Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гайдар Маргарита Викторовна
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Весна»

Коррекционно-образовательные цели:

  • Активизация и актуализация словаря по теме «Весна».
  •  Совершенствование навыка составления рассказа по картинкам по предварительно составленному плану.
  •  Формирование целостного восприятия изображенного на картине.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска; 6 картинок: подснежник, солнышко, скворечник, сосульки, грач, ручей; карточки «Весна» по числу детей, картина «Весна», массажный мяч, резиновый мяч.

Предварительная работа: рассматривание на занятии по развитию речи картины «Весна», беседа по ней, словарная работа, составление плана рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_vesna.docx490.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Весна»

Автор: Гайдар Маргарита Викторовна

Коррекционно-образовательные цели:

  • Активизация и актуализация словаря по теме «Весна».
  •  Совершенствование навыка составления рассказа по картинкам по предварительно составленному плану.
  •  Формирование целостного восприятия изображенного на картине.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска; 6 картинок: подснежник, солнышко, скворечник, сосульки, грач, ручей; карточки «Весна» по числу детей, картина «Весна», массажный мяч, резиновый мяч.

Предварительная работа. Рассматривание на занятии по развитию речи картины «Весна», беседа по ней, словарная работа, составление плана рассказа.

Ход занятия.

Воспитатель : «Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, и поиграем. Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и скажет какой он.»

Приглашает детей к столику. На столе 6 картинки: подснежник, солнышко, сосулька, скворечник, грач, ручей.

Концентрация внимания детей. Воспитатель убирает картинки.

«Вы отлично справились с заданием. Молодцы!»

. Самомассаж рук и лица с использованием массажного мячика

Воспитатель : «Теперь ребята я предлагаю сделать массаж наших рук и лица.»  Раздает детям массажные мячики, показывает действия с мячом с одновременным проговариванием стихотворения.

1, 2, 3, 4, 5, будем с мячиком играть,

По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю,

Сверху левой, снизу правой, меж ладонями катаю,

Поверну, а ты проверь – сверху правая теперь,

(катая по лицу от уха до уха по щекам и губам)

Мяч катаем по щекам, по щекам и по губам,

Хоть слева направо, хоть справа налево-

Мяч массажный катаем мы смело,

Мяч катаем от ушка до ушка ,

Чтоб улыбнулась пошире «лягушка»,

Бежит мячик как живой, мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал лишь быстрее побежал,

По щечкам, по губкам я мячик качу,

Красиво говорить хочу!

До встречи, любимые мячики,

Скажут девочки и мальчик

Ребята выполняют движения по образцу. Затем убирают мячи в корзину.                                                        

Воспитатель выставляет картину «Весна», загадывает загадку о весне:

«Солнце пригревает,

Снег от солнца тает,

Травка вырастает.

Грач горластый прилетает».

Дети рассматривают картину и отвечают на наводящие вопросы воспитателя.

Когда это бывает? (Дети отвечают).

Воспитатель: Дети, а какое сейчас время года? (Весна)

Ещё совсем недавно на земле, на крышах домов что лежало? (Снег)

Воспитатель показывает картину на доске (домик, на крыше и на земле лежит снег). К картине добавляет солнышко и говорит:

«Вышло солнце из-за тучи, и стало ярко пригревать.»

Что стало со снегом? (Он начал таять)

Какой снег стал весной? (Грязный, серый, рыхлый, мокрый, тяжёлый)

Что стало со снегом на крыше? (Начал таять, закапали капели)

Вечером солнышко ушло спать, стало холодно. Во что превратились капели? (в сосульки).

Утром выглянуло солнышко, что стало с сосульками? (Они закапали). А почему? (Их солнышко пригрело).

На проталинах расцветает что? (подснежники)

Прилетают черные грачи и начинают что делать? (вить гнезда).

Какое картина вызывает настроение? (радостное, весеннее, и т.п.)

Игра с мячом

Воспитатель: « Давайте представим, что мы на полянке в весеннем лесу, и поиграем с мячом в игру «Семейка слов». Сегодня мы образуем семейку от слова весна. Во время игры будем перекатывать мяч друг другу».

Приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч. Ребята отвечают и перекатывают мяч следующему игроку.

- День весной какой? (весенний)

- погода весной какая? (весенняя)

- солнце весной какое? (весеннее)

- цветы весной какие? (весенние)

- настроение весной какое? (весеннее)

- птицы весной поют песенку какую? (весеннюю)

Воспитатель: «А теперь поиграем в игру «Назови ласково». Я называю слово, а вы его «жалеете» и называете ласково.»

- солнце (солнышко)

- ручей (ручеёк)

- сосулька (сосулечка)

- проталина (проталинка)

- снег (снежок)

- гнездо (гнездышко)

Молодцы!

Упражнение «Веснянка» (координация речи с движением на развитие общей моторики).

Педагог предлагает детям встать.

Кап-кап-кап – звенит капель (дети играют пальчиками)

Приближается апрель (хлопают в ладоши)

Побежал в саду ручей (бег на месте)

Прилетело сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянут руки вверх).

Составление рассказа по опорным картинкам «Весна».

Воспитатель раздает детям карточки с рисунками и побуждает к активному общению и умению отвечать полным ответом. Стимулирует воображение.

«Возьмите карточки. Продолжим работу по картинкам, которые вам помогут составить рассказ. Про какое время года эти картинки?»

Дети. Про весну.

«Напоминаю вам план рассказа по картинкам:

1. начало, которое начинается со слов - Наступила весна;

2. середина рассказа, по картинкам рассказываем все признаки и приметы весны;

3. конец, где мы закончим рассказ, словами - Я (не) люблю весну, потому что …»

Далее педагог предлагает детям составить рассказ по частям, а потом одному ребенку повторить рассказ целиком. Дети составляют рассказ по картинкам.

Предлагает детям выбрать лучшего рассказчика и награждает его наклейкой.

Завершающая часть. Анализ и оценка работы детей.

Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка и предлагает вспомнить, чем они занимались на занятии.

«Ребята, вы настоящие рассказчики. Мне очень понравилось как вы сегодня занимались, а вам понравилось?

- Что мы с вами сегодня учились делать? (учились составлять рассказ по картинкам)

- О каком времени года мы рассказывали?

(о весне)

- Что вам понравилось на картинках или картине?»

Дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного.

Воспитатель: «Сейчас ребята мы пойдем на прогулку и ещё раз посмотрим,   как тает снег, какие проталинки появились на нём, какие побежали ручейки. Нам будет весело и интересно на прогулке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Весна"

Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; предметы к относительным прилагательным; закреплять умение различать и называть зимующих и перелетных птиц; развивать память, внимание, л...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Занятие в старшей группе по развитию речи «Весна пришла»

Непрерывная образовательная деятельность в старшей группе. Тема "Весна пришла"...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи " Ранняя весна".

Конспект занятия по развитию речи." Ранняя весна"....

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи «Весна в волшебном лесу»

Интегрированное занятие в старшей группе  по развитию речи «Весна в волшебном лесу» с самоанализом и анализом занятия....