Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа)

  Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_uprazhneniya.docx61.69 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Введение

«Если вы удачно выберите труд и

Вложите в него свою душу,

То счастье само отыщет вас».

К. Д. Ушинский

   Дошкольный возраст – важный период в становления личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается, в силу многих причин: нарушения в анатомической строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных и эффективных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций [31].

   Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью. Логоритмика, по определению Г.А.Волковой, одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечнососудистой, дыхательной, речедвигательной. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии [4].

Логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что важно для логопеда — отвлекают ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождает от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы [12].

Изложенное выше доказывает актуальность темы.

         Цель: коррекция нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью логоритмических упражнений.

                Задачи:

1. Дать понятие логоритмики, ее значение для развития детей

2. Изучить роль логопедической ритмики в системе педагогической работы с дошкольниками.

        3. Проанализировать опыт работы воспитателей по использованию логоритмических упражнений в коррекционной работе.

4. Апробировать коррекционную работу на практике.

       Методы: анализ теоретической и методической литературы, наблюдение в процессе педагогической работы, анализ опыта работы.

Теоретические аспекты использования логоритмических упражнений в работе с детьми с нарушениями речи

Развитие ребёнка во многом зависит от самого уровня развития. Это доказано учеными. Известный педагог К.Д. Ушинский писал, что «Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас».

Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения [7].

Повышение общей культуры человека невозможно без развития культуры речи, так как культурные нормы и все то, что регулирует человеческое поведение, даются через язык и речевое общение.

Под речью понимают как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое высказывание). Речь - явление сложное и многогранное: лингвистическое, социальное, интеллектуальное, психофизическое, эстетическое и психологическое. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом [10].

Дети плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе. При обучении ребенка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Особенно важное значение, имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

В последние годы все больше разворачивается профилактическое направление в коррекции речи. Разрабатываются системы мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения недостатков речи, в том числе и недостатков звукопроизношения [10].

Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция функциональной речевой системы с учетом особенностей личности и поведения. Поэтому необходимо знать особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. А в этом и помогает логопедическая ритмика - специальное музыкально-педагогическое направление.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации ребенка [2].

Для понимания сущности логопедической ритмики важно знать содержание таких понятий, как движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, лечебная ритмика и логоритмика. Отражая различные явления, они тесно связаны между собой. Эти понятия возникли в разные периоды развития общества. Содержание их углубляется по мере развития различных наук о человеке [13].

Г.А.Волкова путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность), что эмоциональная окрашенность движений музыкой содействует их свободе и непринужденности. Она заметила, что движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма [4].

Еще в начале XX века в странах Европы получила распространение система музыкально-ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жак-Далькрозом. Он считал, что именно в музыке имеется идеальный образец организованного движения. По его мнению, музыка регулирует движение и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением. При помощи сочетания ритма, музыки и движения Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма», он использовал специальные упражнения, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н.Г.Александровой и В.А.Гринер. В нашей стране в 30-40-е годы система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Н.П.Збруевой, Е.В.Коноровой, М.А.Румер, Е.П.Шепулиным. Александрова подчеркивала важность ритмического воспитания детей. Она отмечала, что ритмика есть та общая точка, на которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, танцора, актера [9].

Характеризуя ритмическое воспитание как одно из средств биосоциального воспитания, Н.Г.Александрова ставила ритмику, проводимую по системе Далькроза, в центр области соприкосновения педагогики, психофизиологии, физкультуры, указывая, что ритмика содержит в себе ритмические моменты каждой из этих областей. В своих ранних работах Н.Г.Александрова подчеркивала значимость дифференцированного использования ритмики в зависимости от возраста людей. Она считала, что если ритмист работает в дошкольном учреждении, то его предмет становится частью воспитательных задач, которые ставятся в педагогике.

Из большого раздела ритмической гимнастики и музыкально-ритмического воздействия выделяется лечебная ритмика. Первым кто ввел лечебную ритмику, был профессор В.А.Гиляровский. Затем в 30-е годы лечебная ритмика находит применение в логопедических учреждениях, но не в полном объеме. В системе ритмического воздействия на детей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках - логопедическая ритмика. Первоначально логоритмика использовалась в работе с заикающимися дошкольниками по инициативе В.А.Гиляровского и Н.А.Власовой. В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская в своей статье «Логопедическая ритмика» (1936) впервые поставили вопрос о разработке специальной логопедической ритмики для занятий с заикающимися детьми с целью улучшения их речи. В своей статье авторы ставили такую задачу, как коррекция моторики и речи, подчеркивали, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову [32].

В 50 - 70-е годы появились работы по логоритмике, которые касались устранения заикания у детей. В 1958 году переиздается работа В.А. Гринер «Логопедическая ритмика для дошкольников». Затем в 1960 году В.И. Рожденственская в своей работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивала роль упражнений на сочетание слова с движением. Она считала, что ритм производимых движений способствует нормализации речи, этот прием вошел в практику под названием «речь с движением» [32].

Логопедическая ритмика привлекает внимание исследователей и в 70 -80-е годы, но по-прежнему только в отношении заикающихся детей. Попытка расширить область применения логоритмики в различных реабилитационных методиках была предпринята в учебно-методическом фильме «Логопедическая ритмика в детском саду» - автор сценария Г.А.Волкова. В этом фильме был представлен разнообразный логопедический материал, который необходим в коррекционной работе по устранению различных дефектов речи. Материал по логоритмике был дан дифференцировано в зависимости не только от ведущего речевого расстройства, но и от этапа коррекционно-воспитательной работы.

В 60-е годы польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу. Новый способ коррекции речи - логоритмика - опирается на сочетание слова и музыкального ритма и включает как запрограммированный, так и импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой. Упражнения на сочетание словесного и музыкального текстов и двигательной программы дают эффект при соблюдении необходимых условий: подчинение восприятию музыки; необходимо следить за осанкой, грацией, дикцией, интонацией, правильно оформлять речь в лексическом и грамматическом отношении [32].

Другой исследователь, автор учебника «Логоритмика» Э.Килинска-Эвертовска, развивая положения Жак - Далькроза, определяла следующие условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки - это правильное восприятие музыкального сюжета и характера произведения, слуховой анализ музыкального содержания слушаемого произведения и способность подвергаться влиянию музыки (уровень развития впечатлительности), что делает возможным выполнение ритмических упражнений всеми детьми независимо от их интеллектуального, физического и моторного развития. Э.Клинска-Эвертовска на основе своих исследований сделала вывод, что логоритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в коррекции различных речевых нарушений.

Продолжателем идей Эмиля Жак-Далькроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Карл Орф считал, что достоинством этого метода является использование творческих возможностей ребенка и доставление ему эстетических эмоций. Основу таких занятий составляет синтез слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах [32].

Таким образом, логопедическая ритмика все более широко используется в различных реабилитационных методиках как одно из самостоятельных средств коррекционного воздействия и в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями.

Проблема коррекции нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста широко освещена в психолого-педагогической литературе. Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи. Все структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются не только у детей дошкольного возраста, но и в процессе обучения в школе. Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть законченно в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи [22].

Некоторые программы предусматривают задачу по совершенствованию у детей старшего дошкольного возраста всех сторон звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, устранение дефектов звукопроизношения, развитие речевого дыхания, укрепление и развитие артикуляционного и голосового аппаратов, формирование умения менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения. А также воспитание у детей ясной дикции.

В программе «От рождения до школы» выявлена задача: «Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Учить различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки. Продолжать развивать фонематический слух» [1].

Отечественные психологи М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны для логоритмического воспитания данные корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. Советский физиолог М.М.Кольцова считала, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» [21].

Как отмечает Г.А.Волкова, логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Если музыка оказывает благоприятное действие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается ее влияние, когда она положена в основу специализированной двигательной системы, имеющей целью регулировать движение, речь и поведение детей [4].

Значение логоритмики для развития детей дошкольного возраста

Во всех формах организации логоритмических занятий внимание воспитателя, логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми путем исследования различных функциональных систем детей с речевой патологией, их развития при наличии того или иного нарушения. Следовательно, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи [18].

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства [19].

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое-развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера. Второе - развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.

В содержание первого звена логоритмического воспитания входит развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти, которое начинается от различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек к последующему целостному осознанному восприятию музыкальных произведений, к дифференцированному восприятию высоты звука, ритма, динамики музыки. Для выяснения и развития интонационно-слухового опыта ребенка необходимо определить общее настроение музыкального произведения, его жанр. С этой целью можно исполнить, например, пьесы П.И.Чайковского из детского альбома «Новая кукла» и др. Для выяснения и развития звуковысотного слуха у детей, им предлагается узнать знакомую мелодию, а затем спеть любимую песню, сначала в сопровождении фортепиано, а потом без аккомпанемента [24].

Среди детей младшего дошкольного возраста мало детей с высоким уровнем развития комплекса музыкальности, ведь ведущими компонентами музыкальности являются: музыкальный слух (ритмический, гармонический, мелодический), творческое воображение, эмоциональность, чувство целого.

Как свидетельствуют исследования, воспринимающий ритмический слух практически развит хорошо у всех детей, а вот воспроизводящий - довольно слабо. Творческое воображение развито у 80% детей. Его характеризуют свобода, смелость выбора темы, желание создавать, практически отсутствуют образы подражания. Виды творческой деятельности детей очень разнообразны: рисование, сочинение сказок, песен, игры и т.д. Следовательно, у детей преобладает образный тип восприятия и творческий вид воображения [22].

Приведенные данные необходимо учитывать в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, с тем, чтобы не проводить жесткой зависимости между имеющимся речевым расстройством и недостаточностью развития музыкальности.

Занятия по логопедической ритмике предоставляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки. В двигательно-музыкальных упражнениях организующим фактором протекания движения во времени является музыка, которая определяет и пространственные рамки выполнения движения. Двигательно-пространственные упражнения являются конечным результатом творческого проявления детей. Основными элементами в двигательно-пространственных упражнениях является речь с ее естественным ритмом, танцевальные движения и жесты. Особое внимание в них уделяется ритму речи, акценту, выражению мелодии. Самой простой двигательно-пространственной схемой является одночастная музыкальная схема, являющаяся замкнутым целым: строфа стихотворения, поговорка и т.д, [12].

Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица. Развитие координации движений предполагает овладение ребенком двигательными умениями и двигательными навыками. Они совершенствуются при использовании музыки, которая оказывает влияние на качество исполнения, улучшается выразительность движения, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определенных образов способствует развитию мимики и
пантомимики [14].

Еще одним аспектом воздействия логопедической ритмики в звене неречевых процессов является воспитание чувства ритма в движении. У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму музыки. По мнению Карла Орфа, при восприятии музыкального ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье и т.д. Ребенок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию личностных качеств детей с речевыми расстройствами (подражательность, инициатива, самостоятельность, коллективизм), воспитанию волевых качеств (смелость, настойчивость, решительность, выдержка). Эти качества формируются под влиянием, как примера педагогов, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети могут создавать фантастические рассказы, песенки с танцевальными, двигательными композициями, с плясками и т.д. Г.А.Волкова и Н.А.Власова считали, что подобные детские фантазии являются проявлением внутренней потребности выражения психического состояния. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. С возрастом желание фантазировать, импровизировать у детей связывается с определенным видом деятельности. Если в развитии ребенка есть известные нарушения, то возникает ограничение творческих способностей [8].

Второе звено логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта система логоритмического воспитания реализуется через организацию направленных занятий с детьми в зависимости от их речевого нарушения и предлагает:

 - воспитание и развитие темпа и ритма дыхания. Темп и ритм воспитываются в процессе двигательных упражнений сначала без речи, затем с речью;

- способствует развитию фонематического восприятия у детей с разными речевыми нарушениями. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем;

- воспитание темпа и ритма с помощью логоритмики необходимо выделить в специальный раздел коррекционной работы. Музыкальный руководитель создает своеобразную музыкально-двигательно-речевую основу, которую логопед и воспитатель совершенствуют на своих занятиях в чисто речевом плане. Например, ритмизированное произношение имен и под хлопки, и в пении. Вместо имен можно подобрать названия цветов, деревьев, животных и т.д. в соответствующем ритме;

- коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных возможностей детей с речевой патологией, так и при целенаправленном подборе речевого материала для логоритмических или музыкально-ритмических занятий.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни [7].

Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я.Басов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман и другие. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребенка, его функциональных систем. Логопедическая ритмика помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации речи и общедвигательной функции [5].

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы [23].

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Ходьба и маршировка -это вводные упражнения. С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому внимание детей направляют на руководящую роль музыки. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Вводные упражнения должны научить детей навыкам умения ходить по кругу в одиночку и парами, умению соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве, в поворотах, в маршировке спиной назад, к центру и т.п. [23].

С самого начала, и это является чрезвычайно существенным, вводные упражнения должны дать установку на разнообразный темп движения и речи и направлять внимание ребенка на руководящую роль музыки. В этом отношении следует использовать исключительную способность детей к инстинктивному восприятию содержания и формы музыки.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определенные движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания выразительности голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку [27].

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Потом произносятся шепотом слоги и слова с согласными п, т, к, ф, с, ш и громко, четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением. Так же полезно пение вокализов - мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, и вводится еще один вид связного пения - звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз - это развивает его гибкость и высоту [28].

В упражнения по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности [29].

Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными музыкальными фразами. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни. Чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий
у ребенка [25].

Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А.Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идет о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и в соответствии с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребенку, имеющему речевые нарушения.

Чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести. Например, вместо слова «молоток» - «мотолок» и т.д. В логоритмическом воздействии на детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом [11].

Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам: отражающий порядок и беспорядок, то есть быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному: «третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.

В ритмические упражнения всегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы:

1.Движение со словом и жестом. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.

Одни упражнения проводятся в форме диалога, выражающего обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны: двое участников или групп. Пример игры: «Сорока, сорока» (Русская народная песня в обработке В.Агофонникова, автор М.Медведева).

В логопедической ритмике используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности [24].

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры [16].

Так как игра - ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.

В логоритмических упражнениях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у ребенка чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции - кинетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно еще и то, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво и естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре и т.д.

Таким образом, с помощью логоритмических упражнений воспитываются общие и речедвигательные функции детей. Методические приемы сводятся к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи [22].

Логопедическая ритмика в системе педагогической работы с дошкольниками

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру [30].

Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

         1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:

- Развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- Координация движений со словом;

- Выразительность движений и речи;

- Воспитание координации пения с ходьбой;

- Развитие воображения и творческих способностей;

          2. Развитие у детей основных движений:

-контроль за осанкой;

- ходьба разных видов;

- умение ориентироваться в пространстве;

- правильно выполнять перестроение;

- навыки выразительного движения;

- развитие мелкой моторики;

          3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:

- активизация внимания;

- умение показать характер ритма в движении и речи;

- определение чувства музыкального ритма;

Для определения связи речи с движением и музыкальным ритмом детям предлагаются упражнения на развития дыхания, способствующие выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (или ш,ф,х), затем гласные звуки а,о,у,и.

Для определения развития голоса и артикуляции - пение вокализов: у, о, а, и, междометий, выражающих радость, боль, гнев, страх: "А! О! Ах! Ох! Ай-ай-ай!", звуки к/г, б/п, в/ф, д/т.; упражнения с речью, связанные с координацией движения (дети стоят в кругу - мяч передается по кругу) - бросить мяч со словами: "вверх - себе", "вверх - соседу" и т.д. Детям предлагают выразить мысль, предложенную в тексте английской детской песенки в переводе С.Маршака "Шалтай-Болтай". Для координации пения с движением можно использовать танцы с пением и хороводы. Например, танец-игра "К нам гости пришли" (слова М. Ивенсен, музыка А.Александрова).

К упражнениям на развитие творчества относятся дирижирование, двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Для импровизации детям предлагались песня А.Филиппенко "Вот взяла лисичка скрипку".

Для развития у детей с речевыми нарушениями основных движений хорошо использовать упражнения, регулирующие мышечный тонус и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, ориентировке в пространстве, навыков выразительных танцевальных движений [6].

В танцевальных движениях у детей вырабатываются навыки выразительных движений. Для определения навыков выразительных движений детям предлагается игровое упражнение «Зеркало» составитель Р.Борисова, которое проводится под русскую народную мелодию (обработка М.Раухвергера) «Ой, хмель, мой хмелёк». Дети по очереди исполняют разные танцевальные движения, остальные повторяют показанное движение.

Для развития мелкой моторики можно предложить детям музыкальную игру «Лиса играет колобком» составитель Н.Щербакова музыка М.Сатулиной. В этой игре дети-«лисички», подняв правой рукой небольшой мячик-«колобок», бегают врассыпную. «Колобок катится» - дети, стоя на месте, быстро перебирают мячик пальцами обеих рук. «Лиса играет колобком» - каждый ребенок играет мячом, используя движения по своему выбору. Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, ориентировки в пространстве. Важно обратить внимание детей на то, что «колобок» падать не должен, иначе он может укатиться от «лисы» [7].

Первое время детям предлагались упражнения без музыкального сопровождения. Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Затем переходят на нормальный шаг:

Чу-чу, чу-чу, чу-чу,

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:

Плыли гусята - красные лапки,

Озером, озером - все по порядку.

Серые плыли, белые плыли.

Красными лапками воду мутили.

Как логритмическое упражнение детям предлагается хоровод «К нам гости пришли» слова М.Ивенсен, музыка А Александровой. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют:

К нам гости пришли, дорогие пришли,

Выполняют движения руками «пекут пироги» и поют:

Мы не зря кисель сварили,

Пирогов напекли.

С малинкой пирог.

С капусткой пирог.

А который без начинки - самый вкусный пирог.

Круг открывается, образуется шеренга, дети, держась за руки, плечо к плечу идут вперед топочущим шагом со словами:

Наш детский сад

Дружбой славится,

Приходите в гости чаще,

Если нравится.

С концом музыки кланяются.

В своей работе использую упражнения для развития творческой инициативы: Тиличеева «Осень - рыжая лиса», русская народная песня «По малину в лес пойдем».

Хуже всего обстоит дело с творчеством детей, импровизацией. Так как чтобы двигаться в соответствии с характером музыки и передавать в движениях не только ритмический рисунок, но и такие элементы музыкальной выразительности, как фразировку, динамику, темп, необходимо иметь определенный запас движений, которые заимствуются из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, а у наших детей запас движений небольшой. Да к тому же дети часто скованы, стесняются и не могут выразительно показать даже знакомые движения [14].

Для развития танцевально-игрового творчества я провожу игры, инсценировки песен, создаю условия для самостоятельной музыкальной деятельности.

Например, для развития выразительности движений и самостоятельности игровых и танцевальных образов детям предлагаю песню на слова Е.Макшанцевой, музыка А.Филиппенко «Песенка о зверятах», которая очень нравится. Эту песенку дети с удовольствием инсценируют, изображая разных животных [10].

Пастушок проснулся поутру

Заиграл на дудке: Ту-ру-ру!

Пастушку мы будем помогать,

Пастушку мы будем подпевать!

На лугу коровка: «Му-му-му!»

Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!»

А козел рогатый: «Ме-ме-ме!»

А баран б-о-д-а-т-ы-й: «Бе-бе-бе!»

Быстрые синички: «Цвики-цвик!»

Воробьи запели: «Чик-чирик!»

Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!»

А собака лает: «Гав! Гав! Гав!»

Из леса кукушка - все: «Ку-ку! Ку-ку!»,

Петушок веселый спел: «Ку-ка-ре-ку!»

А в саду зеленом детвора

Распевает песни: «Та-ра-ра!».

Более сложное задание, с которым дети тоже справляются с удовольствием, но только после отработки движений со словом - игра «Никанориха» (русская народная песня).

В этой игре поставлена, более сложная задача - самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением:

Никанориха гусей пасла,

Запустила в огород козла.

Никанориха ругается,

А козел-то упирается.

Далее под музыку «Камаринской» (такты 1-12) дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом. На такты 13-24 переходят на пружинный бег, в рассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова:

Надо быстро пару брать,

Чтобы козликом не стать.

Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок.

Изучив различные источники, я поставила цель – провести логоритмические игры и упражнения с воспитанниками старшей группы. С детьми уже используются игры с текстами, пальчиковая гимнастика с проговариванием, упражнения на развитие мелкой моторики и общих движений, на развитие координации. Дети с удовольствием играют, но долго запоминают тексты, упражнения и игры не занимают детей длительное время.

За период с сентября по настоящее время с детьми были разучены различные игры и упражнения:

  • игра «Улиточка»;
  • динамические упражнения «Ты шагай» слова М. Картушиной (марш, «змейка» между кубиками, бег на носках, ходьба через кочки, марш)
  • массаж спины «Дождик» (дети встают друг за другом и под слова воспитателя выполняют «массаж»: гладят ладонями по спине; бегают пальчиками по спине; кулачками; ребрами ладоней; растирают плечи пальцами; гладят спину ладонями).
  • стихотворение с движениями «Наши красные цветки».
  • Упражнение «Хлопаем-шлепаем»,
  • «Играем в снежки»,
  • «Передай мячик»,
  • «Играем с бубном»,
  • «Погремушки»,
  • и др.

Логоритмические игры и упражнения направленны на совершенствование речи, расширяют и уточняют словарный запас, у ребенка развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память.

Пальчиковые игры направлены на развитие мелкой моторики рук дошкольников, способствует  развитию речи, восприятию, памяти.

     

Заключение

Изучив и проанализировав методическую и теоретическую литературу, а также, использовав логоритмические игры и упражнения на практике, были сделаны следующие выводы:

      С помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Методические приемы варьируются, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи.

      Анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмической деятельностью, поскольку она имеет большое значение для речевого и музыкального развития ребенка дошкольного возраста.

     Организация специальных логоритмических динамических пауз и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

     Логоритмические игры и упражнения развивают психические процессы - восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.

     Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.

  Вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим педагогам на сегодняшний день, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика. Отсюда можно сделать вывод, что проблема воспитания и формирования правильной устной речи детей дошкольного возраста остается актуальной и на сегодняшний день.

Список используемых источников

Законодательные и инструктивные материалы

1. Программа «От рождения до школы» [Текст]: для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Мозайка, 2014. -  368с.

2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детства» / [Текст]: для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ / под. ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : Детство- Пресс ,- 2014. - 280с.

3. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки»/ [Текст]: для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ / под.ред. Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.,- М.: Сфера,-2014.- 161с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана.

Монографическая и учебная литература

5. Аксанова, Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР [Текст]: Пособие предназначено для педагогов, логопедов, дефектологов, музыкальных работников в работе с дошкольниками с недоразвитием речи, родителям / Т.Ю. Аксанова. – М.:         Детство-Пресс, 2009.- 40с.

6. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников [Текст]: пособие для педагогов ДОУ, родителей / Е.С. Анищенкова. – М.: Астрель, АСТ, ВКТ, 2010.- 64с.

7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст]: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений /Г.А. Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272с. –(Коррекционная педагогика).

8. Воронова, А.Е.Логоритмика для детей 5—7 лет. Часть 1 — 2[Текст]: пособие для логопедам, психологам и воспитателям ДОО / А.Е. Воронова. – М.: ТЦ Сфера, 2016.- 58с.

9. Воронова, А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие [Текст]: пособие длялогопедам, психологам и воспитателям ДОО / А.Е. Воронова. – М.: ТЦ Сфера,2010.- 144с.- (Развитие речи шаг за шагом).

10. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / М.Ю. Гоголева.- М.: Академия Развития, 2006.- 120с.

11. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду [Текст]:пособие для воспитателе и логопедов / М.Ю. Картушина.- М.: Сфера, 2008. -  90с.

12. Макарова, Н.А. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики[Текст]: пособие Рекомендована для логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ / Н.А.Макарова. –М.: Детство-Пресс, 2009.-80с.

13. Микилева, Н.В.Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ [Текст]: пособие для воспитателей и логопедов/ Н.В. Микилева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова; под. ред. Н.В. Микилева. –М.: Просвещение, 2006. – 112с.

14. Нищева, Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду [Текст]: для педагогов ДОУ / Н.В. Нищева; под ред. В.М.Ильин. -М.:Детство-Пресс, 2018. – 96с. (Музыкальное воспитание и развитие).

15. Новиковская, О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях
[Текст]: Практическое пособие для педагогов и родителей / О.А. Новиковская.- М.: Корона-Принт, 2018. -272с. - ( Медицинская литература).

16. Хацкалева, Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики[Текст]: пособие для воспитателей, инструкторов по физической культуре ДОУ, также будет полезно студентам педагогических образовательных учреждений / Г.А. Хацкалева .- М.: Детство-пресс, 2013.-128с.

17. Шашкина, Г.Р.Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи [Текст]: пособие для студентов высших пед. учеб.завед., воспитателям и учителям-дефектологам, логопедам и музыкальным руководителям ДОУ./ Г.Р. Шашкина. -М.: Академия, 2005.- 192с.

Периодическая литература

18. Логоритмические минутки[Текст]: / Радость:Журнал "Девчонки-мальчишки. Школа музыки. - 2012. № 10. –56с.

19. Логоритмические минутки[Текст]: / Радость:Журнал "Девчонки-мальчишки. Школа музыки. - 2014. № 8. –56с.

Минутка логопедической ритмики[Текст]: / Радость :Журнал "Девчонки-мальчишки. Школа музыки. - 2015. № 12. - 56с.

20. Михайлова, О.И. Логоритмика для начинающих: материалы, инструменты, техника [Электронный ресурс]: / О. Михайлова. – Режим доступа:  https://www.ritm-logo.ru/deti/1135-osnovy-logoritmiki.html , свободный.- Загл. с экрана.

21. Как развивать речь у детей с помощью логоритмики [Электронный ресурс]: / - Режим доступа: http://adpo.edu.ru/seminar/, свободный.- Загл. с экрана.

22. Карпова, Е.В. «Логопедическая ритмика». [Электронный ресурс ]: / Е.В. Карпова.–        режим доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/tlogorimikf-kak-odno-iz-sredstv-starshego-doshkolnogo-vozrasta-opyt-raboty-e-v-karpovoj.html /, свободный.- Загл. с экрана.

23. Логоритмика - история возникновения [Электронный ресурс]: / - Режим доступа:http://vospitatel.ru/obuchenie/logoritmika/146-logoritmika-istorija-vozniknovenija , свободный. - Загл. с экрана.

24. История возникновения логоритмики [Электронный ресурс]: / - Режим доступа:  http://www.list7i.ru/?mod=boards&id=252 , свободный.- Загл. с экрана.

25. Логоритмика для дошкольников [Электронный ресурс]. / – Режим доступа: https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-po-logoritmike-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1741632.html, свободный. - Загл. с экрана.

26. Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду[Электронный ресурс]. / – Режим доступа:https://orechi.ru/razvitie-rechi/logoritmika, свободный. – Загл.с экрана.

27. «Что такое логоритмика?» [Электронный ресурс]. / – Режим доступа: https://www.7ya.ru/article/Chto-takoe-logoritmika/, свободный. – Загл.с экрана.

28. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://mama.ru/articles/chem-polezna-logoritmika-i-kak-eyu-zanim/, свободный. – Загл. с экрана.

29. Логоритмика: зачем нужна? [Электронный ресурс]. / – Режим доступа: https://myslo.ru/club/blog/akademiya-razvitiya-rebenka/b70ru6xKuky70a6KWixl7w, свободный. – Загл. с экрана.

30. Комплексы упражнений по логоритмике [Электронный ресурс]. / – Режим доступа: http://logomag.ru/blog/fizminutki/502/, свободный. –Загл. с экрана.

31. Веселая логоритмика[Электронный ресурс]. / – Режим доступа: https://gramoteyka.jimdo.com/уникальные-издания/музыкальные-файлы/веселая-логоритмика/, свободный. –Загл. с экрана.

32. Дети дошкольного возраста [Электронный ресурс]. / – Режим доступа: https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/doshkolnyy_vozrast/#osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta, свободный. –Загл. с экрана.

33. История возникновение логоритмики [Электронный ресурс]. / – Режим доступа: http://detsad1051.ru/logoritmika-dlya-doshkolnika.html, свободный. –Загл. с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Материал по психолого-педагогической коррекции Проблема: «Ребёнок старшего дошкольного возраста не реагирует на просьбы взрослого"...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»(из цикла «Растим здоровье»)...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Выпускная квалификационная работа. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   Проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. В России у 50% детей дошкольного и школьного возраста от...