Статья « Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
материал по развитию речи (средняя группа)

Актуальность

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и

большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в

детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по

количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют

играть. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на

игру. Действительно, в большинстве детских садов режим дня перегружен

различными занятиями и на свободную игру остаётся менее часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и

спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели

стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или

прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что

дошкольники не умеют и не хотят играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_32.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Играем и развиваем речевое дыхание

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание, которое входит в сложную функциональную речевую систему и представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Большое число исследователей, а также мой личный опыт указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Процесс формирования правильного речевого дыхания достаточно долгий и кропотливый: от постановки правильного диафрагмального типа дыхания и формирования длительного ротового выдоха до тренировки удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы. А так как в дошкольном возрасте основным и самым любимым видом деятельности является игра, стараюсь использовать на всех этапах как можно больше игровых приёмов. Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами, которые использую в своей работе.

На этапе отработки воздушной струи без участия голоса можно использовать следующие игры:

“Ароматный цветочек” - на искусственный цветок предварительно капаю капельку аромамасла и предлагаю сделать вдох, задержать дыхание- понюхать цветок (вдохнуть аромат).

“Сильный ветер” - сделать вдох и резким выдохом задуть свечу.

“Тихий ветерок” - сделать вдох и по сигналу медленно дуть на пламя свечи, чтобы оно отклонялось, но не гасло.

”Снегопад” – предлагаю малышу подуть на снежинки, сделанные из бумажных салфеток, так, чтобы они полетели.

“Гонки” - через короткую трубочку предлагаю детям подуть на бумажные машинки. Чья машинка одержит победу в гонках.

”Султанчик” - предлагаю долго дуть на султанчик из полосок цветной бумаги. “Весёлые карандаши” - предлагаю детям вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (можно в соревновательной форме).

“Буря в стакане” - предлагаю подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный, тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

“Мыльные пузыри” - чей пузырь будет летать дольше?

“Футбол” - дети задувают мячи из ваты в футбольные ворота.

На этапе отработки воздушной струи с участием голоса использую такие игровые приемы:

Для отработки удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных и согласных звуков использую звукоподражания. (Труба гудит: у-у-у-у-у; пароход гудит: у-у-у-у-у; медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у; ветер воет: у-у-у; девочка плачет: а-а-а; комар летит: з-з-з; змея шипит ш-ш-ш и т.д.)

“Эхо в лесу”. Детей распределяю на две группы. Первая группа вместе с мной громко произносит звуки или их сочетания. Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

“Вьюга” - вместе с детьми изображаем сначала начало вьюги - тихое, длительное у-у-у, затем вьюга усиливается - громкое длительное у-у-у.

“Насос” - ребёнок встаёт прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища и произнесением звука с-с-с.

“Дровосек”. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Ребенок поднимает сцепленные руки вверх – вдох, опускает вниз – медленный выдох с произнесением слова ух-х-х.

“Петух”. Ребенок встает прямо, руки опущены. Затем поднимает руки в стороны, хлопает ими по бедрам. Выдыхая, произносит: ку-ка-ре-ку.

Призываю всех педагогов не забывать о роли игры и игровых моментов в нашей работе. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

"Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности".

Материалы для родителей об сосбенностях развития речи детей дошкольного возраста...

Особенности развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

В консультации для родителей представлен материал для развития речи детей в игравой деятельности...

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально, так как в дошкольном возрасте "игра" - это ведущая деятельность....

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Статья для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Статья Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

СтатьяРазвитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности....