Семинар для педагогов "Сказка, как средство развития речи детей"
учебно-методический материал по развитию речи

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, —  пассивно, — важные для формирования речи функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx212.77 КБ

Предварительный просмотр:

       

       Сказка – благодатный материал для развития детей во многих отношениях. Лёгкая для детского восприятия по форме и содержанию, формирует понимание добра и зла, выполняет терапевтическую функцию. Востребована сказка и как средство развития речи детей дошкольного возраста, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Сказку можно слушать, пересказывать, дополнять, обыгрывать. Что читать ребенку 6-7 лет?

       Сказка не только повышает познавательный

интерес и мотивацию к учебной деятельности,

но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать,

отыскивать причинно-следственные взаимосвязи,

делать выводы. Поэтому, не случайно сказки

используются педагогами обеспечивая комплексный

 подход в развитии ребёнка.

Влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, —  пассивно, — важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка за счет усвоения слов-названий животных, некоторых глагольных форм, специфической лексики, устаревших, диалектных и др. слов;
  • преподносит готовые художественные обороты и метафоры;
  • показывает пример составления различных предложений (использование в речи предлоги, союзы, распространяя предложения словами – признаками и т.д.);
  • развивает просодическую сторону речи (темп, ритм, выразительность и т.д.);
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

        Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:

  •  Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.
  •  Моделирование сказок. Использование геометрических форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок.
  • Использование мнемотехники для детей дошкольников становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана+схема делают сказки четкими, вязными и последовательными.

Мнемотаблица для дошкольников по сказке «Лиса и журавль» — скачать и  распечатать. Иллюстрации — Русские народные сказки. «МААМ—картинки».  Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру        Курочка Ряба. Мнемотехники, мнемотаблицы по сказкам — скачать и  распечатать. Иллюстрации — Русские народные сказки. Развитие речи и грамота  — Сюжетные картинки. «МААМ—картинки». Воспитателям детских садов, школьным  учителям и педагогам - Маам.ру        Мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка» — скачать и распечатать.  Иллюстрации — Русские народные сказки. Развитие речи и грамота — Сюжетные  картинки. «МААМ—картинки». Воспитателям детских садов, школьным учителям и  педагогам - Маам.ру

  • Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»). Важное значение в логопедии имеет ритмизация при работе над слоговой структурой слова (формирование слухового и речевого ритма).
  • Психогимнастика - выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость»)
  • Музыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений:А.И.Хачатурян «Танец с саблями», П.И.Чайковский «Вальс цветов»)
  • Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
  •  Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.
  •  Словесное рисование - точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).
  •  Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская.

       Как видите, сказка может служить привычным форматом и для целенаправленных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

В логопедической практике можно использовать следующие виды работы со сказкой:

Виды работы при использовании сказки для расширения словарного запаса:Букваренок (Г. Юдин)

  • Вычленение слов из сказки с заданным

звуком (формирование фонематического

восприятия – сказки Г. Юдина);  

  • Рифмовка слов (молодец - удалец, храбрец);
  • Придумывание однокоренных слов

(Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок) ;

  • Подбор эпитетов к сказочному герою:

«честные гости», «столы дубовые», «палаты белокаменные», «красна девица» и т.д.;

  • Называние слов-действий и слов-признаков из сказки;
  • Подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям – сказочного персонажа;
  • Называние пропущенных слов в сказке.

Виды работы при использовании сказки для формирования правильного грамматического строя:

  • Составление предложений по опорным картинкам из сказок;
  • Составление предложений с определённым словом или с несколькими словами; распространённые предложения;Конспект развитие детей Веселый колобок • Моя Кроха
  • Упражнение «Закончи предложение»      Он от дедушки ушёл,

                                                                                  Он от бабушки ушёл.

                                                                                  Круглый сам, румяный бок,

                                                                                  А зовётся …   ,

                                                                                                                     и т.д.

Другие виды работы:

  • «Весёлый Язычок» - использование логопедических сказок для зарядки с язычком и атрибутика (язык из фетра для руки педагога)
  • Ритмизация (простукивание и прохлопывание или простукивание ритма, отражающего особенности движения – быстрый моросящий дождик, настроение героев – «идёт грустный медвежонок», «скачет весёлый зайка» и т.д.)
  • Включение мимических упражнений и упражнений на развитие мелкой моторики рук («Зайчик», «Волк» и т.д.)
  • Дыхательные упражнения (выработка правильного речевого дыхания используя разные дыхательные упражнения при работе со сказками, например «Три поросёнка»,  «Золотая рыбка» и т.д.)
  • Речевые игры на основе сказочного сюжета (тетради Л.А. Комаровой)
  • Закрепление звукопроизношения – упражнения «Подари картинки сказочному герою» (Зайцу – картинки со звуком [З], лисе – со звуком [С] и т.д.)
  • Закрепление ССС (слоговой структуры слова) – рассели в теремок сказочных героев по этажам по количеству слогов.Сказка как средство развития: сделает ли она вашего ребенка гениальным?

       Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Семинар – практикум в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: систематизировать  знания  педагогов о русских народных сказках  для дошкольников. Повторить методы и приёмы работы со сказками. Поддерживать интерес к русскому народному творчест...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Конспект Семинара-практикума «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ : «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Конспект семинара -  практикума   для педагогов детского сада.Цель  :расширить знания воспитателей о сказкотерапии. Обучить приёмам использования сказок для развития речи дошкольни...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ : «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Конспект семинара - практикума для педагого детского сада.Цель: расширить знания воспитателей о сказкотерапии. Обучить приемам использования сказок для развития речи дошкольников. семинар практикум со...