НОД по речевому развитию "Цирковое представление"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Якушева Мария Алексеевна

НОД по речевому развитию "Цирковое представление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_tsirkovoe_predstav.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию «Цирковое представление. Автоматизация звука [Р]»

Тема занятияАвтоматизация звука – Р.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- отработать чёткое произношение звука – р на конкретном речевом материале;

- совершенствовать фонематический слух;

развивать мелкую моторику, координацию движений;

развивать воображение, внимание, слуховое и зрительное восприятие;

развивать слуховую и зрительную память.

Коррекционно-образовательные:

- обучать умению отвечать на вопросы полным предложением;

- обучать умению работать по образцу

 воспитательные:

- воспитывать умение слушать взрослого;

- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать умение слушать друг друга;

- воспитывать самоконтроль за речью и желание заниматься.

развивать интерес к различным видам словесно – дидактических игр.

На занятии я использовала такие методы и приемы, как…

Методы и приемы:

-Практические.

-Наглядные.

-Словесные (художественное слово, вопросы к детям).

-Игровые (сюрпризный момент)

Ход занятия:

Орг. момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

Давайте друг другу, гостям улыбнемся,

И начнем занятие скорей.

Я хочу начать наше занятие с пожелания.

Говорим всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говорим,

И, конечно, не спешим!

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в очень интересное и увлекательное место. А вот куда, вы узнаете чуть позже.

Сначала сделаем небольшой, но очень, нужный и полезный массаж.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

Губки пожуем мы, шарики надуем.

И губами вправо- влево потанцуем.

Молодцы! Ну, что хотите узнать, куда я хочу вас сегодня пригласить? Тогда приготовьте свои ушки и слушайте внимательно загадку.

- Приходить туда мы рады утром, вечером и днём,

Тигры, клоун, акробаты выступают в доме том.

Правильно, ребята это цирк. Сегодня мы с вами отправимся в цирк, вспомним названия цирковых артистов и сами станем участниками циркового представления. А еще я предлагаю взять с собой в цирк звук – Р. Вы согласны? А в цирк мы с вами отправимся на машине, но сначала, чтобы завести моторчик нужно подготовиться.

Артикуляционная гимнастика

Гараж двери открывает

И машина выезжает.

Спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 сек., медленно закрыть рот.

Улыбается машинка –

У неё помыта спинка! Растянуть губы в улыбку, показать все зубки. Челюсти сомкнуть.

У машины есть труба –

Очень длинная она! Вытянуть губы вперед в виде трубы.

Это сытая машина.

Баки полные бензина. Надуть щёчки, удерживать 3-5 сек.

Начал дождь в окно стучать.

Время дворники включать. Рот открыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Двигать язычком вправо – влево, касаясь уголков рта.

Поработаем насосом –

Подкачаем все колёса!

Рот раскрыть, улыбнуться. Высунуть язычок. Поднять широкий язычок на верхнюю губку, опускать на нижнюю. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

Все колёса закрутились,

По дорожке покатились. Рот открыть, улыбнуться. Касаясь губ, провести по кругу кончиком язычка в одну, потом в другую сторону. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

Молодцы, наши язычки готовы завести мотор.

Ребята, перед вами карточки со звуковыми дорожками. Сейчас каждый из вас по очереди, покажет мне, как у него дрожит язычок и заводится моторчик.

Ну, вот мы с вами и приехали в цирк. Но, чтобы попасть в зрительный зал и занять свои места нужны, что? (билеты). Правильно, билеты. Ребята, цирк это волшебное место, поэтому и билеты у меня тоже волшебные.

Я сейчас вам раздам только половину билета, а вы должны найти свою вторую часть билета, чтобы у нас получился целый билет.

Игра – «Найди свою пару». Ну, что билеты у нас есть, можете занимать свои места.

Ребята, пока не началось представление, давайте вспомним цирковые профессии. Отгадайте, о каком артисте идет речь.

Подковы гнут, как калачи цирковые… (силачи).

Мячи искусно ловит он, этот циркач зовется… (жонглёр).

Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник - это (фокусник).

Трюки показать нам рад, кто же это… (акробат)

Палочкой помашет – тигры пляшут.

Нахмурит лицо - тигр прыгнет в кольцо.

Он, что регулировщик? Нет - это (дрессировщик).

Так его комичен вид-

Даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно это (клоун).

Молодцы! Ну, что начинаем смотреть представление?

Итак, первым номером выступают дрессированные собачки.Они знают цифры: покажут им цифру, а они пролают столько же раз.

И вот, вам первое задание. Вы должны будете проговорить слог со звуком Р столько раз, какую цифру я вам покажу. Молодцы! Справились с первым заданием.

А сейчас на арену выйдет жонглер, и будет мячами жонглировать он.

Ребята, давайте, и мы сейчас с вами будем, как настоящие жонглёры. Выходите ко мне.

Игра «Один – много».

Рыба - много рыб

Карандаш – много карандашей

Ракета - много ракет

Груша - много груш

Арбуз – много арбузов.

Молодцы и с этим заданием вы справились.

Представление продолжается. Фокусник на арену выходит, и разные чудеса происходят. Он умеет большие предметы в маленькие превращать, и наоборот из маленьких в большие. Давайте и мы с вами сейчас превратимся в волшебников.

Я буду называть предмет, а вы его превращать в большой и наоборот в маленький.

Молодцы! Настоящие волшебники. А хотите, мы с вами сейчас еще один фокус покажем? Тогда подходите скорее ко мне. Мы сейчас с вами будем оживлять перчатки.

(Дыхательная гимнастика с перчаткой). Понравился фокус?

А представление продолжается. На арену выходит дрессированный тигр. Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [р] в начале слова, тигр прыгает на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова — на третью тумбу.

Упражнение «Определи место звука в слове».

Ребята, а цирковое представление продолжается. На арену цирка выходит клоун. Как вы думаете, а что делает клоун в цирке?

Правильно, вот и вас он сейчас тоже хочет рассмешить. Послушайте, правильно ли говорит клоун, если нет, то вы должны исправить ошибку и сказать правильно.

Игра «Бывает, не бывает»:

– Прыжок совершил леопарда.

– Сахар ест мартышку.

– Коробка сидит в кобре.

– Обруч прыгает через тигра.

–Шары несут клоуна.

– Шар надувает Рому.

- Мяч играет с носорогом.

- Торт несет жирафа.

- Морковь грызёт кролика.

- Лесенка идет по барсуку.

- Рубашка стирает енота.

(Ребенок исправляет деформированные предложения, выделяя в словах звук [р]).

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Ребята, вот и подходит к концу наше цирковое представление.

Упражнение «Повтори за мной!».

Артисты прощаются со зрителями.

Ра-ра-ра – радуется детвора.

Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру – в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра – до свидания, детвора.

Ра-ра-ра – артистам отдыхать пора.

(Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом.)

Итог занятия: Ребята, а сейчас подойдите все ко мне. У меня в руках маски – грустные и весёлые. Если вам понравилось сегодня на занятии, вы со всеми заданиями справились, то возьмите весёлую маску, а если что – то не получилось или было не интересно, тогда грустную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями

Данная статья отражает методы и приемы формирования пространственных,временных представлений у детей с речевыми нарушениями....

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» /область «Познание» - формирование элементарных математических представлений/ во второй младшей группе "Чудесное дерево"

Программное содержание:Образовательные задачи:-закрепить представление детей о геометрических фигурах,-закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый,-продолжать учить различать кол...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

«Формирование количественных представлений, представлений о составе числа, числовой прямой у детей с речевыми нарушениями посредством использования дидактических игр в образовательной области «Познание».

Методическая разработка раздела образовательной программы «Формирование элементарных математических представлений. Количество»  («Программа обучения и воспитания в детском саду под ред. М.А. Васи...

Методические рекомендации по развитию у детей способностей к речевому творчеству. Представление педагогического опыта

Рассуждения детей об окружающем мире, материал из папки «Умные мысли устами детей»....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...