Картотека игр и упражнений по заиканию
методическая разработка по развитию речи

Томишинец Дарья Юрьевна

Картотека игр и упражнений по заиканию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_po_zaikaniyu.docx867.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование вдоха

«Парфюмер»

Цель: развитие вдоха

Оборудование: повязка на глаза, баночки с кофе (мята, корица и другое)

Ход игры: Предложите малышу на время перевоплотиться в парфюмера, который отлично различает все запахи.

Сначала предложите запомнить ребенку запахи чего-либо. Затем завяжите ему глаза и просите назвать предложенный запах, угадать, что это. При этом вы должны контролировать вдох ребенка, малыш должен дышать животом, для того чтобы это проконтролировать, попросите его положить руку на живот. Поднесите «ароматизатор», попросите сделать 3-4 «правильных» вдоха-выдоха (вход - живот наполняется, выдох – втягивается), попросите назвать запах.

«Толстый живот»

 

Формирование выдоха

"Волшебные бабочки"

"Бабочки порхают"

"Горячий чай"

 «Надуй шарик».

Стихотворный текст произносит взрослый, а дети выполняют нужные действия.

                        Вот мы шарик надуваем,

                        А рукою проверяем.

                        Шарик лопнул - выдыхаем,

                        Наши мышцы расслабляем.

«Часики»

Стихотворный текст произносит взрослый, а дети выполняют нужные действия.

                        Тик-так, тик-так,

                        Ходят часики вот так:

                        Наклон влево, наклон вправо,

                        Наклон влево, наклон вправо.

«Волшебное пламя»

«Ветерок»

1. Дыхательно – голосовые игры на материале гласных звуков

«Стойкий оловянный солдатик»

«Лесная полянка»

       

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лиса, волк,белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лиса запела: а-а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка : ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. как пели звери?

  1. Дыхательно – голосовые игры на материале согласных правильно произносимых звуков

«Духовой оркестр»

Цель: развитие речевого дыхания

Ход игры: Играть можно и в группе, и с одним ребенком. Предложите малышам почувствовать себя музыкантами, которые играют на каком-либо духовом инструменте (труба, флейта, дудочка). Попросите их сложить сжать кулаки и поднести к губам, располагая один перед другим, после, необходимо дунуть в получившийся «духовой инструмент» (возможны разные вариации: выдох без звука, выдох на шипящий звук (с,ш), выдох на пффф или пррр).

  1. Дыхательно – голосовая игра на материале слогов

«Зоопарк»

 

«Дровосеки»

        

«Ворона» 

  1. Дыхательно – голосовая игра на материале слов

Цель: Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам).

Оборудование: предметные картинки ( используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д.)

Ход игры: исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Назовите слова на картинке по слогам. Послушайте, как у меня это получится. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-ЛИ - НА»).

  1. Дыхательно – голосовая игра на материале фраз различной длительности

Цель: развитие дыхания на материале фраз.

Ход игры: Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе.

Послушайте, как это сделаю я. (Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А»).

А теперь произносим все вместе».

(далее увеличиваем длительность фраз)

  1. Дыхательно – голосовые игры и упражнения на материале рассказов, стихов, пересказов и инсценировок.  

«Мельница»

Цель: обучение выдоху с фонацией слов и коротких фраз в сочетании с расслаблением или различными движениями.

Инструкция. И.п. — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Круговые движения руками вперед — поочередно, имитируя мельницу, проговаривая:

Мельница, мельница мелет муку,

Из этой муки я пирог испеку.

«Делай как я»

Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.

Оборудование: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.

Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).

Дождь в лесу

«Агния Барто»

Мы хо-ди-ли по гри-бы,

За-би-ра-лись под ду-бы.

Вдруг-дождь! Да ка-кой!..

Ста-ла про-се-ка ре-кой!

Я гля-жу из-под пла-ща,

Как, тре-ща и тре-пе-ща,

Гну-тся ве-тки на ве-су.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не-ту боль-ше ти-ши-ны.

Мы сто-им ог-лу-ше-ны:

Ли-вень с веет-ром по-по-лам

Бьёт по веет-кам, по ство-лам!

Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,

Листь-я все пе-ре-лис-тал.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не гри-бы до-мой не-су -

Од-ни дож-дин-ки на но-су.

Лиса и Петух (инсценировка)

(по сказке С. Я- Маршака «Теремок»)

Логопед читает детям текст и проводит вопросно-ответную беседу: какой изображена Лиса в этой сценке? Что хотела сделать Лиса? Зачем она хвалит Петуха? Каким голосом должна говорить Лиса? Как она двигается в этой сценке? Почему ей удалось обмануть Петуха? И т. д.

К следующему занятию дети заучивают наизусть слова роли. Делают костюмы, маски. Для Лисы — хвост (его прикалывают к одежде булавкой) и легкая маска; для Петуха — маска или бумажная шапочка с ярким гребешком, два крыла из картона (в верхней части каждого крыла укрепляется петля из резинки, куда ребенок сможет продеть руки). Домиком Петуху может служить стульчик.

(На листе картона рисуется красивый домик, а в нем вырезается окно.)

Все дети разыгрывают сценку по очереди.

Петушок становится на стульчик, смотрит в окно.

Лиса (на цыпочках постепенно подкрадывается к Петушку и ласково хвалит его). Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Там живет Петушок боевой, Он поет и трясет головой. Голова его ярче огня!

Петух   (удивленно   смотрит  по   сторонам,   выглядывая   из окна).

Кто-кто там поет про меня?

Лиса   (подходит   ближе,   еще   более   ласковым   голосом).

Ах ты, Петя, лихой петушок! У тебя золотой гребешок. Всем на зависть твоя борода. Ты слети, мой красавец, сюда!

Петух  (отрицательно машет головой).

Нет, уж лучше я здесь посижу, На тебя свысока погляжу.

Лиса  (подходит совсем близко, говорит еще более нежно, тихим голосом).

Ах ты, Петя, петух удалой! Кто на свете сравнится с тобой. У тебя два широких крыла, Ты немножко похож на орла!

Петух  (опускает со стульчика одну ногу на пол, заинтересованно говорит). Я не слышу, о чем ты поешь. Повтори, на кого я похож!

Лиса. Ты сидишь от меня далеко, Подойди, я шепну на ушко!

(Петушок опускает на пол вторую ногу.) Лиса (сурово).

Вот теперь скажу я вслух, на кого похож петух! Ты похож на себя, петуха. Скоро съем я твои потроха!

(Хватает Петуха.)

Хи-хи-хи, хо-хо-хо, ха-ха-ха! Ты похож на себя, петуха!

Петух кричит и вырывается. Лиса тащит его в лес (в другой угол комнаты).

Логопед дает оценку выступлению каждого ребенка, его речи. Диалоги,   написанные  прозой,   по  сравнению  со  стихотворными, несколько сложнее для исполнения, так как в них нет определенного ритма, подсказывающего говорящему, когда следует сделать паузу и взять дыхание. При разыгрывании эти диалоги не обязательно учить наизусть. Вполне допустимы отступления от текста, что способствует закреплению приобретенного навыка в спонтанной речи.

Использованная литература:

  1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.

  2. http://www.playwithus.ru/razvitie_dykhaniya.html
  3. http://www.logoped-minsk.by/e/90273-kompleks-uprazhneniy-dlya-razvitiya-nerechevo 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов. (Картотека игр и упражнений)

Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя - логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают ...

Релаксационные упражнения при заикании

Упражнения, способствующие мышечной релаксации, снятию эмоционального напряжения...

"Дыхательные упражнения при заикании"

quot;Дыхательные упражнения для преодоления заикания"...

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям

Картотека игр и упражнений по здоровьесберегающим технологиям для детей старшего дошкольного возраста. ...

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...

Дыхательные упражнения при заикании

Комплекс дыхательных упражнений при заикании можно использовать в домашних условиях и в коррекционной работе....

Логопедические упражнения при заикании. Рекомендации родителям

Заикание – это расстройство речи, которое вызвано судорогами в разных зонах речевого аппарата.Причины заикания у детейВ зоне риска дети, у родителей которых имеются заболевания нервной системы, ...