Речевое развитие дошкольников в стиле " Синквейн"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Клепикова Наталия Николаевна

Цель: познакомить педагогов и воспитанников с инновационной педагогической технологией - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников.

Задачи:

• придать лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечить непроизвольное запоминание материала;

• значительно активизировать словарный запас;

• активизировать мыслительную деятельность;

• совершенствовать умение выражать собственное отношение к чему-либо;

• стимулировать развитие творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagog.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель:Клепикова Н.Н. МОУ» Веневский центр образования №1 им.И.И.Мусатова » Структурное подразделение «Детский сад №5» «Применение методики синквейн в работе с детьми подготовительной группы»

Слайд 2

Актуальность и целесообразность использования синквейна : - открываются новые творческие интеллектуальные возможности; - способствует обогащению и актуализации словаря; - является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы; - носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) - используется для закрепления изученной темы; - является игровым приемом; - составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 3

Алгоритм составления синквейна Синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку. 1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?); 2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?); 3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?); 4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Слайд 4

Модель синквейна 1 2 3 4 5

Слайд 5

1этап . Знакомство с понятием «слово », с последующим введением его графического изображения: «слова-предметы » ( « слова, обозначающие неживые предметы», «слова, обозначающие живые предметы »; « слова-признаки»; «слова- действия ». После того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова), подводим к понятию о предложении, его структуре.

Слайд 6

2 этап Составление синквейна в устной форме , фронтально по хорошо знакомым предметам с ярко выраженными признаками. 1 . Заяц. 2. Серый, пушистый. 3. Прячется, боится, убегает. 4. Мне нравится заяц. 5. Дикое животное.

Слайд 7

3 этап. Составление синквейна в устной форме , индивидуально по хорошо знакомым предметам с ярко выраженными признаками с опорой на графическое изображение : «слова-предметы «слова-признаки » «слова- действия » «слова-предлоги» 1 2 3 4 5

Слайд 8

4 этап Составление синквейна в парах по хорошо знакомым героям детских произведений с опорой на дидактический материал в виде опорных рисунков-символов (мнемотехники), предложенных воспитателем . З адание - «Выложи картинки по схеме» 1.Буратино 2. Деревянный , веселый . 3 . Ходит, учится читать, любит папу Карло . 4 . Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь. 5 . Мальчик. 1 2 3 5

Слайд 9

Задание «Отгадай синквейн – загадку» 1 ……… ? 2. Добрый, трудолюбивый. 3. Заботится, учит, воспитывает. 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Мастер на все руки.

Слайд 10

1……. ? 2. Мудрая, старая. 3. Плавает, ползает, живет в пруду. 4.Она подарила золотой ключик Буратино. 5. Долгожительница . 1……. ? 2. Добрая, умная. 3. Воспитывает, помогает, заботится. 4. Любит порядок во всем. 5. Девочка с голубыми волосами.

Слайд 11

5 этап. Составление синквейна индивидуально по хорошо знакомым героям детских произведений с опорой на дидактический материал в виде опорных рисунков-символов (мнемотехники), предложенных воспитателем . З адание - «Выложи картинки по схеме» 1.РЫБКА . 2.ЗОЛОТАЯ , ГОВОРЯЩАЯ. 3.ПЛАВАЕТ , СЛУШАЕТ, НАКАЗЫВАЕТ. 4. ОНА ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА. 5. ВЛАДЫЧЕЦА МОРСКАЯ. 1 2 3 4 5

Слайд 12

1. Старик 2. Ласковый , добрый . 3.Поймал,отпустил , поклонился . 4.Старик выполняет приказы старухи. 5.Простофиля 1. Старуха 2.Жадная , сердитая 3.Прядет, командует, злится 4.Старуха осталась сидеть у разбитого корыта. 5.Глупая. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Слайд 13

Задание «Отгадай синквейн – загадку» 1 .……? 2.Синее , бескрайнее . 3. Волнуется, бушует, плещется 4 . Ветер по нему гуляет и кораблик подгоняет. 5 . Неживая природа. 1 ……? 2.Деревянное, разбитое. 3.Рассохлось , треснуло, прогнило. 4.Странная посуда для стирки и купания. 5.Домашняя утварь.

Слайд 14

6 этап. В дальнейшем предполагается обучить детей самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель путем прорисовывания опорных рисунков – символов . Синквейн . Творческий, активизирующий. Развивает, обогащает, уточняет. Помогает учиться. Метод.

Слайд 15

Вывод: Технология « Синквейна » является одним из эффективных методов развития речемыслительной деятельности ребенка, органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса .

Слайд 16

Перспектива: - методическое оформление инновационной методики Синквейн с дальнейшим внедрением в педагогическую практику работы со старшими дошкольниками; - внедрение в практику работы с детьми других инновационных технологий по развитию речемыслительной деятельности («Шесть шляп мышления», «Карты Проппа »).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.  В методичес...

Презентация "Синквейн" в речевом развитии дошкольников

Слово "синквейн" происходит от французского слова пять и означает стихотворение, состоящее из пяти строк.Синквейн это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определённ...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс   на  тему:«Технология   синквейн  в  речевом   развитии дошкольников»...

Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»

Задачи синквейна;- пополнять знания детей по лексическим темам;- обогащать пассивный и активный словарный запас;- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;- развивать ассоциати...

"Использование инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии дошкольников"

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Синквейн в речевом развитии дошкольников

     Решение проблем речи у детей в дошкольном возрасте является актуальной темой. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто и...