «Урожай».

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох –

Урожай у нас не плох.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

«Грибы».

Красный-красный мухомор –

Белых крапинок узор.

Ты красивый, но не рвем!

И в корзинку не берем!

На первую строчку соединить кончики пальцев – изобразить шляпку гриба, на вторую – одна рука-«шляпка гриба», указательным пальцем другой показать «крапинки», на третью строчку – погрозить пальчиком, на четвертую – прямая ладонь от себя - отодвигающий жест.

«Этот пальчик в лес пошел…»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца.

 «Заяц и ежик».

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.

Быстро бежали – поди догони!

На первые две строчки указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу, на третью – стукнуть кулачками, на четвертую – пальцы снова «идут», но теперь в разные стороны.

Массаж ладоней и пальчиков «Ежи» (с массажной щеткой).

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

«Лиса».

Лиса по лесочку петляла,

Хвостом следы заметала.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх – вниз, затем вправо – влево.

«На лужок».

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

«Коза».

Бородатая коза

Крутит серые глаза.

Рогами качает –

Сейчас забодает.

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами: «Забодаю, забодаю!» - «коза» начинает двигаться вперед.

«Кошка».

У кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упереть в большой. Указательный и мизинец поднять вверх.

«Зима».

Снег ложится на дома,

Улицы и крыши.

Тихо к нам идет зима,

Мы ее не слышим…

На первую строчку руки развести в стороны, ладонями вниз, на вторую – руки «домиком», на третью – «идти» указательным и средним пальцами одной руки, на четвертую – рука за ухом.

«Шарики».

На глазах у детворы

Елка наряжается.

Разноцветные шары

На ветвях качаются.

Руки согнуть в локтях и, подняв их вверх, соединить пальцы. Вращать кистями рук.

«Снежок».

Раз, два, три, четыре –

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним

И сломаем.

На первую строчку – загибать пальчики, начиная с большого; на вторую – лепить, меняя положение ладоней; на третью – показать круг, сжать ладони вместе, погладить одной рукой другую; на четвертую – погрозить пальчиком: на пятую строчку – подбросить воображаемый снежок; на шестую – присесть, поймать воображаемый снежок; на предпоследнюю – встать, уронить воображаемый снежок, на последнюю – сломать.

«Лапки».

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Шипеть несколько раз. Продолжать игру второй рукой. Затем провести игру двумя руками.

«Кошка».

Кулачок – ладошка.

Я иду, как кошка.

Руки лежат на столе. Попеременно менять положения рук на счет «раз – два». «Раз»: левая рука – кулачок, правая рука – ладошка.  «Два»: левая рука – ладошка, правая рука – кулачок. Повторить несколько раз.

«Петушок».

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

«Курочка».

Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо.

«Зерна курочка клюет…»

Зерна курочка клюет,

И цыплятки тут как тут.

В воду уточка нырнет,

А цыплятки не нырнут.

На первую строчку - обе ладони вместе, отклоняются от себя, на вторую – обе руки поочередно «клюют» всеми пальцами, собранными вместе, на третью строчку – руки, соединенные указательными пальцами, «ныряют» от себя, на четвертую – погрозить указательным пальцем.

«Дятел».

Дятел дерево долбит:

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит:

Стук-стук-стук.

На первые две строчки – левая ладонь прямая – это «дерево», правая – все пальцы собраны в кулачок – это «дятел», правая стучит в левую. На вторые две строчки – смена рук, левая стучит в правую.

Массаж «Гусенок».

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

«Рыбки».

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

«Лодочка».

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставить на ребро, большие пальцы прижать к ладоням (как ковшик).

«Пароход».

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать (как ковшик), а большие пальцы поднять вверх.

«Одежда».

Я надену сапоги, курточку и шапку.

И на руку каждую

Натяну перчатку.

На первую строчку показать на ноги, туловище, голову, на вторую – поднять руку выпрямленными пальцами вверх, другой – провести по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток, на третью – поменять руки.

«Стираем одежду».

Пена мылится в корыте,

Я стираю – посмотрите!

Мы сегодня так старались:

Всю одежду постирали,

Все теперь мы отожмем,

Жмем, жмем, жмем, жмем.

Ох, устали – отдохнем!

На первые две строки потереть кулаками друг о друга, на следующие строчки, кроме последней – прижать кулаки друг к другу и с усилием вращать ими, словно отжимая одежду, на последнюю строчку – встряхнуть расслабленными кистями.

«Посуда».

Из тарелок, как один,

Суп мы ложками едим.

Вилкой кушаем котлеты,

Ножик режет нам котлеты.

На первую строчку - ладони вместе перед собой – «тарелка», на вторую – вращательные движения рукой с воображаемой ложкой, на третью строчку – указательный и средний пальцы выпрямить, большой палец придерживает безымянный и мизинец, на четвертую – «резать» прямой ладонью взад-вперед.

«Чашка».

На столе она стоит,

Чай горячий в ней налит.

Сложить округленные ладони вместе.

«Чайник».

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела».

Сжать правую руку в кулак, оттопырив большой палец – это «носик чайника». Наливая чай, произносить «с-с-с», имитируя звук льющейся из чайника воды.

«Ватрушки».

Мы для милого Ванюшки

Испекли бы три ватрушки.

Только нет у нас пока

Ни муки и ни песка,

Ни яиц, ни соли,

Ни дрожжей, ни молока.

Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно. Со слов: «Только нет у нас пока…» - поочередно сгибать пальцы, начиная с большого.

«Колокольчик».

Колокольчик все звенит.

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрестить. Средний палец правой руки опустить вниз и свободно вращать им.

Массаж ладоней и пальцев шишками.

Шишкой я круги катаю,

Взад-вперед ее гоняю.

Я сожму ее немножко,

Как сжимает лапу кошка.

«Птичка пьет водичку».

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

«Снежный ком».

Взяли дети белый ком,

Лепить будем снежный дом.

Мы польем его водой,

Домик будет ледяной.

Ком за комом мы кладем,

Вот и вылепили дом.

На первые две строчки – имитировать движения, изображающие лепку стежков; на третью, четвертую – «плескать» ладонями воду; на пятую, шестую – ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик.

«Птичка летит».

Птички летели,

Крыльями махали.

Сели – посидели,

Дальше полетели.

Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими на первые две строчки, на третью – прижать ладони к груди, на четвертую – махать «крыльями».

Пальчиковый бассейн с фасолью.

В ведре не соль, совсем не соль,

А веселая фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

«Зайка и барабан».

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-трам-трам.

Пальчики сжать в кулачок. Указательный и средний поднять вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу.

«Зайцы».

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки выпрямить, остальные согнуть и соединить. На вторую строчку – ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы развести в стороны. На третью строчку ладонь правой руки поднять вертикально вверх. На последнюю строчку указательный и средний пальцы левой руки выпрямить, остальные согнуть и соединить.

 «Санки».

Обе ладони положить на стол вплотную друг к другу, и совершать синхронные движения вперед-назад.

«Лыжи».

Ладонями поочередно скользить вперед-назад по столу.

«Коньки».

Выполнять те же движения, что в упражнении «Лыжи», но не ладонями, а ребрами ладоней.

«Фонарики».

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Поочередно сжимать и разжимать пальцы на счет «раз – два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Сначала упражнение выполнять медленно, затем ускорить темп. Можно выполнять упражнение сначала на счет, потом – сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками.

«Лыжник».

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Поставить указательный и средний пальцы на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах». Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», «ехать» скользящими движениями по столу.

Пальчиковый бассейн с горохом.

Мы насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Медведь».

Бурый мишенька зимой

Крепко спал в берлоге.

Весною он проснулся,

Зевнул и потянулся:

«Здравствуй, рыжая лисичка,

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. То же самое проделать левой рукой.

«Прогулка».

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Пальцы обеих рук сжать в кулачки. На первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу, на вторую строчку по столу двигаются указательные, на третью –движение по столу средних пальцев в быстром темпе, на четвертую – медленно движение безымянных пальцев по поверхности стола, на пятую – мизинцы, на шестую – хлопнуть обоими кулачками по поверхности стола.

«Волна».

Светит полная луна –

За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море.

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками.

«Дождик».

Дождик-дождик,

Не дожди!

Не дожди! Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко –

Золотое донышко.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как в игре на пианино.

«Речка и рыбка».

Рыбка-малютка по речке плывет,

Рыбка-малютка хвостиком бьет.

Выпрямленные ладони прижать друг к другу, пальцы направить в сторону от себя. Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Массаж «Кусается сильно котенок-глупыш…»

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

«Кошка».

Маленькая кошка

Села у окошка.

Хвостиком играет,

Мышку поджидает.

Большой палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы прижать к ладони.

«Коготки».

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Массаж «Котята Тим и Том» (используется массажный мячик).

Смотри-ка: два котенка!

Их Тим и Том зовут.

Они сейчас по крыше

Тихонечко идут.

Идут до края крыши,

Идут, идут, идут.

«Весна».

Вот уж две недели

Капают капели.

Снег на солнце тает

И ручьем стекает.

На первые две строчки опустить по очереди руки вниз, пальцы вместе, на третью строчку – руки ладонями вниз разведены в стороны, на четвертую – обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

«Мамин день».

Мамочка хорошая,

Мамочка любимая!

Очень я ее люблю,

Поцелуй ей дарю!

На первую строчку – воздушный поцелуй над ладонью, на вторую – поцелуй над другой ладонью, на третью строчку – сдуть с ладони поцелуй, на четвертую – сдуть поцелуй с другой ладони.

«Листочки».

Ты весною видел чудо?

Как из маленькой из почки

Появляются листочки.

Сложить ручки в кулачок, затем разжать их.

Игра «Лесная зарядка».

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули,

Кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут –

Тоже покажем –

Крылья сложили назад.

На первые две строчки плавно покачивать поднятыми вверх руками, на следующие три строчки – встряхивать руки перед собой, на предпоследние три – горизонтальные одновременные движения руками вправо-влево (2 раза), на последние три строчки – присесть, руки отвести назад.

«Солнышко».

Солнышко в глазки

Светит ребяткам.

Мы поиграем

С солнышком в прятки!

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

«Лодочка».

Маленькая лодочка в ручейке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

Обе ладони поставить на ребро и соединить «ковшиком», большие пальцы прижать к ладоням.

«Возвращение птиц».

Только мухи оживут –

Птицы их клюют, клюют.

На первую строчку – махать пальцами обеих рук, на вторую строчку – «клевать» щепотками рук.

«Птенчики».

Приносила пташка

Птенчикам букашек.

Птенчики ждали –

Рты открывали,

Громко кричали.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.

«Цветок».

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

Солнышко садится –

Цветочек спать ложится.

Ладони поднять вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: развести одновременно пальцы рук в стороны, а потом свести пальцы вместе.

«Нарисую я цветок».

Нарисую я кружок,

Длинный, тонкий стебелек.

Раз – мазок, два – мазок,

Получается цветок!

На первую строчку «нарисовать» указательным пальцем в воздухе или на столе круг, на вторую – «нарисовать» под наклоном к стеблю два овала – листочки.

«Сидит белка на тележке…»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сетсричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

На первые две строчки ритмично сгибать пальцы обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки поочередно сгибать пальчики, начиная с большого.

«Зайчик».

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

«Белочка».

В дупле живет

Да орешки грызет.

Средний и безымянный пальцы соединить с большим так, чтобы получилось колечко – это «мордочка» белки. Указательный палец и мизинец поднять вверх – это «ушки». Быстро соединять и разъединять пальцы, показывая, как белка грызет орешки.

«Шел медведь…»

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я за зиму накопил», -

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки.

На первые две строчки «медведь» - указательный и средний пальцы правой руки «идут» по столу, на вторые две – «медведь» отдыхает, на предпоследние две строчки – снова «шагают» указательный и средний пальцы правой руки, на последние две – шагают указательный и средний пальцы левой руки.

«Жук».

Жук сидит на веточке.

Вы не бойтесь, деточки.

Попробуйте-ка сами

Пошевелить усами!

Сжать кулак. Большой палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».

«Улитка».

Выставив крутые рожки,

Ползет улитка по дорожке.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

«Бабочка».

Бабочка-капустница

Над цветком летала,

Весело порхала –

Пыльцу собирала.

Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

«Цветы».

На лугу цветут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Синхронно двигать кистями обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

«Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижать друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. На вторую строчку развести пальчики. На третью – ритмичное движение пальцами вместе - врозь. На четвертую – ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

«Солнышко».

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка,

Яблочков немножко.

На первую строчку – нарисовать в воздухе ладонями круг, на вторую – еще один, на третью и четвертую – хлопать в ладоши, на следующие – загибать пальчики поочередно.

«Воспитатель».

Воспитатель помогает

Нам картинки рисовать,

С нами в игры он играет

И укладывает спать.

На первую строчку показать указательными пальцами обеих рук лист бумаги, на вторую – соединить большой, указательный и средний пальцы одной руки – держать «кисточку» и делать произвольные движения – «рисовать», на третью строчку – руки перед собой, вращать кистями, на четвертую - руки под щеку.

«Моем, подметаем…»

Кран с водою мы открыли

И посуду пермыли.

Терли, терли, мыли, мыли,

Все кругом в воде и мыле!

Скручен, связан,

По полу пляшет,

Тут и там машет.

На первые две строчки – положить одну ладонь на другую и делать круговые движения, на следующие две строчки – развести руки в стороны, выражая недоумение, на последние строчки – кончиками растопыренных пальцев водить по столу слева направо и справа налево.

«Части тела».

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

При чтении стихотворения указывать на соответствующие части тела.

«Город».

В городах людей немало;

Много окон

И дверей,

Много улиц и каналов,

Мало водится зверей!

На первую строчку водить рукой, как в считалке, на вторую – указательными пальцами «рисовать» окно, на третью – «открыть дверь», на четвертую строчку – ладони параллельно друг другу движутся вперед, на последнюю – развести руки в стороны.

«Дом».

Мы построим новый дом!

Дружно в дома заживем.

В нашем домике – окошко.

Загляни туда, Антошка!

Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии.

«Дождик»

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает по табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

И ушел.

Газон засох.

 Удары по столу пальчиками. Левая начинает с мизинца, правая—   с большого пальца. Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук. «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу. Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу. Часто и ритмично бьют в Ладоши. Один хлопок. Ритмичные хлопки по столу.



Предварительный просмотр:

1.«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.                                    

                                                                                         

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

 и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

 «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,

 «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

 подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

 её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой» 

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если

она укорочена.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок» 

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под

 нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по

 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

 щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

 чашечки.

21. «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней

губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»

 вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на

верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние

зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

23.  «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

24 .«Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

26. «Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней. 

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

27.«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя

положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

28.«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

29.«Загоним мяч в ворота»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик

 (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это

очень нравится детям.

30.«Лопаточка» 

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

 языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

31.«Дуем на лопаточку»

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно

лежащего на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на

нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

32.«Горка» («мостик»)

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

33.«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

34.«Мостик построим – мостик разрушим»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

35.«Чистим нижние зубы»

(с внутренней стороны)

Ходит «горка» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

36.«Катушка»

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая, 

Я ее не разрушаю.

Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

37.«Жуём блинчик»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

38.«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

39 .«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

40. «Барабанщик»

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

  • Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
  • Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

41 .«Лошадка»

Рот широко открываю, 

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

42. «Грибок»

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

(уздечку).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

43.  «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

Цель: отрабатывать вибрацию губ  и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы

вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка

будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

44. «Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

45.«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

46.«Маятник»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

47.«Змейка»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

(«жало змейки»).

48.«Индюк»

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

49.«Качели»

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика  языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык

за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5

секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

50.«Пароход»

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

«Ы» тяну – и к нам идет

Белый-белый пароход.

Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»

 ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание:  Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук

 «ы-ы-ы» («пароход гудит»).



Предварительный просмотр:

Игры на звукоподражание

Безбородова О.А. 

                

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей « Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.»

Консультация для родителей « Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.»(2мл.группа)...

Консультация для родителей « Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.»

Консультация для родителей« Зимняя прогулка: интересно и полезно. Советы родителям.» 2 мл.группы....

Консультация для родителей Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников.

Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать ег...

Консультация для родителей "Полезные советы родителям"

Помните, дорогие родители, что  именно ваша поддержка нужна ребёнку прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому чел...

Консультация для родителей "Полезные советы родителям будущих первоклассников"

Консультация для родителей"Полезные советы родителям будущих первоклассников"...

Консультация для родителей "Полезные советы родителям будущих первоклассников"

Консультация для родителей "Полезные советы родителям будущих первоклассников"...