Конспект занятия по речевому развитию.На тему: Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гайсина Айгуль Фагимовна
Цель: развивать умение у детей составлять рассказ по картине «Лиса с лисятами». Задачи: Образовательные: Продолжать развивать умения у детей составлять рассказ, по сюжетной картине, используя имеющиеся у них представления о жизни диких животных (лиса). Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Понимать смысл образных выражений в загадках. Развивающие: Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать формы диалогической речи. Обогащать речь прилагательными и глаголами Формировать умение соотносить знаковые символы с образами. Закрепление произношения звука [С, Л]. Воспитательные: Воспитывать доброе отношение к природе, бережное отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

 Образовательная область «Речевое развитие»

Раздел «Развитие речи»

Тема: составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»»

Возрастная группа: подготовительная

Выполнил: воспитатель

Гайсина.А.Ф.

стаж в данной должности:18 лет.

г. Туймазы, 2022 г.

Цель:  развивать умение у детей составлять рассказ по картине «Лиса с лисятами».

Задачи:

Образовательные:

Продолжать развивать умения у  детей составлять рассказ, по сюжетной картине, используя имеющиеся у них представления  о жизни диких животных (лиса).

Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Понимать смысл образных выражений в загадках.

Развивающие:

Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать формы диалогической речи.

Обогащать речь прилагательными и глаголами

Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Закрепление произношения звука [С, Л].

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к природе, бережное отношение к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость;

Интегрированные области: cоциально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Активизация словаря:  мягкая,  пушистая, игривые, шустрые, хитрая, внимательно,  длиннохвостая,  хитрющая,  изворотливая, изобретательная.

Предварительная работа:

Рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе,

отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.

Средства реализации.

Демонстрационный материал: мнемотаблица, картина "Лиса с лисятами", маска лисы, письмо.

Методические приемы:

Воспитатель: дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети сегодня я захожу в группу и вижу, на столе лежит вот этот конверт. Давайте мы её откроем и посмотрим от кого.

 «Здравствуйте ребята,  к вам обращается воспитатель младшей группы. У нас есть книжки-малышки обо всех животных, а вот об одном животном у нас нет, она потерялась, и мы не можем найти. Пожалуйста, расскажите нам о ней, мы будем очень рады. А вот какое животное,  вы  узнаете ее,  отгадав  загадку.

        Всех зверей она хитрей,
       Шубка рыжая на ней.  

Пышный хвост — ее краса.
       Этот зверь лесной — …. (Лиса)»

Правильно! Молодцы! Вы отгадали загадку.

Почему вы считаете, что это лиса?

Дети: потому что лиса рыжая, хитрая, у неё пушистый и красивый хвост.

 Вот как раз об этом животном нам нужно составить рассказ , чтобы она смогла рассказать своим малышам.

А давайте мы с вами сначала  вспомним чистоговорки о лисе (проговаривание чистоговорок)

са-са-са-в лесу живет лиса

сы-сы-сы-у лисы усы

су-су-су-не боимся мы лису

се-се-се-в гости мы пойдем к лисе.

Воспитатель: у нас есть вот такая картина, которая поможет нам составить рассказ. Давайте рассмотрим картину.

Как можно назвать эту картину? Почему?

Воспитатель: давайте рассмотрим лису. Какая она? 

Дети: большая, крупная, рыжая, пушистая, хитрая и т. д.

Воспитатель: какие у лисы глазки, носик, ушки, хвостик?

Дети:  глазки хитренькие, умные, ушки треугольничком, хвост пушистый, красивый.

Воспитатель: у лисы красивый длинный хвост. Как ее можно назвать, одним словом?

Какая она?

Дети: длиннохвостая.

Воспитатель: мы говорим про лису: «хитрая лиса». А если она очень хитрая, то как сказать про такую лису?

Дети: хитрющая.

Воспитатель: как можно ласково назвать лисенка?

Дети: лисеночек, (индивидуальная  работа)

Воспитатель: а всех лисят как назвать ласково?

Дети: лисятки.

Воспитатель: какую игру вы знаете про лису?

Дети: «Хитрая лиса».

Воспитатель: как вы позовете лису?

Дети: «Хитрая лиса, где ты?»

Воспитатель: скажите эти два слова — «хитрая лиса» — так, чтобы мы поняли по вашему голосу, что лиса действительно хитрая.( индивидуальная работа)

Воспитатель: за свою хитрость лиса стала главной героиней многих сказок и рассказов, назовите их

Дети: «Колобок», «Лиса и волк», «Лиса и петушок», «Лиса со скалочкой», «Теремок» и т. д.

Воспитатель:  а, какими именами в сказках называют лису?

Дети: лисичка – сестричка, Лиса Алиса, Лиса Патрикеевна

Воспитатель: какой характер у лисы в сказках?

Дети: хитрая,  лживая, изворотливая, изобретательная.

 Воспитатель: а в реальной жизни лиса -  хитрая?

Дети: она осторожная.

Воспитатель:  кого лиса боится, с кем враждует?

Дети: волков и других хищных зверей, которые крупнее и сильнее ее, охотников.

Воспитатель: посмотрите на картину, что здесь делает лиса?

Дети: наблюдает за своими детенышами, лисятами.

Воспитатель: сколько лисят у лисицы?

Дети: пятеро.

Воспитатель: какие лисята? Какой характер у лисят?

Дети: маленькие, рыжие, пушистые, веселые, шустрые, игривые, задорные, озорные, шаловливые и т. д.

Воспитатель: что они делают?

Дети: лисята играют, шалят, прыгают, резвятся, возятся.

Воспитатель: а чем питаются лисята?

Дети: мелкими животными, которых добывает для них мама.

Физминутка «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Воспитатель:

Давайте с вами составим рассказ по этой картине. В своём рассказе будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят. А поможет нам в этом вот такая таблица.

А чтобы рассказ получился интереснее, вы можете сами придумать начало и конец рассказа. Например, начать со слов «Жили - были…»  или  «Погода была тёплая и солнечная….» и т.д. И закончить рассказ каждый может по – своему.

Вот такой рассказ получился у меня.

Жила – была в лесу лиса с лисятами. Мама лиса большая, рыжая, пушистая. У неё длинный, красивый, пушистый хвост. Своих детёнышей она кормит молочком и ловит для них зайцев, мышей ,которых приносит в норку лисятам.. Лиса вывела лисят поиграть на поляну.

Лисята играют, резвятся. Мама лиса  хочет научить лисят охотиться. У них заботливая мама. Хорошо лисятам на поляне. Мама-лиса спокойно лежит, вытянув лапы, и смотрит, как играют ее лисята. Вот какая дружная семья!

А сейчас вы попробуйте составить свой рассказ.

Составление рассказа детьми. Дети по желанию выходят к картине.

Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше? Чем? Интересен ли был рассказ? Какие слова в этом рассказе понравились? Как начинается и заканчивается рассказ?

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем и вспомним детенышей диких животных. Для этого надо встать, я начну предложение, а вы будете продолжать и показывать. Готовы? Слушайте внимательно.

Как- то раз в лесу днем

Звери все пошли гулять

За мамой волчицей топал…

За мамой лисицей крался…

За мамой ежихой катился…

За мамой медведицей шёл…

За мамой бельчихой скакал…

За мамой зайчихой прыгал…

Игра "Подбери словечко"

- Какая шерсть у лисы?

Дети: мягкая, пушистая, теплая.

- Что еще может быть мягким?

Дети: снег, подушка, игрушка.

- А что может быть пушистым?

Дети: мех, елка, облака.

- Что может быть теплым?

Дети: одеяло, шуба, шапка.

 Игра "А что у вас?"
лиса: у меня уши, а у вас?
лисята: а у нас ушки
лиса: у меня глаза, а у вас?
лисята: а у нас глазки
лиса: у меня нос, а у вас?
лисята: а у нас носики
лиса: у меня усы, а у вас?
лисята: а у нас усики
лиса: у меня зубы, а у вас?
лисята: а у нас зубки
лиса: у меня спина, а у вас?
лисята: а у нас спинки
лиса: у меня живот, а у вас?
лисята: а у нас животики
лиса: у меня хвост, а у вас?
лисята: а у нас хвостики

Итог:

Воспитатель: Дети, как вы думаете справились мы с заданием? А какое было задание? Что больше всего вам понравилось?

Молодцы ! Я ваши рассказы запишу, а вы нарисуете иллюстрации к вашим рассказам. И мы вместе отнесем нашу книжку-малышку в младшую группу.

На этом занятие окончено.