Центр речевой деятельности
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Полушкина Екатерина Ивановна

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, наравленный на развитие: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Полушкина Е.И. МБДОУ «Детский сад №111» Центр речевой деятельности в средней группе . г . Нижний Новгород, 2021г.

Слайд 2

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Слайд 3

К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью. Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах. Особенности речевого развития детей с реднего дошкольного возраста

Слайд 4

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: Словаря Звуковой культуры речи Грамматического строя речи Связной речи

Слайд 5

Формирование словаря Задача : Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Игра «Назови одним словом»

Слайд 6

Формирование словаря Задача : Закреплять признаки осени. Активизировать употребление осенних слов в речи. Словарик осенних слов

Слайд 7

Формирование словаря Задача : Активизировать словарь по теме «Осень». Дерево осенних слов

Слайд 8

Формирование словаря Задача : Активизировать в речи названия предметов, материалов, из которых они сделаны. Игра «Что из чего сделано?»

Слайд 9

Формирование словаря Задача : Закрепить умение дифференцировать виды одежды, головных уборов и обуви по временам года . Игра «Одень девочку на прогулку»

Слайд 10

Формирование словаря Задача : Учить определять и называть местоположение предмета . Игра «Ориентировка в пространстве» по теме «Осень»

Слайд 11

Звуковая культура речи Теремок звуков Задача : Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенны звук.

Слайд 12

Звуковая культура речи Игра «Повтори за лягушкой» Задача : Тренировать и укреплять органы артикуляционного аппарата.

Слайд 13

Звуковая культура речи Схемы пальчиковой гимнастики Задача : Развивать мелкую моторику, координацию движения пальцев рук .

Слайд 14

Звуковая культура речи Расскажи стихи руками

Слайд 15

Грамматический строй речи Игра «Речевые кубики» Задача : Активизировать словарь глаголов и существительных . Упражнять в составлении предложений (из двух, из трех и из четырех слов)

Слайд 16

Грамматический строй речи Игра «Речевые кубики»

Слайд 17

Грамматический строй речи Игра «Один – много» Задача : Упражнять в умении образовывать существительные множественного числа .

Слайд 18

Грамматический строй речи Задача : Упражнять в умении образовывать однокоренные слова. Игра «Однокоренные слова»

Слайд 19

Грамматический строй речи Игра «Какой сок?» Задача : Формировать умения преобразовывать существительные в прилагательные и согласовывать их с существительным в роде, числе, падеже.

Слайд 20

Грамматический строй речи Игра с фонариком «Какое варенье?» Задача : Формировать умения преобразовывать существительные в прилагательные и согласовывать их с существительным в роде, числе, падеже.

Слайд 21

Грамматический строй речи Игра «Скажи где…» Задача : Упражнять в умении правильно использовать предлоги, согласовывать существительные с предлогами.

Слайд 22

Грамматический строй речи Игра «Скажи где…» Задача : Упражнять в умении правильно использовать предлоги, согласовывать существительные с предлогами.

Слайд 23

Связная речь Алгоритмы составления рассказов Задача : Обучать составлению описательных рассказов .

Слайд 24

Связная речь Алгоритм «Расскажи сказку» Задача : Учить детей правильному рассказыванию сказки с опорой на мнемотаблицу .

Слайд 25

Связная речь Игра «Овощи и фрукты» Задача : Упражнять у умении правильно называть названия фруктов и овощей . Развивать диалогическую речь: понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Слайд 26

Связная речь Игра «Что перепутал художник» Задача : Обогатить и закрепить словарный запас, развить внимание и логическое мышление, связную речь.

Слайд 27

Связная речь Игра «Профессии детского сада» Задача : Развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью.

Слайд 28

Связная речь Фотоальбом «Кто заботиться о нас» Задача : Закреплять знания детей сотрудников детского сада, называть по имени и отчеству. Формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы.

Слайд 29

Связная речь Зонтик загадок Задача : Упражнять в умении составлять описательный рассказ-загадку по теме «Осень» с опорой на схему.



Предварительный просмотр:

 Выступление

«Центр речевой деятельности в средней группе»

1 слайд:  

Представляю вашему вниманию Центр речевой деятельности средней группы

2 слайд:

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

3 слайд:

Особенности речевого развития детей средней группы.

К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

  Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

4 слайд:

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

  1. Словаря
  2. Звуковой культуры речи
  3. Грамматического строя речи
  4. Связной речи.

5 слайд:

Для формирования словаря мной сделаны следующие игры и пособия:

  • Игра «Назови одним словом» - задача, которой учить употреблять существительные с обобщающим значением.

Ребенок рассматривает карточку и называет изображенные объекты на карточке, затем называет их одним словом.

6 слайд:

  • Словарик осенних слов - задача – закреплять признаки осени. Активизировать употребление в речи 
  • Ребенок смотрит на картинку и называет признак осени.

7 слайд:

  • Игровое пособие «Дерево осенних слов». Задача игры: активизировать словарь по теме «Осень», способствовать употреблению осенних слов в речи.

Ребенок развешивает на дереве листья с осенними картинками, при этом называет осенние слова.

8 слайд:

  • Игра «Что из чего сделано?» Задача игры: активизировать в речи названия предметов, материалов, из которых они сделаны.

В игру могут играть индивидуально, так и небольшой подгруппой.

Каждый ребёнок получает по игровому полю. Круглые карточки складываются в стопку или (мешочек). Ведущий берет из стопки по одной карточке и называет что изображено на картинке. Затем спрашивает, кому подходит картинка. Картинка достается тому игроку, у которого подходящее игровое поле.

9 слайд:

  • Игра «Одень девочку на прогулку». Задачи: закрепить умение дифференцировать виды одежды, головных уборов и обуви по временам года.

Ребенок выбирает картинку с девочкой нужного сезона (на заднем плане девочки сезонное дерево). Затем из шкафа достает одежду (обувь или головной убор) и надевает на девочку, при этом называя этот предмет одежды.

10 слайд:

  • Игра «Ориентировка в пространстве» по теме «Осень»

Задача: Учить определять и называть местоположение предмета.

Ребенок рассматривает картинку и ему предлагается ответить на вопросы. Например: С чего срывает садовник яблоки? Где находиться тележка? Где куча листьев? И т.д.

11 слайд:

Для развития звуковой культуры речи мной сделаны следующие игры и пособия:

  • Игра «Теремок звуков» Задача: развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенны звук.

В верхнем окошен теремка вкладывается карточка со звуком (а, о, у, и, з, с). Ребенку предлагается заполнить оставшиеся окошки картинками, слова которых начинаются этот звук.

12 слайд:

  • Игра «Повтори за лягушкой» Задача: тренировать и укреплять органы артикуляционного аппарата.

Игра состоит из картинки, на которой изображена лягушка и 24 карточки, на который изображен рот с разной артикуляцией.

Ребенок кладет на лягушку карточку и повторяет эту артикуляцию.

13 слайд:

  • Схемы пальчиковой гимнастики. Задача: Развивать мелкую моторику, координацию движения пальцев рук.

14 слайд:

  • Расскажи стихи руками.

  Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.

15-16 слайд:

 Для развития грамматического строя речи мной сделаны следующие игры и пособия:

  • Пособие «Речевые кубики». Задачи: Активизировать словарь глаголов и существительных. Упражнять в составлении предложений (из двух, из трех и из четырех слов)

Пособие состоит: из 9 кубиков и 3 карточек.

Кубики четырех цветов: 5 желтых (1 кубик – семья, 1 кубик – фрукты и овощи, 1 кубик – мебель, 1 кубик – игрушки и животные, 1 кубик – семья и цвета), 2 белых – действия (глаголы), 1 оранжевый – предлоги, 1 розовый – цифры и фигуры.

Карточки для составления предложений из двух, три и четырех слов. Первая карточка состоит из двух клеток: желтой и белой. Вторая: из желтой, белой и желтой. Третья: из желтой, белой, оранжевой и желтой.

На начальном этапе необходимо познакомить ребенка с кубиками. Ребенок выбирает любой кубик, бросает его и называет слово, которое нарисовано на картинке. Затем начинаем составлять слово сочетания. Необходимо взять первую карточку и кубики желтого и белого цвета. Бросает, затем что выпало ставит на карточку и говорит предложение. Например: Девочка рисует. Аналогичные действия производятся с карточками 2 и 3. Также в данной игре можно не использовать карточки, играть только кубиками, составляя предложения из более 4 слов.

17 слайд:

  • Игра «Один – много». Задача: Упражнять в умении образовывать существительные множественного числа.

Ребёнку предлагается картинка, на которой изображены один предмет и много таких же предметов. Ребёнок называет их.

Варианты игры:

1. Воспитатель называет предметы в единственном числе, а ребенок называет множественное число этих предметов. Например: Одно яблоко -  много яблок.

2. Воспитатель называет предметы во множественном числе, а ребёнок называет в единственном числе. Например: Медвежата - медвежонок

18 слайд:

  • Игра «Однокоренные слова». Задача: Упражнять в умении образовывать однокоренные слова.

19 слайд:

  • Игра «Какой сок?». Задача: Формировать умения преобразовывать существительные в прилагательные и согласовывать их с существительным в роде, числе, падеже.

Игра состоит из вращающихся кругов. На большом круге изображены стаканы с соком, на маленьком – фрукты и овощи, из которых сделаны эти соки. Ребенок вращает круги и совмещая две соответствующие картинки говорит из чего какой делают сок. Например: Из апельсина делают апельсиновый сок.

20 слайд:

  • Игра с фонариком «Какое варенье?». Задача: Формировать умения преобразовывать существительные в прилагательные и согласовывать их с существительным в роде, числе, падеже.

Игра сострит из карточек – баночек красного, желтого и синего цвета. К обратной стороне баночки приклеена лицевой стороной ягода или фрукт. Чтобы узнать какое варенье в баночке понадобиться фонарик. Нужно посветить фонариком с обратной стороны баночки и увидим какая ягода лежит в баночке. Ребенку нужно назвать какое варенье получилось их этой ягоды.

21-22 слайд:

  • Игра «Скажи где…». Задачи: Упражнять в умении правильно использовать предлоги, согласовывать существительные с предлогами.

В игре используются карточки на которых изображены животные, которые находятся в определенном месте. Ребенок берет любую карточку и называет где находиться животное.

23 слайд:

Для развития грамматического строя речи мной сделаны следующие игры и пособия:

  • Алгоритмы составления рассказов. Задача: Обучать составлению описательных рассказов.

Здесь представлены алгоритмы составления рассказов по темам: деревья, профессии, посуда, фрукты, овощи, ягоды, грибы, животные, игрушки.

24 слайд:

  • Алгоритм «Расскажи сказку». Задача: Учить детей правильному рассказыванию сказки с опорой на мнемотаблицу.

Алгоритм состоит из двух кругов: на одном изображены картинки, соответствующие определенным этапам сказки, в другом круге вырезано окошко. Вращая диски ребенок рассказывает сказку.

Сделаны алгоритмы к сказкам: «Зимовье зверей», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой».

25 слайд:

  • Игра «Овощи и фрукты». Задача: Упражнять у умении правильно называть названия фруктов и овощей. Развивать диалогическую речь: понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.  

Ребенок составляет цветок на лепестках которого нарисованы фрукты или овощи, а в серединке корзинка с овощами или фруктами. Ребенок берет лепесток называет, что на нем изображено и прикрепляет его к соответствующей серединке. При этом говорит, например: яблоко это фрукт, он растет на дереве.

26 слайд:

  • Игра «Что перепутал художник». Задача: Обогатить и закрепить словарный запас, развить внимание и логическое мышление, связную речь.

На картинке художник нарисовал картину. На которой что-то не так. Ребенок рассматривает картину и рассказывает, что не правильно нарисовал художник.

27 слайд:

  • Игра «Профессии детского сада». Задача: Развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью.

Это игра пазлы на магнитах. Ребенок выбирает поле с любой профессией и находит нужные реквизиты. При этом называет профессию и соответствующие, необходимые предметы для данной профессии.

28 слайд:

  • Фотоальбом «Кто заботиться о нас».  Задачи: Закреплять знания детей сотрудников детского сада, называть по имени и отчеству. Формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы.

В альбоме собраны фотографии сотрудников детского сада. К альбому прилагается алгоритм, оставления рассказа о сотруднике.

29 слайд:

  • Зонтик загадок. Задача: Упражнять в умении составлять описательный рассказ-загадку по теме «Осень» с опорой на схему.

На веревочке висит осенний зонтик, к которому приделаны на ленточке кленовые листочки с алгоритмами загадок. К алгоритмам привязана ленточка с листочком, на котором изображена отгадка. Отгадка находиться в зонтике.

Дети играют в паре. Один – с помощью алгоритма загадывает загадку, другой отгадывает.

30 слайд:

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель центра познавательного развития. Центр речевого развития.

Для активизациии деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО разработана м...

Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе.

quot;Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе"....

Центр театральной деятельности как средство повышения эффективности речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР

Театральный центр, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников и выступает эффективн...

Организация самостоятельной деятельности ребенка в центре речевого развития

Организациясамостоятельной деятельности  ребенкав центре речевого развития...

Центр речевой деятельности в подготовительной группе

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

Презентация речевого центра «РЕЧЕВИЧОК»

Речевой центр является  частю предметно-равивающей среды. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становление его су...