Консультация для педагогов "Взаимодействие с семьями с целью решения образовательных задач по ОО "Речевое развитие""
консультация по развитию речи

Карпушина Елена Михайловна

Согласно ФГОС взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
       Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_po_rechevomu.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Согласно ФГОС взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
       Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методики развития речи.

Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи совместной работы:

  • создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
  • обеспечение эффективной общей и речевой подготовки к школе;
  • повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье;
  • выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей;
  • определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно-образовательную работу ДОУ и семьи;
  • целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей;
  • учитывать пожелания родителей, их предложения;
  • познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

Для повышения уровня речевого развития детей в работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

  • групповые собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • анкетирование;
  • наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
  • открытые занятия с детьми;
  • День открытых дверей;
  • приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;
  • совместные мероприятия: организация игротеки с родителями, создание речевого альбома «Копилка слов», проведение викторины «В гости сказка к нам пришла»;
  • тренинги игрового взаимодействия;
  • интерактивные выставки;
  • викторины, конкурсы;
  • проектная деятельность;
  • презентации;

Консультация является первой формой работы, при использовании данной формы работы можно познакомить родителей с тем, какие речевые навыки наиболее характерны данному возрастному этапу ребенка, а также, какие основные ошибки встречаются в речи их детей. Подготовить индивидуальные рекомендации для родителей. Довести до их сведения, как развивается речь их ребенка, указать, какой раздел ребенок усвоил, или усвоил слабо, в каких дополнительных занятиях нуждается.

Можно организовать игротеку с родителями. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей  знакомят с различными речевыми играми (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на развитие речевой культуры и т.п.). Причём родители принимают активное участие в игре с детьми.
       Родители могут активно участвовать в создании 
речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны придумать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создаются альбомы, книжки.

Также  вниманию родителей можно представить папки-передвижки, в папке можно представить подборку игр способствующих речевому развитию детей дошкольного возраста.

По рекомендации педагогов родители могут  ввести в жизнь семьи игру «Я дарю тебе словечко», цель — расширить словарь детей. Дети могут приносить в группу подаренные слова и знакомят с ними своих друзей. Родители участвуют в создании домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, можно предложить  «Игры на кухне»: 

Игровые упражнения для развития мелкой моторики 

«Золушка» - предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу.

«Волшебные палочки» - с помощью зубочисток ребенок должен выложить простые геометрические фигуры, предметы, узоры.

 Игры на обогащение словаря 

«Волшебные слова» - какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

«Угадай-ка» -  вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт»  в ладошку родителю. Затем родитель ему.

«Доскажи словечко» - взрослый начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей…

Игры на развитие грамматического строя

«Поварята» - приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т. д.

«Упрямые слова» - на свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…). Взрослый задает ребёнку вопросы и следит, чтобы он не изменял слово.

 Игры на развитие слоговой структуры 

 «Путаница» - жили-были слова, однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т. д.).

Подвижные игры.

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга…»

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

 Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Я считаю, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого и как важны партнерские отношения родителей со своими детьми.

Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются  совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «Сказка в нашей семье» создавался альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются. Проект «Чудо пальчики» позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.

Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.

 В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация инегративного подхода в решении образовательных задач по образовательной области художественно - эстетическое развитие

Призинтация используется для воспитателей по художественному - эстетическому развитию по ФГОС...

Решение образовательных задач в группе раннего возраста в ходе реализации проектов с семьями воспитанников

Из опыта работы по проектному методу с семьями воспитанников раннего возраста...

Организация работы по конструированию с использованием "Фруто-крышечек"с целью решения образовательных задач

Целью является ек только овладение элемкаетарными навыками ручного труда ,но и развитие умственногои эстетического воспитания ребенка ,развитие его творческих ,технических способностей...

Реализация интегрированного подхода при решении образовательных задач по направления развития: - физическое, - познавательное, - речевое, - художественно-эстетическое, - социально-коммуникативное. (Образовательный продукт – памятка в помощь педагогу)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 комбинированного вида143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11 тел. 8-498-729-39-84...