План-конспект непосредственно-образовательной деятельности «ЗА ДОБРО ДОБРОМ ПЛАТЯТ» (по сказке «Сивка-бурка»)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шундикова Екатерина Александровна

Цель занятия:  формировать у детей умение сопереживать героям сказки, формировать у детей представления о таких моральных понятиях как дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_26_za_dobro_dobrom_platyat.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности  «ЗА ДОБРО ДОБРОМ ПЛАТЯТ»

 (по сказке «Сивка-бурка»)

Образовательные задачи: Закреплять представления о различении таких качеств, как послушание – непослушание, дружба – ссора, милосердие – злоба, смелость – трусость. Учить понимать и использовать пословицы и поговорки: «За добро добром платят», «Храброму  и смерть не страшна».

Воспитательные задачи: Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела. Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Развивающие задачи: Развивать понимание детьми значения непонятных слов, встречающихся в сказке. Помочь детям увидеть зависимость имен героев от их внешнего облика  (Сивка–Бурка). Развивать художественное восприятие. Учить детей работать с репродукциями картин В.М. Васнецова. Знакомить с новыми средствами музыкальной выразительности камерной музыки.

Оборудование и материалы:

1. Текст сказки: «Сивка–Бурка», иллюстрации к сказке.

2. Репродукция картины В.М. Васнецова «Сивка–Бурка».

3. Книги со сказками: «Конек–горбунок» П. Ершова; «По щучьему велению»; «Иван–царевич и серый волк»; «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

4. Аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Русская народная песня» и «Квартет».

5. Кружки красного и черного цвета (диаметром 6 см)

6.Карточки–схемы эмоционального состояния людей.

7.Вырезанные из картона силуэты лошадок.

8. Пластилин, простой карандаш, картон синего цвета  10 на 15см, стеки.

Предварительная работа: 

Проектная деятельность: «Пусть зло на проделки хитро в русских народных сказках, но все ж побеждает добро!»; беседы, обсуждение и обыгрывание различных ситуаций по теме; словарная работа по тексту сказки «Сивка – бурка»; прослушивание записи с музыкой  П.И. Чайковского «Русские народные песни», «Квартет».

Словарь:

Иззяб – замерз. Гаркни - громко крикни. Каурка – от каурый, светло-каштановый, рыжеватый. Побрезгать – испытывать отвращение. Потчует – угощает. Вещий – вещий, то есть предсказатель будущего. Добрая пшеница – хороший урожай.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Воспитатель предлагает рассмотреть книги со сказками: «По щучьему велению»; «Конек–горбунок» П. Ершова; «Иван-царевич и серый волк»; «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина  и вспомнить, как называются эти сказки. (Ответы детей).

Воспитатель: Чему учат нас сказки? (ответы детей).

Да дети, вы правильно сказали, что в каждой сказке добро побеждает зло и во всех этих сказках главным героям помогали разные животные.

А  как вы понимаете, что такое добро и что такое зло?

Ответы детей: (Зло – это все плохое, несчастье, беда).

(Добро - это  когда тебя любят и уважают. Когда спасают друзей из беды. Когда люди делятся друг с другом. Когда к тебе хорошо относятся. Когда выручают в тяжелых ситуациях. Добро – это когда человек поступает хорошо  и не ждет за это награды. Добро – это когда светит солнышко, когда дождик идет,  поит землю и все растения.)

2.Пальчиковая игра: «Добрый дождик».

Дети делятся на пары. Педагог читает стихотворение. Один человек из пары вытягивает руки ладошками вверх. Другой стучит пальчиками по ладошкам своего друга, изображая дождик теплый, ласковый, летний.

               Дождик лил, лил, лил

                Бочки полные налил

                Все деревья напоил,

                Землю – матушку умыл.

3. Рассказывание воспитателем сказки на фоне музыки П.И. Чайковского «Русская народная песня»  и показом иллюстраций к сказке.

4. Беседа по содержанию сказки.

- Кто главные герои сказки?

- Расскажите, как случилось, что Иванушка подружился с конем.  

- Зависит ли имя Сивки–Бурки от его внешнего вида? Почему вы так думаете?

-Как относились братья к Иванушке? (Постоянно ссорились с ним, обижали его).

-Можно ли сказать об Иванушке словами поговорки: «Храброму   и смерть не страшна»? Почему?

-Как можно сказать по–другому?

Сопровождать образ Иванушки с включением фрагментов музыки П.И. Чайковского «Квартет».

Выяснить, как музыка передает состояние героев сказки.

5. Рассматривание репродукции  картины В.М.  Васнецова «Сивка–Бурка»

Воспитатель вывешивает репродукцию картины В.М. Васнецова «Сивка – Бурка» и говорит: «А вот как представил Сивку–Бурку художник В. М. Васнецов».

-Какой момент запечатлел художник на картине?

-Каков Сивка–Бурка на картине В.М.  Васнецова?

6. Инсценировка  отрывка сказки, где Иванушка пошел стеречь пшеницу и поймал Сивку–Бурку, под сопровождение музыки П.И. Чайковского «Квартет».

- Какой момент в сказке вам понравился больше всего?

Воспитатель предлагает детям запомнить и повторить фразы из сказки: «Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, из ушей пламя пышет»; «Сивка–бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой».

7.Динамическая минутка: «Добрый – злой» (стоя).

Воспитатель называет персонажи из сказки «Сивка–Бурка», а дети отвечают. Если добрый, то хлопают в ладоши, а если злой закрывают ладошками глаза.

8. Этюд «Я хочу подарить вам любовь».

Воспитатель:

Да, дети, злым быть очень плохо и все злые поступки всегда наказуемы. А для того чтобы делать добро не нужно много прилагать усилий. Многим людям, нуждающимся в помощи, достаточно теплого слова, улыбки или ободряющего рукопожатия. Давайте и мы встанем с вами  в круг, возьмемся за руки и подарим друг другу добрые слова:

«Я хочу подарить вам любовь

Прикоснись ко мне добротой

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой!»

9. Пластилинография «Сивка–Бурка» в подарок малышам.

Воспитатель: 

Добро творить - это достойный труд. И добро, сделанное безвозмездно, от чистого сердца, возвращается человеку ответным добром. Давайте и мы с вами сделаем  методом пластилинографии «Сивку–Бурку» и подарим малышам нашего детского сада, пусть они порадуются.

(Выложить шаблон Сивки-Бурки на картоне, обвести его простым карандашом. Раскатать пластилин между ладонями, положить на середину изображения   и начать размазывать, заполняя контуры. Для получения каштанового оттенка смешать цвета. Соединять элементы изображения способом примазывания.  Процарапать и  обрезать стекой гриву,  хвост у коня)

10. Итог.

Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, за что был вознагражден в конце сказки Иванушка? (За терпение, храбрость, находчивость, смекалку, за свою доброжелательность и смелость. Он слушался отца и поэтому, добро возвратилось Иванушке ответным добром).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...