Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Стригун Олеся Геннадьевна

Консультация для родителей и воспитателей на тему:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Задачи:

Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;

Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;

Познакомить родителей с играми направленными на развитие правильной речи детей.

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.

В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Дети умеют общаться между собой, но выразить свою речь на занятиях удаётся не всем (ситуативный разговор).

 В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:

1.Бедный словарный запас;

2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие: Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения  грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков  и их количество в слове.

3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;

4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;

6. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).

В детском саду уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи, нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми и как мы можем заниматься развитием речи дома, мы приглашаем вас поиграть в несколько игр.Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Первые игры способствуют обогащению словарного запаса (узнают новые и интересные слова), также упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные).

Игра « Подбери прилагательные к существительным» (игра с мячом).

( Я говорю существительное, вы прилагательное).

Яблоко – какое оно – вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

День – какой он – летний,  пасмурный,  дождливый, ясный т.д.

Вода – какая она – прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Платье – какое оно – праздничное, короткое, нарядное, чистое, теплое и т.д.

Игра « Противоположности», «Антонимы».

Детям раздаются карточки.

Например: узкий – широкий, пустой- полный, черный – белый, далеко- близко.

И дети должны найти свою противоположную пару.

Игра « Определи звук [д] в слове».

Если вы услышите слово со звуком [д], вы хлопаете, затем определяем, где был звук.

Дом - [д]- в начале слова; дятел-[д]-в начале слова; дедушка -[д]-в начале и в середине слова; деревня -[д]- в начале слова; тетрадь-[д]- в конце слова; смородина -[д]- в середине слова; виноград -[д]- в конце слова.

Также есть большое количество игр для развития грамматического строя с помощью которых ребенок учится связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов.

Игра « Где живут продукты?»

( у каждого продукта есть свой домик , угадай название домика)

Сахар –(ница); хлеб – ( ница); масло – (ница); соль – ( онка); - перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, например: медведь – медвежата.

Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

Игра « Продолжи цепочку».

Чай – чайник – чайничек.

Кофе – кофейник – кофейничек.

Большую роль в развитии речи играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связанно с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по - разному : монотонно и с интонацией. Ребенок сразу поймет разницу. Поэтому так важно при чтение произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребенку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.

Интонация включает в себя:

Мелодика (повышение и понижение голоса)

Темп (ускорение или замедление скорости произнесения фразы)

Ритм (чередование ударных)

Тембр (эмоциональную окраску голоса)

Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова)

Обратить внимание родителей на то, как дети, используют приемы интонационной выразительности.

И помните главное:

—  разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;

— чаще общайтесь с ребенком;

— чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.

Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

консультация для родителей на тему:Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...

Консультация на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

                   Консультация на тему:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»...

План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи  Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...

Семинар- практикум для родителей. тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».

Семинар- практикум для родителей.тема:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»....