Конспект занятия "Родственные слова. Зима"
план-конспект занятия по развитию речи

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_s_doshkolnikami.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР

учитель-логопед Филиппова И.И.

 Тема: "Родственные слова. Зима"

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»;

-учить находить родственные слова в связном тексте;

-уточнить и активизировать словарь по теме «Зима».

Коррекционно-развивающие:

-развивать мышление, воображение память

-развивать фонематические процессы;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-любознательность к окружающей природе.

-воспитывать эмоциональный отклик на увиденное, и услышанное.

Оборудование: массажный мяч, воздушные тренажеры «Метель», запись на кассете шума ветра, зашифрованное слово-схема «зима», «лыжи» из пластиковых бутылок, индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед встречает детей на ковре и приветствует их.

– Перед вами на карточке зашифровано слово. Разгадав его, вы узнаете, о чем мы будем говорить на занятии. Назовите первые звуки в словах, а затем сложите их вместе в слово (картинки: зебра, индюк, матрёшка, аист). ЗИМА

– Назовите зимние месяцы.

–Какие явления природы мы наблюдаем зимой? (Снег, ветер, мороз, холод, вьюга, метель)

– Значит зима какая? (Логопед бросает мяч ребенку, он возвращает мяч и называет прилагательное, образованное от существительного сказанного ранее.)

2. Артикуляционная гимнастика

– Предлагаю вам пройти за рабочие места и поиграть с нашим веселым язычком, но сначала отгадайте загадку.

Что за нелепый человек 
Пробрался в двадцать первый век? 
Морковка – нос, в руке – метла. 
Боится солнца и тепла. 
(Снеговик)

– Молодцы! Первое упражнение «Снеговик улыбается», Упр. «Лопатка», упр. «Сосулька», упр. «Горка». (Логопед показывает упражнение, дети выполняют его и контролируют его выполнение в индивидуальных зеркалах.)

3. Дыхательная гимнастика

– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что так звучит? (Звук вьюги)

– Давайте мы тоже устроим в стаканах вьюгу. Глубоко вдохните носом, вытяните губы трубочкой, не надувая щек подуйте в соломинку. (в пластиковых стаканах на дне лежат белые конфетти.)

4. знакомство с понятием «родственные слова»

– Послушайте стихотворение о зиме и определите какие слова, звучат похоже?

Снег, снежинки, снегопад! 
Называть слова я рад... 
Веселой снежною зимой 
Играем мы в снежки с тобой. 
Из снега будет снеговик – 
Ведь к снегопадам он привык. 
А дед Мороз на Новый год 
С собой Снегурочку ведет.

(Во время чтения стихотворения на экране появляются изображения снега, снежинки, снегопада, снежной зимы, игры в снежки, снеговика, снегурочки.)

– Какие слова звучат, похоже?

– Давайте выясним значения этих слов. (Логопед называет слово, а дети дают объяснение значения слова.)

Снежинка – капельки воды, застывшие и имеющие шестиугольную форму.

Снег – скопление снежинок.

Снегопад – явление природы, когда снежинки падают с неба.

Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.

Снежки – комочки из снега.

Снеговик – фигура, сделанная из трех снежных шаров.

Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

– Все эти слова похожи друг на друга общей частью. Какой?

– Те слова, которые имеют похожую общую часть, называют родственными словами. Про них даже сложено стихотворение.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
И живем одной семьей.

5. Упражнение «Раздели на слоги»

– Давайте определим сколько слогов в этих родственных словах. Положите ладони на столы и отстучите каждый слог. (Дети по очереди называют, сколько слогов в названном слове.)

6. Физминутка

– Ребята, какие зимние развлечения вы знаете? Представьте, что мы вышли на улицу покататься на лыжах. Пройдите на ковер, у нас есть необычные лыжи, наденьте их, встаньте в ряд. (Логопед предлагает детям надеть на ноги, вырезанные из пластиковых бутылок, стилизованные лыжи). Пойдемте прямо друг за другом, повернем налево, опять идем прямо, поворачиваем направо и т.д. На улице очень холодно. У вас замёрзли руки, давайте подуем на них и потрем. (Выполнить 3 раза.) Еще у вас замерз лоб, потрем его, потрем щеки, верхнюю губу, нижнюю губу, уши. (Выполняется поглаживание по массажным линиям). «Поехали домой», «приехали», снимаем «лыжи», пройдите за столы.

7. Развитие зрительного восприятия

– На ваших столах листы бумаги, на них отмечены точки.  Соедините точки и догадайтесь, какой получился предмет. (Изображения: лыжи, шапка, шуба, санки, варежки, птица)

– Составьте предложение с данным словом.

8. Закрепление нового материала

– Ребята, разгадайте загадку.

Белый мороз 
К палочке прирос. 
Молочное, шоколадное 
И всегда прохладное. 
(Мороженое.)

– Подберите слова – «родственники» к слову «мороз». (Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко). (Если задание вызывает затруднение, логопед помогает детям вопросами.)

– Как назовем сильный мороз? (Морозище.)

– Как ласково назовем мороз? (Морозец.)

– Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозить.)

– Если мороз сильный, то нос можно ... (отморозить).

– Как зовут сказочного героя? (Морозко.)

9. Игра «Какие слова лишние?»

– Ребята, посмотрите на доску и определите, какие картинки здесь лишние и почему?

*снег     *велосипед *снеговик      * лопата   * Снегурочка *снежинка

 *мороз  *изморозь   *море    *морозный   *мороженное

10. Итог

– Молодцы! Что вам понравилось на занятии?

– А мне понравилось... (Логопед дает оценку действиям детей)

– Ребята, как вы думаете, можно есть снежки или льдинки? Почему?

– Я подарю вам сладкие снежки, от которых горло не болит. (Логопед раздает детям зефир). До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

Художественное слово. Зима.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово возд...

Конспект НОД "Слова-признаки и слова-действия"

Конспект занятия по обучению грамоте "Слова" (обобщение)....

Читаем слова и предложения ("семантическое поле" слова "ЗИМА")

Коррекционно-развивающие упражнения для  освоения навыка понимания прочитанного, в рамках работы с "семантическим полем" слов по теме "Зима.Зимние забавы" для учащихся 1 класс...