Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи "Весна, весна, приди сюда" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятия по развитию речи "Весна, весна, приди сюда" с детьми старшей группы (по доп. программе "Мой край родной")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_-_vesna.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 56 «Ромашка»
города Рубцовска Алтайского края
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Весна, весна, приди сюда» (проводится в комнате русского быта - Горнице)
Образовательная область: Развитие речи.
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре и традициям.
Задачи:
- Образовательные:
- расширять и конкретизировать представление детей о весне, явлениях живой и неживой природы;
- продолжать расширять представления детей о русских традициях, праздниках, познакомить с традицией встречи весны на Руси;
- продолжать учить детей лепить из теста птицу; закреплять способы лепки птиц, передавать
форму и относительную величину туловища и головы.
- Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев; координацию движений с речью;
- пополнять и активизировать словарный запас детей;
- учить подбирать антонимы к заданным словам, составлять предложение используя карточки;
- развивать мышление, воображение, внимание, память.
- Воспитывающие:
- воспитывать интерес к культуре своего народа;
- создать положительный эмоциональный настрой при исполнении закличек и песни.
Словарная работа: заклички, первоцветы, жаворонушки, трели, примета.
Интеграция областей: речевое, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, иллюстраций «Времена года»; беседа о весне, чтение и разучивание стихотворений о весне, загадок; прослушивание и заучивание закличек, лепка из солёного теста.
Методы и приемы: музыкальное сопровождение, художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, показ иллюстраций, игровой, исполнение, продуктивная деятельность, физминутка.
Оборудование: мольберт или магнитная доска, небольшие картинки-пейзажи «март», «апрель», «май»; картинки-приметы весны и зимы; ½ ватмана, картинка подснежника или живой подснежник; шапочки подснежника по количеству детей; д/и «четвёртый лишний» - 5 картинок А4 собственного изготовления; иллюстрации по теме «Как на Руси Весну встречали» 2-3 шт.; аудиозапись фоновой фольклорной музыки, песня соловья, минусовка русской народной песни «Веснянка», музыка П.Чайковского «Песня жаворонка»; солёное тесто, досточки, стеки на каждого ребёнка, зелёные листочки из картона для «птичек», влажные салфетки; вылепленная птичка жаворонок для показа детям; венок; птички из сдобного теста для угощения детей и гостей.
План реализации.
- Вводная часть.
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, дети тоже наряжены в костюмы:
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим, детушки! Проходите да за лавки присаживайтесь. Горница у меня хоть небольшая, да уютная, места всем хватит! Рада я вас всех видеть! Сегодня прилетела птичка-невеличка, в оконце моё постучалась да вести добрые принесла! Хотите узнать, что за вести добрые принесла птичка?
- Тогда отгадайте мою загадку. Слушайте внимательно.
Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла...(Весна)
- Правильно, ребята! Та птичка радостные вести принесла о том, что весна наконец то пришла к нам, что уже пробивается первая травка и зацвели первоцветы, а прилетевшие птички запели свои весёлые песенки. И уже совсем скоро станет очень тепло!
- А вы знаете сколько у нас весенних месяцев? А что это за месяцы?
- Правильно! В природе бывает три весны: весна света – это март месяц, весна воды- апрель, весна зелёной травы-май.
(Хозяйка читает стихотворение, показывая детям иллюстрации «по ходу» - март, апрель, май)
Идёт матушка – Весна Отворяй-ка ворота Первым март пришёл Белый снег сошёл А за ним и апрель Отворил окно и дверь А уж как пришёл май Солнце в терем приглашай!
- Ребята, а вы готовы к встрече весны? И Зиму с весной не перепутаете? Сейчас проверим:
2. Основная часть
Словесная игра «Доскажи словечко» (подбери антонимы)
Зима ушла, а весна… Зима холодная, а весна… Зимой солнце морозит, а весной… Зимой сугробы высокие, а весной… Зимой надевают шубы, а весной…
Д/и «Признаки весны».
- Молодцы! Вижу я, ребята, всё то вы знаете! А тогда скажите мне, что весной происходит такого, чего не бывает у других времён года. Давайте, с вами составим свою картину весны. Согласны? Вот у меня здесь много разных маленьких картинок, из них мы и будем составлять общую картину весны, только будьте внимательны и не перепутайте!
(Звучит фоном тихая спокойная музыка, дети по очереди подходят к столу, выбирают картинку и с помощью магнита прикрепляют на магнитную доску. При этом комментируют свой выбор. «Весной….распускаются подснежники. Весной….появляются сосульки. Весной….прилетают грачи. Весной бегут ручейки и т.д.)
- Посмотрите, ребята, из отдельных картинок (признаки весны) вы составили картину Весны! А почему же вы не выбрали эти картинки? (они к весне не относятся, они относятся к зимнему времени года)
- Весна-это чудесное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Многие поэты и писатели воспевали это время года. Давайте прочитаем стихотворения.
Чтение стихов детьми (3-4 стихотворения)
- Ой, спасибо вам, ребята! Какие красивые стихи вы рассказали!
- Ребята, а что это такое –подснежники? (это первые весенние цветы)
- Конечно, подснежники-это одно из чудес весны. А вы знаете почему они так называются? (они самые первые появляются из-под снега)
Физминутка «Подснежники»
- А вы хотели бы стать весенними цветами подснежниками? Тогда надевайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево-вправо повернись и в подснежник превратись!
(звучит волшебная музыка, дети садятся на корточки, закрывают глаза)
Вот подснежники проснулись, (встали и протирают глаза)
Улыбнулись, потянулись
Раз – росой они умылись, (2-мя руками протерли щечки )
Два - изящно покружились,
Три – нагнулись и присели
И на солнце поглядели. (поднимают голову вверх)
- Молодцы! Вы были настоящими цветочками. А теперь, влево - вправо повернись и в ребяток превратись. (дети садятся на лавку)
Д/и «Четвёртый лишний»
- Ребята, есть у меня интересные картинки, но в картинках моих загадка. Нужно угадать, что лишнее на картинке и к весне не относится.
1 картинка – весенние цветы (тюльпан, подснежник, мимоза, роза) – какой цветок лишний и почему?
2 картинка – птицы (воробей, грач, жаворонок, скворец) – какая птица лишняя и почему?
3 картинка – дикие животные (медведь, барсук, ёж, волк) – какой животное лишнее и почему?
4 картинка – природные явления (ручеёк, дождь, сосулька, белый сугроб) – что лишнее и почему?
5 картинка – одежда людей (куртка, резиновые сапоги, шапка, шуба) - что лишнее и почему?
- Молодцы, ребята, все мои картинки с загадками отгадали!
- Раз вы так хорошо знаете приметы весны, расскажу я вам детоньки как в старину весну встречали. - На Руси всегда серьёзно относились ко времени года Весне. Была такая традиция – весну встречать. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Зазывали Весну специальными песенками – закличками.
- Послушайте мою закличку.
Ау, ау, аукаем Гостью приаукиваем: Март, март-солнцу рад, Апрель, апрель – откроет дверь, Май, май-сколько хочешь гуляй! Ау, ау, аукаем! Гостью приаукиваем!
- Но не только этим зазывали весну. В старину дети и взрослые совершали разные обряды, вставали на сторону красного солнышка, потому что верили, что помогают солнышку разогреться в полную силу. Своими играми, закличками, смехом помогали весне набрать живительную силу. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Но больше всех ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. Чтобы приблизить приход весны хозяйки пекли из теста птичек – «жаворонков», глазки делали из изюма.
(Звучит «голос» жаворонка, воспитатель показывает птичку – жаворонка –лепная игрушка)
- Птичек раздавали детям, и те, с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Давайте и мы тоже слепим жаворонков из теста (используется солёное тесто).
- А чтобы пальчики не ленились, а трудились их надо хорошенько размять! (пальчиковая гимнастика)
«Месим, месим, месим тесто Мы Весне готовим место! Каждый пальчик разомнем И опять месить начнем.»
(Воспитатель объясняет последовательность лепки птичек. Дети под музыку П.Чайковского «Песня жаворонка» лепят птиц-жаворонков и кладут их на зелёный листик.)
После лепки воспитатель говорит:
- Ребята, я думаю вы все передали в своих птичках частичку радости, доброты и тепла. Издавна есть такая примета: «Если жаворонки прилетели, то весна придёт, и тепло принесёт, потому что жаворонки-символ света, солнца и весны. А как только ваши птички подсохнут, мы их раскрасим красками.
-Ребята, а вы хотите, чтобы, теплая солнечная весна поскорее пришла в наш город? Пойдёмте жаворонков закликать и весну встречать! Чтобы птички увидели наших жаворонков, прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли. Вставайте поскорее в хоровод:
Дети исполняют все вместе закличку:
Чувиль-виль-виль Жаворонушки, Прилетите к нам, Принесите нам
Весну красную, Красно солнышко
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе, На ржаном калаче.
Девочке надевается венок, она – Весна. Дети по очереди спрашивают:
- Ну, Весна, как дела?
Весна: - У меня уборка.
- Для чего тебе метла?
Весна: - Снег смести с пригорка.
- Для чего тебе ручьи?
Весна: - Мусор смыть с дорожек.
- Для чего тебе лучи?
Весна: - Для уборки тоже.
Я лужайки подсушу,
Всю природу наряжу.
(Далее звучит музыка «Веснянка». Дети вместе с хозяйкой поют веснянку).
Итог:
-Молодцы, ребята. Мы с вами поиграли, повеселились, Весну красную зазывали. Понравилось вам у меня в гостях? А что больше всего вам понравилось? (ответы детей)
- А я ребята приготовила для вас птичек, жавороночков из сдобного теста, угощайтесь!
(хозяйка угощает детей и гостей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".
Продолжать развивать cвязную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришв...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе "Весна. Изменения в природе".
Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях.Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме « Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании п...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе На Тему : В Гостях у Мышки
Цель : составления описания на заданную тему .Задачи:-развивать связную речь и ее просодическую (интонационную ) сторону;-использовать словарь прилагательных и глаголов , характеризующих внешние...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе Тема: «Волшебный сундучок»
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группеТема: «Волшебный сундучок»...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе
Тема: «Волшебный сундучок»Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.Задачи: 1. Закрепление в речи названий дики...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Весна-время расцветать».
Данный конспект представляет собой интегрированное занятие, в которое входят следующие направляения непосредственной организованной деятельности: ознакомление с окружающим миром, речевое ра...
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе по теме: «Волшебный сундучок»
открытое интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в средней группе...