Диагностика и коррекция нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)

Кравченко Надежда Николаевна

Для успешной коррекции речевых дефектов у детей и эффективного их обучения необходимо точно оценить их потенциал и определить специфические потребности в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Для успешной коррекции речевых дефектов у детей и эффективного их обучения необходимо точно оценить их потенциал и определить специфические потребности в образовании. В связи с этим, ключевую роль играет психолого-медико-педагогическое обследование, которое позволяет:

  • оперативно идентифицировать детей с речевыми отклонениями;
  • выявить индивидуальные особенности развития;
  • разработать оптимальную образовательную траекторию;
  • обеспечить персональное сопровождение каждого ребенка в дошкольном учреждении;
  • составить план коррекционных мероприятий и создать соответствующие программы;
  • оценить прогресс развития и результативность коррекционной работы;
  • определить подходящие условия для воспитания и обучения;
  • консультировать родителей.

На основе результатов обследования строится дальнейшая индивидуальная и групповая работа специалистов.

Задачи диагностики:

  • реализация комплексного подхода к оцениванию итоговых и промежуточных результатов;
  • оценка динамики достижений воспитанников.

Исследования проводятся трижды в год: в сентябре (для определения уровня развития и корректировки образовательной программы), в январе (для оценки развития и внесения изменений в образовательный процесс) и в мае (для сравнения полученных результатов с ожидаемыми). Диагностику проводят воспитатели и специалисты (инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, логопед). Основные методы диагностики включают наблюдение, беседу, экспертную оценку, анализ продуктов деятельности, игровые ситуации, психологические тесты и задания. Результаты представляются по трехуровневой шкале: высокий, средний и низкий уровень. Перед обследованием изучается информация о физическом состоянии и интеллекте ребенка, а также данные о раннем речевом развитии. Проводится беседа с родителями и ребенком. Логопедическое обследование включает изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха, а также психических процессов (внимание, память, мышление). Обследование словаря и грамматического строя речи включает задания на образование множественного числа, словосочетаний, объяснение значений слов, образование обобщающих слов, подбор признаков к предметам, образование прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных и глаголов. При обследовании связной речи детям предлагается пересказ, составление рассказа по картинкам и по представлению. Коррекционная работа определяется речевыми нарушениями и включает: раннее выявление и предупреждение нарушений, преодоление недостатков в развитии речи и воспитание артикуляционных навыков. В работе используются артикуляционные и дыхательные упражнения, пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, чтение и обсуждение произведений, викторины, инсценировки, разучивание стихов, составление рассказов по картинкам, музыкально-ритмические движения и физкультминутки. Программа предполагает фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия, где приоритет отдается игре. На подгрупповых занятиях изучаются звуки, расширяется словарный запас и отрабатываются грамматические категории. На индивидуальных занятиях формируются артикуляционные уклады, автоматизируются звуки и развивается фонематический слух. Эффективность работы зависит от организации детей, распределения нагрузки и координации работы всех участников процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности диагностики и коррекции музыкально – ритмического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Даны данные диагностического исследования музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями, представлена система коррекционной работы по данному направлению...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»(из цикла «Растим здоровье»)...

Проблемы диагностики и коррекции познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

В данном материалы рассматриваются аспекты психологической диагностики детей к школьному обучению...

Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...