Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи, восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.тема : "Весна идет".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Сафронова Валентина Борисовна

Продолжать развивать  cвязную,  интонационно выразительную речь; обогащать словарный состав; воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришвина; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений  (сказка, рассказ, стихотворение.); закреплять умение передавать на рисунке картины природы, характерные признаки весны; развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЯБЛОНОВЫЙ ГАЙ

ИВАНТЕЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Конспект непосредственно      

образовательной деятельности.

Интегрированное занятие по развитию речи,  восприятию художественной литературы и художественному творчеству в старшей группе.

                Тема: «Весна идет».

                                                                                         Подготовила В.Б. Сафронова.

                                                                                          Воспитатель старшей группы.

-2015-

Развивающая задача:

Развивать интегративные  качества: «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности», «Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Обучающая задача:

  •  Продолжать развивать  cвязную,  интонационно выразительную речь.
  • Обогащать словарный состав.  
  • Воспитывать интерес к художественной литературе; продолжать знакомить с творчеством Михаила Пришвина.
  • Закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений  (сказка, рассказ, стихотворение.)
  • Закреплять умение передавать на рисунке картины природы, характерные признаки весны; развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета.

Воспитательная задача:  

  • Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления.
  •  Учить эмоционально, воспринимать образное содержание художественных текстов.
  •  Учить самостоятельно, выполнять рисунок с изображением весны, подснежника.

Здоровьесберегающая задача:

  • Осуществлять оздоровительно - профилактические действия.
  • Снять мышечное напряжение.

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворений: Ф. Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится...», А. Плещеев «Весна», И. Белоусов «Весенняя гостья» Е.Серова. «Подснежник»
  • Чтение рассказов: М.Пришвин «Птицы под снегом», В.Бианки «Синичкин календарь»
  • Загадки, пословицы и поговорки о весне,
  •  Рассматривание иллюстрации с пейзажами зимы и начала весны.

Материалы:  Репродукция картины  И.Левитана «Март»;  презентация к НОД; проектор; мнемотаблица;  рассказы М. Пришвина «Деревья в плену»;  «Жаркий час» салфетки, кисть, гуашь, лист тонированной бумаги.

Виды детской деятельности:

  Игровая,  коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, восприятие  художественной литературы, художественное творчество.

Часть

занятия

Методы и

формы

работы                                                              

Содержание работы

Вводная часть

Организа-ционный момент

В: - Ребята, кто сможет отгадать загадку?

                     Она приходит с ласкою

                      И со своею сказкою.

                      Волшебной палочкой взмахнет-

                      В лесу подснежник расцветет.

-Как вы думаете, о каком времени года говорится в загадке?

- Какой сейчас месяц весны?

Основная

часть

Дети

сидят

на

стульчиках.

Слайд №1

Слайд №2

На мольберте

репродукция

картины  

И Левитана

«Март»

Слайд №3

Слайд№4

Чтение

рассказа

 Михаила Пришвина

«Деревья в

 плену»

Физкульт-

минутка.

Чтение

Рассказа

М.Пришвина

«Жаркий час»

Чтение

стихотворения

Галины

Новицкой

«Марту

 дремлется

легко»

Слайд №5

Чтение

стихотворения

Тимофея

Белозерова

«Подснежники»

Слайд № 6

Дети садятся

за столы.

Звучит музыка

Вивальди

«Времена года»

В: - Да, ребята, сейчас хоть и морозно по ночам, и снег еще лежит, но мы знаем, что идет весна. Нам и птицы об этом щебечут: скоро будет тепло, и солнце каждого своими лучами-ладошками хочет погладить, приласкать. А каким синим, стало небо!  

В:- Ребята, какими еще словами можно сказать о небе? Какое оно? Давайте посмотрим на экран.

 Д: - Чистое, ясное, глубокое, голубое, веселое, прозрачное.

В.- Небо будто смеется, и мы не можем не улыбнуться — такое оно по-весеннему радостное. А вспомните, каким было небо зимой.

Д: - Хмурым, низким, тяжелым, холодным, мрачным.

В: - Ребята, давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Левитана.  Вглядитесь в этот пейзаж. Какое время года здесь изображено? Как вы это поняли?

Д: -  (ответ детей)

В: - Какой день изображен на картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Д: -  (ответ детей)

В:-  Посмотрите, какими красками художник изобразил мартовский снег. Какой снег в марте? Как вы об этом узнали?

Д: - серый, мокрый, грязный, рыхлый…

В: - Вспомните, каким был снег морозной январской порой?

Д: - Чистый, белый, сыпучий, скрипучий…

В: - Но хоть и радостно синеет мартовское небо, в лесу деревья еще не проснулись от зимнего сна. Послушайте, что увидел в лесу ранней весной Михаил Пришвин. Он описал это в своем рассказе «Деревья в плену»

В: - Ребята, а кто из вас бывал в зимнем лесу? Как же там красиво!

А давайте мы отдохнем и тоже побываем в лесу.

                        Ветер дует нам в лицо,

                        Закачалось деревцо.

                        Ветер тише, тише, тише,

                        Деревцо все выше, выше.    

               

В: - Зимой только человек может освободить деревья из пле-
на. Весной же деревья сами сбрасывают с себя тяжелые шубы.
Послушайте, как это бывает в рассказе Михаила Пришвина  «Жаркий час».

В: - Почему жаркий час самый счастливый для деревьев?

Д: - Деревья освобождаются от снега, выпрямляются, веточки распрямляют…

В: - Ребята, послушайте, как о сонной мартовской весне говорится в стихотворении Галины Новицкой «Марту дремлется легко», которое,  нам расскажет Рамазанова Альбина.

             Вскрылись черные дороги - солнце греет горячо.

             Но в сугробе, как в берлоге, марту дремлется легко,

             По нему еще на лыжах пробегают смельчаки.

             Спит он сладко и не слышит, что смеются ручейки.

 В: - О каких признаках весны говорится в стихотворении?

 Как вы поняли выражение «вскрылись черные дороги»?

«Ручейки смеются» — как можно сказать по-другому, что с ними происходит? А поможет нам  в этом  - мнемотаблица.

Д:   - Журчат, просыпаются, бегут, текут, шумят, звенят.

В: - Какими словами можно сказать о мартовской весне, какая она? Скоро еще жарче пригреет солнце, и побегут ручьи из тающего снега. А из-под снега пробьются к солнышку подснежники. Послушайте, как сказочно рассказал об этом поэт.

                      Плакала,  Снегурочка,  зиму  провожая.

                      Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

                      Там, где шла и плакала, трогая березы,

                      Выросли подснежники — Снегурочкины  слезы.

В: -  Что я прочла вам — стихотворение, рассказ или сказку?

Д: - (Стихотворение.)

В: - Как вы поняли, что это стихотворение? Что вы чувствовали, когда я его читала?

Д: -  (ответ детей.)

В: - Почему весной всем в лесу Снегурочка чужая? Что в лесу происходит, когда плачет Снегурочка?

Д: - (ответ детей)

В: - Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы сказать о подснежниках и весне.

В: - Посмотрите на экран, какие красивые, нежные цветы!

  Давайте мы нарисуем иллюстрации к этому стихотворению, а поможет нам в этом музыка  Вивальди  из  концерта «Времена года»

 Что хочет нарисовать Катя? Коля? Альбина?

Заключи- тельная часть

Рефлексия.

- Какую картину мы рассматривали?

- Кто ее написал?

- Как она называется?

- Какая фамилия у писателя, чьи рассказы я вам прочитала?

Используемая литература:

1.О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи»  - М. :Вентана – Граф, 2009г.

2. .В.В.Гербова. Книга для чтения «В детском саду и дома» ООО «Издательство Оникс»,201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Посуда».

Предлагается конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда". Материал адресован логопедам, психологам, воспитателям....

Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке» Комплексная программа «Школа 2100» Занятие № 45 (старшая группа) Тема: Звук [С\']

За основу взят конспект из методички "По дороге к Азбуке", но я добавила свои разработки, игры, задания....

Конспект открытого интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и художественному творчеству (лепка) Тема: «Весенние полевые работы»

Формировать у детей первичные знания о сельско-хозяйственных работах в поле ранней весной, а также первичные знания об агрегатах для обработки земли, времени их использования, продолжать учить приемам...

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «УГОЩЕНИЕ ЗВЕРЯТАМ». (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА) ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Цель: Воспитание в детях духовно-нравственные качества, через художественную литературу и художественное творчество.Задачи:Образовательные задачи:·        Учить дете...