Картотека по системе ТРИЗ
картотека по развитию речи

Пермякова Елена Ивановна

Опыт работы использования технологии ТРИЗ (ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

ТРИЗ - это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_sisteme_triz.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека по системе ТРИЗ

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ

«ЧЕРНОЕ — БЕЛОЕ»

Воспитатель, стоя перед группой детей, держит в одной руке черный круг, в другой — белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого-либо объекта или явления, а поднимая белый круг — положительные.

«ВПЕРЕД - НАЗАД»

Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен или чем он нравится или не нравится. Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед; отрицательное — шаг назад.

«НАЙДИ И УГАДАЙ»

Кто-то из детей загадывает объект. Называя его положительные и отрицательные качества. Дети должны его отгадать.

«ПРАВЫЙ ФЛАНГ — ЛЕВЫЙ ФЛАНГ»

Называя положительные качества, ребенок должен

встать по правую руку, а  называя отрицательное качество — по левую руку

«УСПЕЙ»

Выбирается ведущий. Он должен назвать объект, который будут анализировать участники игры. Их задача найти положительное и отрицательное в данном объекте и перейти на другую сторону площадки. Ребенок, не сумевший сказать, чем хорош

или плох объект, должен успеть перебежать на другую сторону площадки, прежде чем водящий дотронется до него. Если он не успеет это сделать,

ребенок становится новым ведущим.

«СУМЕЙ В ПЛОХОМ НАЙТИ ХОРОШЕЕ»

Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им  художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого произведения

«КТО ВПЕРЕД»

Дети делятся на две команды. Выбирается объект для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах этого объекта и делает шаг вперед, другая команда говорит о его негативных свойствах и тоже делает шаг вперед. Побеждает та команда, которая первой приходит к финишной черте.

«ЗАЧЕМ? КАКОЙ?»

Дети делятся на две команды «Зачем?», и «Какой?»

Первая команда придумывает способы использования

какого-нибудь объекта, например чистого листа

бумаги (рисовать, вырезать, промакивать, т.п.)

Вторая команда оценивает (хорошо — плохо) тот или иной способ и обосновывает свою оценку.

«ПО КРУГУ»

Дети садятся в кружок. Один ребенок называет

положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним — отрицательное и т.д.

«Х» И «П»

Дети выбирают фигурки, на обратной стороне которых написаны буквы «Х» или «П». Так они делятся на две команды. Определив объект для анализа, команда «Х» называет, чем он хорош, а команда «П» - чем он плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, у которой

больше жетонов.

ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ

РЕСУРСОВ

«КОТ В ОДНОМ САПОГЕ»

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить не удобно, а босиком он ходить отвык.

Как теперь быть коту?

«ВОТ ТАК ИГРА»

Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но

найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руку?

«МАША И МЕДВЕДЬ»

Маша, дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки

рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«ПОМОГИ ЗОЛУШКЕ»

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что нет скалки. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ»

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

«РАССЕЯННЫЙ ПЕТЯ»

Решив отправиться в поход, дети договорились, кто, что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования в системе ТРИЗ.

В настоящее время появилось большое количество образовательных программ, технологий, различных методов, которые используются в современном образовательном процессе на основе личностно-ориентиров...

"Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ"

Материал содержит теорию по теме "О технологии ТРИЗ в педагогике", подготовленную для семинара-практикума "Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ". Будет полезен воспитателям ...

ОПЫТ РАБОТЫ. « Играем по системе ТРИЗ».

Опыт  работы  с детьми  старшего  дошкольного  возраста  показал:одним средств  развития  творческого  познания  может  стать  использование...

досуг с использованием рисования по системе ТРИЗ

что такое ТРИЗ? Это теория развития изобретательских задач... благодаря которой мы, взрослые развиваем воображение не только у детей, но и развиваем себя, собственные способности видеть простое в необ...

Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ

      Именно творческое рассказывание приближает ребенка  к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей деятельности -  учебе,...

«Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»

«Нетрадиционные приемы творческого рассказывания по системе ТРИЗ»...

ИГРАЕМ ПО СИСТЕМЕ ТРИЗ ( Картотека игр в детском саду)

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое, мы двигаемся вперёд. Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще предс...