«Составление рассказа по картине «Осень» («Таня и голуби»)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Маркелова Виктория Михайловна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

«Составление рассказа по картине «Осень»

(«Таня и голуби»)

 

Выполнили:

Маркелова Виктория Михайловна,

воспитатель

Лобанова Елена Борисовна, воспитатель

Цель – учить детей составлению рассказа по сюжетной картине.

Задачи:

  1. содействовать формированию умения внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию, составлять повествовательный рассказ по картине;
  2. развивать мышление, память, речь при описании картины;
  3. поощрять самостоятельные суждения детей по картине, способствующие развитию связной речи.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений про осень, исследование примет осени, рассматривание осенних пейзажей.

Способы организации:

Словесный: мотивация детей к деятельности, исследование картины с помощью игрушки Мишки, похвала, речевой образец воспитателя, постановка вопросов и проблемных ситуаций, беседа по содержанию картины.

Наглядный: демонстрация картины и предметов, изображенных на ней, распознавание, наблюдение за предметами, явлениями и действиями,  установление взаимоотношений между ними.

     Практический: многократное повторение действий, физкультминутка «В понедельник я купался…», картина «Осень» («Таня и голуби»), магнитная доска, картинки-модели.

 

Содержание образовательной деятельности:

(Приходит Мишка, приносит в лапах зеленое ведерко).

Воспитатель: Мишка, что ты нам принес?

Мишка: ведерко.

Воспитатель: чье ведро ты принес? Как мы узнаем, чье оно?

Мишка: не знаю, чье оно. На картину посмотрите (приложение 1).

Дети подходят к картине. Отвечают, что ведро принадлежит девочке.

Воспитатель: Мишка, а как девочку зовут?

Мишка: вы плохо смотрели, там мальчик стоит.

Воспитатель ставит проблемную задачу, чтобы привлечь внимание

детей к картине.

Воспитатель: опять Мишка ничего не понял, не увидел. Надо объяснить ему, кто гулял, что делала во время прогулки, где гуляла, в какое время. Для этого необходимо составить план рассматривания картины и составления рассказа по ней:

1. Действующее лицо (кто?).

2. Деятельность человека (что делает?).

3. Место действия (где делает?).

4. Время действия (когда делает?).

Мишка: я вспомнил, что мама звала девочку Таней. А гуляла она в комнате, пол подметала.

Дети вступят в диалог с Мишкой, чтобы доказать абсурдность его высказываний.

Воспитатель: ребята, вы видите на картине многоэтажные дома? Значит, это город. Таня живет в городе.

Мишка: я помню, она взяла корзинку, чтобы собирать грибы и ягоды.

Воспитатель: кто один объяснит Мишке, для чего Таня взяла корзинку?

Ребенок расскажет Мишке, что Таня взяла корзинку, чтобы собрать листья, а не грибы и ягоды. В городе они не растут.

Воспитатель: ребята, а вы заметили, что девочка делала сначала – собирала листья или кормила голубей?

Дети отвечают.

Воспитатель: девочка уже насобирала листья в ведерко и стала кормить голубей из корзинки.

Мишка, ты запомнил, какие деревья росли на участке, где гуляла Таня?

Мишка: я не умею узнавать деревья.

Воспитатель: давайте расскажем Мишке, какие деревья мы видим на картине?

Дерево с белым стволом и желтыми листьями? Береза. Дерево с серым стволом – тополь. Зеленое дерево – ёлочка.

Ребята, как вы думаете, какими листьями хочет девочка дома любоваться?

Дети ответят, что кленовыми.

Воспитатель: Мишка, как ты думаешь, на что девочка садилась, если хотела отдохнуть?

Мишка: как и голуби, на землю садилась.

Дети объяснят Мишке, что садилась на скамейку,

которая недалеко от нее стоит.

Мишка: я понял, что девочка гуляла не дома, а на улице. Она замерзла, потому что на улице была зима.

Воспитатель: кто может объяснить Мишке, когда Таня гуляла?

Воспитатель задает ребенку наводящие вопросы о том, во что она одета, что деревья еще стоят с листьями.

Воспитатель: вот мы и рассмотрели картину и узнали, как хорошо девочка Таня погуляла. Мишка очень просит рассказать о прогулке девочки, чтобы тот потом смог рассказать медвежатам.

Прежде чем составить рассказ по картине, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

В понедельник я купался                           (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал.                            (рисуем)

В среду долго умывался                            (умываемся)

А в четверг в футбол играл                       (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал                        (прыгаем, кружимся на месте)

Очень долго танцевал

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал                           (дети садятся на корточки и засыпают)

 

Для составления повествовательного рассказа по картине воспитатель вешает на магнитной доске картинки-модели:

Картинка с осенью (КОГДА гуляла Таня).

Картинка сада (ГДЕ гуляла Таня).

Картинка из журнала мод – девочка демонстрирует одежду (КАК ОДЕЛАСЬ, чтобы было тепло гулять).

Пустой лист бумаги (ЧТО ДЕЛАЛА, когда гуляла) (приложение 2).

Образец рассказа ребенка:

«Девочка Таня гуляла осенью в городе, в саду. Деревья стоят желтые, листики опадают. Таня собрала целое ведерко листьев, чтобы поставить дома красивый букет. Она одета в теплый зеленый пиджак, синие штаны, теплые ботинки. Не замерзнет. Прилетели голуби, и девочка стала их кормить крошками из корзинки. Золотая осень, птицам голодно».

Мишка: спасибо, дети, теперь я знаю, как рассказать медвежатам о девочке Тане.

Рефлексия

Ребята, понравилось ли вам наше занятие? Что понравилось больше всего? Вы все большие молодцы, у вас получились замечательные рассказы по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartina.docx959.06 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20211023_081311.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи....

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...