НОД по развитию речи «Весна, весна на улице…» в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Клочкова Наталья Николаевна

Тема: «Весна, весна на улице…»

Цель: - уточнить, расширить и систематизировать знания детей по теме «Весна»; учить называть признаки  весны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Теремок»

НОД по развитию речи

«Весна, весна на улице…»
в старшей логопедической группе

воспитатель:
Клочкова Н.Н.

г. Курчатов

2018г.

Тема: «Весна, весна на улице…»

Цель: - уточнить, расширить и систематизировать знания детей по теме «Весна»; учить называть признаки  весны.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить  навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; подбор качественных прилагательных, образование слов с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов.

- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать  мелкую моторику, память, внимание, мышление;

Коррекционно-развивающие задачи:

-развить диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое восприятие, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма.ем

-развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
- развивать эмоционально-волевую сферу детей.

- развивать навыки самоконтроля за речью.
         Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, творческую активность.

- воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности и инициативности.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джок  терапия.

Оборудование:

Игрушка - медвежонок, макет дерева на магнитной доске, картинки с изображением листочков на магнитах (от 1 до 10),  макет ручья, мячик

Су-джок, подборка звуков природы, компьютер, смайлики.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

Ход занятия.

I.Организационный момент: (Воспитатель звонит в колокольчик)

Колокольчик мой поёт

Интересное нас ждёт!

(Дети подходят к воспитателю)

Дружно за руки возьмёмся (становятся в круг)

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: ( Дети стоят в кругу)

А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из загадки, которую я вам прочту. (Воспитатель читает загадку)

Рыхлый  снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,
       Звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

Молодцы ребята! Мы будем говорить сегодня о весне.
( Воспитатель приглашает детей пройти на коврик и присесть на подушечки)

Закроем глаза, волшебная весенняя музыка незаметно прикоснется к нам, и мы окажемся в гостях у весны.

       II.Основная часть.

Воспитатель: На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1.Самомассаж лица.

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо. (Поглаживание лица).

Дождик ещё прохладный. (Постукивание подушечками пальцев).

По утрам  иногда пощипывает мороз. (Пощипывание).

А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам пришла весна. (Поглаживание).

Воспитатель: Вы же знаете, ребята, что весной оживает природа,  просыпаются  животные и насекомые. Проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать. Берите су-джок и отправимся вместе с ёжиком в сказку.

2.Су-джок-терапия «Сказка про ёжика »

Воспитатель:

На полянке серый ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда

Мне щекотно

Да, да, да!

Уходи колючий ёж,

В тёмный лес,

Где ты живёшь.

Теперь положите, пожалуйста « ёжиков» на место.

Воспитатель: Ребята, Ёжик побывал на полянке, а вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку. Закройте глаза.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, Воспитатель выставляет атрибуты - ручеёк дерево, берлогу  с медведем)

3.  Д/И «Перепрыгни ручеёк»    

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась.

А по ней течёт ручей. Чтобы через него перебраться, нужно сказать какой     ручей и перепрыгнуть.

 Дети: ручей быстрый, звонкий, журчащий, весёлый, поющий, чистый, голубой, прозрачный, весенний, лесной, широкий, спокойный, кристальный, серебристый, студёный, холодный, … т. д.

Воспитатель: Молодцы ребята, много слов вы подобрали.

Посмотрите - ка, друзья, весна на улице, а деревце ещё без листьев, давайте поможем ему ? (Ответы детей)

4. Д/И «Сколько листочков»

Воспитатель: Предлагаю взять вот эти листочки и сосчитать, подойти к деревцу, прикрепить листики, сказав сколько их у вас. Договорились? Начинай (…дин листочек, два листочка,…..,5 листочков …….  и т.д. ).

( Дети по очереди выполняют задание).

Как здорово! Посмотрите ребята, какое красивое, зелёное стало деревце.

5. Д/И «Цепочка слов»

Смотрите, около дерева берлога! Кто в ней живёт? (Ответы детей).

А разве весной медведь должен спать? (Ответы детей).

Уже пришла весна, пора ему просыпаться.

(Воспитатель достаёт медведя ).

Воспитатель: Медведь не доволен, давайте его успокоим, поиграем с ним в «Цепочку слов» и расскажем , что медведь делает.

Присаживайтесь, пожалуйста!

(Дети передают друг другу медведя, проговаривают ранее сказанные фразы и … добавляют своё высказывание).

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите какой медведь довольный.

6.Д/И «Поймай весеннее слово»

Воспитатель: Устали сидеть? Хотите поиграть в игру «Поймай весеннее слово»? Тогда  будьте  внимательны!  Я назову  слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слова, относящиеся к весне, а если нет, значит замираете.

Слова: пригревает,  листопад,  тает, вьюга,  журчит,  тёплое,  ярче,  холодно,  набухает,  снежинка, половодье,  прилетают,  ледоход,  ручеёк,  метель, солнышко,  капель,  проталины,  мороз,  снегопад,  сосулька, подснежник, оттепель, лужа.

Молодцы! А теперь немного успокоимся и поиграем в другую игру.

У меня есть красивый цветочек! Давайте с ним поиграем?

7.Д/И «Волшебный цветок» ( «Назови ласково»).

Воспитатель: Предлагаю встать в круг, до кого я дотронусь  волшебным цветком, тот произнесёт ласково  словосочетание, которое я ему назову. Начнём?

    Воспитатель:                  Дети: 

1. Ручей весёлый – ручеёк весёленький

2. почки пушистые – почечки пушистенькие

3. тропинки мокрые – тропиночки мокренькие

4. солнце тёплое – солнышко тёпленькое

5. ветер свежий – ветерок свеженький

6. сосулька длинная – сосулечка длинненькая

7. лучи горячие – лучики горяченькие

8. листья зелёные – листочки зелёненькие

9. ручей быстрый – ручеёк быстренький

10. дождь холодный – дождик холодненький

11. зонт голубой – зонтик голубенький

12. сапоги красивые – сапожки красивенькие

13. ручьи быстрые – ручейки быстренькие

14. проталина короткая – проталинка коротенькая.

Молодцы ребята, постарались! Спасибо вам за игру!

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель:  Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным? Вам оно понравилось?
(Задаёт  вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии?)

Рефлексия: я хотела подарить вам цветочки, предлагаю вам самим выбрать цветочек, который соответствует вашему настроению сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно- исследовательской деятельности. Развитие речи». Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы по теме: «Незнайка в гостях у Осени».

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить устанавливать взаимосвязи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, животных, трудовой деятел...

Развитию речи "Весна, весна на улице" (13.04-17.04.2020г.)

Рекомендации для родителей по развитию речи...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Весна, весна, приди сюда" (старшая группа)

Занятия по развитию речи "Весна, весна, приди сюда" с детьми старшей группы (по доп. программе "Мой край родной")...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей логопедической группе с ОНР, с элементами квест-игры.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом, дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета и его языковой реализации. При пере...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Как оленёнок маму искал» в старшей логопедической группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Как оленёнок маму искал" в старшей логопедической группе. Занятие проводят учитель-логопед, педагог-психолог и воспитатель логопедической ...