"В гости к бабушке Варваре"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

шушкова

НОД по развитию речи, с малыми фольклорными формами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_v_sredn_gr.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект НОД

по развитию речи и

ознакомлению с художественной литературой

в средней группе №2

Тема: «В гости к бабушке Варваре».

(малые фольклорные формы)

Подготовила и провела

Воспитатель

Шушкова Елена Николаевна

ноябрь 2021 год

                                               г. Нижнекамск

Конспект НОД

по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой

в средней группе

« В гости к бабушке Варваре».

(малые фольклорные формы)

Дата проведения:  ноябрь 2021г.

Программное содержание:

Цель: формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, скороговорки, небылицы, колыбельные).

Задачи:

  • Закрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм;
  • Учить детей загадывать загадки, построенные на описании; исполнять колыбельные; рассказывать потешки;
  • Формировать выразительность, точность речи, закреплять умение отвечать на вопрос полным ответом;
  • Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

 Оборудование: уголок в группе, оформленный под избу со столом, скамейками, посудой, самоваром. Бабушка Варвара - кукла из тетра «Бибабо». Игрушки на каждого ребенка, сундучок, игрушки: мышка, петушок, курочка, платок, ленты на палке.

Предшествующая работа: Разучивание потешек, загадок, скороговорок,

колыбельных, народных игр со словами.

Предварительная работа: Подготовка материала, расстановка материала и оборудования, проветривание группы,  влажная уборка

    Структура занятия:

  1. Вводная часть.

- Беседа, поездка в гости, в деревню.

-Сюрпризный момент- появление бабушки Варвары.

2. Основная часть.

1. Знакомство с потешками.

2. Игра с куклой.

3. Знакомство с загадками.

4. Игра «Курочка – рябушечка»

5. Знакомство со скороговорками.

6. Знакомство с небылицами.

7. Игра «Волшебный платочек».

8.  Игра «Карусель».

9. Знакомство с колыбельной.

3. Заключительная часть.

-Подведение итога, анализ.

-Вручение подарков- сувениров.

Ход :

  1. Воспитатель: 

Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что это?» Это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд). И относятся они к народному творчеству. А почему оно народное? (Потому, что их народ сочиняет).

Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Варваре в деревню. А поедем мы на лошадках. Встаньте за мной. (Дети выстраиваются за воспитателем). Уселись поудобнее, вот мы и готовы отправиться в путь. Пока скачем по дорожке – цокаем язычком и произносим слова:

По дорожке ровной, гладкой,

Скачут быстрые лошадки:

Чок, чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

Вот и деревня, а вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, появляется бабушка – воспитатель надевает на руку куклу)

Бабушка Варвара:

Здравствуйте, детишки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли, я очень люблю гостей. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. (Приглашает детей в избу, предлагает присесть на стульчики)

  1. 1. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками. Знаете ли вы, то такое потешки?

Дети:

Это веселые стишки.

Бабушка:  

Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину, у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки – потешки. Тогда, когда умывали, купали их, причесывали, или когда ребенок делал первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Возьмите игрушки и давайте расскажем потешки.

(Бабушка берет куклу, гладит ее по голове и ласково приговаривает):

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Понравилась вам потешка? Какие лаковые слова вы заметили? (Ответы детей)

Воспитатель:  

Ой, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек, сиреневый кусточек.

Какие еще потешки вы знаете?

  1. Бабушка:

Ребята, а вы любите играть?

Дети:

Да, любим.

Бабушка:

Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить, играли так… играйте вместе со мной.

(Берет на колени куклу, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения):

Поехали, поехали

В лес за орехами.

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку … Бух!

Из ямки … Ух!

Воспитатель: А еще вот так играли:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай,

Переваливай, валяй!

Понравились вам эти игры? В такие игры можно играть с куклами, они же ваши дочки.

  1. Бабушка:

Ребята, у меня для вас чудесный мешочек. Отгадайте, что лежит внутри. Как можно узнать об этом?

Дети:

Посмотреть в сундучок. Пощупать.

Бабушка:

 (пробует открыть). Не открывается. Как еще можно узнать, что внутри?

Дети:

Угадать.

Бабушка:

Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки – это короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. У меня для вас загадки. Отгадаете?

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

Дети:

Мышка.

Бабушка:

Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?

(Ответы детей. Достает из сундучка мышку).

Воспитатель:

Послушайте следующую загадку:

На голове красный гребешок,

Под носом красная бородка,

На хвосте узоры,

На ногах шпоры.

Дети:

Петушок.

Воспитатель:

Правильно. А как вы догадались?

(Ответы детей. Достает петуха).

Бабушка:

Молодцы! И эту загадку отгадали. Дети, а вы знаете загадки? (Дети загадывают загадки друг другу)

Бабушка:

Квохчет-квохчет, деток созывает,

Всех под крыло собирает.

Дети:

Курица. (Бабушка показывает игрушку)

  1. Бабушка:

А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется

 «Курочка-рябушечка». Я буду «курочкой», а вы моими «цыплятками».

(Воспитатель берет на себя роль «коршуна». «Коршун» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Коршун» спрашивает):

- Курочка-рябушечка, куда пошла?

- На мельницу.

- Курочка-рябушечка, за чем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, кому вода?

- Ребятишкам.

- Курочка-рябушечка, ребята чьи?

- Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Дети:

Пи-пи-пи-пи!

(Коршун бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить цыпленка, стоящего в самом конце. Курочка загораживает цыплят крыльями. А цыплята стараются увильнуть от коршуна.

Вдруг неожиданно игрушка-курица начинает что-то кудахтать, несколько раз повторяя): «От топота копыт пыль по полю летит».

Бабушка: (делает вид, что курица сказала ей на ухо):

 

  1. Ребята, курочка хочет поиграть с вами в игру. (Дети встают в круг и играют с курочкой в игру «Быстро и правильно», повторяют скороговорку, передавая игрушку по кругу).

Воспитатель:

А знаете ли вы, что мы сейчас произносили? Правильно, скороговорку.

  1. Я тут вчера вышла на улицу, а там… такое творилось, вот послушайте:

Курочка бычка принесла,

Поросенок яичко снес,

По поднебесью медведь летал,

Черным хвостиком помахивал!

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила – деток вывела,

Малых деточек – посяточек.

Поросятки по сучкам висят,

В небеса глядят, лететь хотят.

Воспитатель:

Ребята, знаете ли вы, что я вам сейчас рассказала? (Небылицу).

 А что это такое? (То, чего на самом деле быть не может).

 Скажите, что в этой небылице не так? (Ответы детей).

 Детки, скороговорки и небылицы, которые мы с вами сейчас рассказывали, тоже являются малыми фольклорными формами.

  1. Давайте с вами поиграем в игру

 «Волшебный платочек».

(Дети свободно двигаются по залу, выполняют плясовые движения. Музыка меняется на тихую, спокойную. Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Бабушка, расправив платок, обходит ребят и кого-нибудь их них накрывает им).

Бабушка:

Раз! Два! Три!

Кто же спрятался внутри?

Не зевайте, не зевайте,

Поскорее отвечайте!

(Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадали, то платок поднимают, а ребенок встает и прыгает под музыку и хлопки детей. Игра проводится несколько раз).

  1. Воспитатель:

Выходи играть, ребята,

Выходи играть, девчата.

Лента яркая – атлас

Закружит всех дружно нас!

Игра «Карусель». (Дети берутся за ленты, говорят слова и двигаются по кругу).

Еле-еле,еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

  1.  Бабушка:

 Детки, время уже позднее, нам пора с вами расставаться, а моим друзьям пора спать. Я хочу вас попросить убаюкать их. Скажите, а как это сделать? (Спеть колыбельную).

 Правильно, ведь издревна маленьким детям перед сном бабушки и мамы пели колыбельные песни. При помощи колыбельных мамы оберегали своих детей. Слушая колыбельную, малыш быстро успокаивался и засыпал спокойным здоровым сном. Кто хочет спеть колыбельную? (Дети поют колыбельную)

Баю-баюшки –баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам волчок не ходи,

Нашу детку не буди. (Укладывают игрушки спать)

  1. Наши друзья уснули, ну а я хочу подарить сувениры - игрушки и сказать до свидания, до следующей встречи. (Бабушка раздаёт  детям сувениры).

Воспитатель:

С какими малыми фольклорными формами мы познакомились?

Почему мы их относим к народному творчеству?

Вам занятие понравилось?

Ну, а теперь садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад. (Цокая, дети скачут).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к бабушке Варваре

Занятие проводится в первой младшей группе по "Программе воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой. Это занятие показала педагогам нашего города в рамках городского мероприят...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ«В ГОСТИ К БАБУШКЕ ВАРВАРЕ» В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

приучать детей слушать народную потешку; сопровождать чтение игровыми действиями; развивать разговорную речь детей, внимание, память; активизировать словарь детей словами: печка, черпачок, мисочка, фа...

Конспект занятия познавательно-речевого цикла для детей раннего возраста " В гости к бабушке Варваре".

Занятия для детей раннего возраста по развитию речи. В ходе занятия воспитатель знакомит детей с различными видами транспорта во время путешествия к бабушке Варваре. В гостях у бабушки Варвары дети вс...

«В гости к бабушке Варваре»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитиеЦель: Закрепить знания детей о домашних животных (собаке, к...

« В гости к бабушке Варваре »

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по  речевому развитию во II-ой младшей группе...

План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: В гостях у бабушки Варвары "

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. "В гостях у бабушки Варвары"...