Занятие по развитию речи "Зима в природе"
материал по развитию речи (старшая группа)

Канищева Елена Михайловна

Занятие для старшей логопедической группы по развитию речи на тему "Зима в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи дошкольников18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи для детей старшей логопедической группы по теме «Зима в природе»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить и обобщить знания о зиме;

-активизировать словарь и расширить знания о характерных признаках зимы в природе;

-учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, подбирать к слову родственные слова;

-закрепить умение составлять предложения по теме;

Коррекционно-развивающие:

развивать у детей фонематический слух и восприятие;

-совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику;

-развивать коммуникативные и речевые навыки;

-развивать внимание и память детей.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

-воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога и товарищей.

Материал к заняти

 Сборник загадок, набор картинок «Зимние забавы»,

 «Зима в природе», мяч.

Ход занятия:

Организационный момент. Фонетическая гимнастика.

Закройте глаза и представьте, что за окном вьюга завывает.

Сначала тихо: у-у-у, потом громче – у-у-у и громче – у-у-у,

и совсем громко у-у-у.

Игра «Сдуй с ладони снежок ».

 Сможем ли мы сдуть снежинку, если она упала на теплую ладонь?

Когда с неба падает снег?

Сегодня мы вспоминаем об одном удивительном явлении природы, отгадайте о чем пойдет речь:

Пухом землю замело-

За окном белым – бело

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки.

Ответы детей: снег, снегопад, снежинки.

Молодцы, это все снег. У слова снег есть много родственников, т. е. слов, которые очень похожи на него.

 Для подсказки я могу дать загадки:

Тихо, тихо, как во сне падает на землю (снег)

С неба падают пушинки – серебристые … (снежинки)

На дорожки, на лужок запорхал кругом … (снежок)

Вот веселье для ребят – все сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)

На снегу-то, посмотри-с красной грудкой (снегири)

Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)

Рядом снежная фигурка – это девочка- (снегурка)

2. Игра с мячом «Подбери слово-признак».

(Расширение активного словаря).

-Ребята, вы видите снег на улице, а какой он? Кто может описать его с помощью слов- признаков? (холодный, легкий, мокрый, белый, пушистый, липкий, красивый, мягкий, колючий, скрипучий, искристый, сыпучий).

3. Игра «А что вчера?» (Развития лексико-грамматической стороны речи).

-Сегодня снег блестит, а вчера (блестел)

-Сегодня снег падает, а вчера …

-Сегодня снег тает, а вчера …

- А что еще может делать снег? (летит, падает, кружится, хрустит, сыплет, сверкает, скрипит, идет, тает).

4. Мы с вами учили стихотворение Сурикова «Снег»

Давайте его вспомним.

(Сначала хором, потом вызвать по три человека, рассказывают  по частям)

5. Ребята, давайте отдохнем.

(Дети делятся на две группы. Первая группа- ветерок, вдыхают через нос, выдыхают долго снежинок. Вторая группа- снежинки. Когда ветер дует- кружатся. Потом меняются ролями.)

Вторая часть:

1. Показать детям набор картинок из серии «Зимние забавы». Много снега намело, огромные сугробы, что же нам с ним делать, что из снега можно построить зимой?

(играть в снежки, построить снежную крепость, кататься на горке, на лыжах, санках, залить снег водой для катания на коньках).

2. Давайте придумаем предложения про зиму.

3.Игра «Живые слова»

Итог занятия:

А теперь напомните мне ребята, о чем же мы говорили на занятии? (отгадывали загадки, подбирали слова-признаки искали родственников к слову «снег», играли, составляли предложения).

Когда так говорят: «Скатерть бела, всю землю одела».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия (речевое развитие и мир природы) подготовительная группа

Конспект интегрированного занятия образовательная область "Коммуникация" - речевое развитие и образовательная область "Познание" - мир природы. подготовительная группа...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе для детей старшей логопедической группы «Прогулка в весенний лес»

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе в старшей группе « Прогулка в весенний лес»Цель: Уточнить знания детей о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи:1. Обр...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Природа России»

Для детей старшего дошкольного возраста...

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и природе для детей логопедической ( подготовительной к школе) группы «Поход в лес»

Цель: Уточнить знания детей о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи:1. Образовательные задачи:v  Уточнять и имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях....

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ («Познавательное развитие. Ознакомление с природой», старшая группа компенсирующей направленности) «Парки Санкт-Петербурга»

Возрастная адресованность: 5-6 лет.Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга и области, с историей и культурой родного города.Педагогический замысел:Развивать познава...