Ознакомление с художественной литературой. Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Сумзина Татьяна Сергевна

Цели:

Сформировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, расширить словарный запас детей, развить у детей зрительное и слуховое внимание.

 

Задачи:

Воспитательная - вырабатывать учебные навыки, умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего; воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.

Обучающая - совершенствовать общую моторику; развивать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки; обучать детей умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.

Развивающая - умение вслушиваться в речь взрослого, искать выход из проблемных ситуаций.

 

 

 

 

Материалы и оборудование:

-фигурки персонажей сказки (предварительно изготовленные из картона и цветной бумаги);

-декорации: лес, река (картон, цветная бумага);

- настольная ширма;

-мыльные пузыри.

 

Методы и приемы:

Словесный - вопросы воспитателя, художественное слово.

Наглядный – показ сценки сказки.

Игровой – инсценировка сказочного сюжета.

 

Новый материал:

-Знакомство со сказкой;

-Словарная работа: знакомство с новыми словами  глаголов и прилагательных;

-Индивидуальная работа.

 

Ход занятия:

1.Воспитатель читает детям сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.

После знакомства со сказкой воспитатель проговаривает с детьми о том, что в ней происходит, что они видели на картинках.

Воспитатель задает вопросы о персонажах и содержанию сказки:

-Ребята, с кем мы сегодня с вами познакомились? (Ответы детей)

-Кто пошел в лес дрова рубить?

-Что им помешало идти дальше?

-Что сказал Лапоть Пузырю?

-Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

-Как ты думаешь, почему Пузырь не захотел этого сделать?

-Что предложил Пузырь?

-Согласилась Соломинка?

- Как ты думаешь, почему она согласилась?

-Кто первым пошел по Соломинке?

-Что случилось с Соломинкой?

- Почему она переломилась?

-Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

-Что случилось с Пузырем, когда он хохотал?

-Если бы твои друзья попали в беду, ты бы стал смеяться над ними?

- А что бы ты сделал?

-Как бы ты посоветовал путешественникам перебраться через реку? (Переплыть на Лапте или срубить дерево и сделать мост?)

 

2.Воспитатель предлагает поиграть в игру «Закончи фразу». Детям нужно закончить высказывания. Произнося фразу, воспитатель показывает соответствующие фигурки героев сказки, если дети не могут подобрать подходящего слова, то воспитатель договаривает фразу сам, давая детям образец ответа.

-Пузырь толстый, а Соломинка какая? (Тонкая.)

-Соломинка высокая, а Лапоть какой? (Низкий.)

-Пузырь легкий, а Лапоть...? (Тяжелый).

-Лапоть овальный, а Пузырь...? (Круглый).

-Соломинка смелая, а Пузырь...? (Трусливый, пугливый).

-Лапоть сплели, а Пузырь...? (Надули).

-Соломинка сломалась, а Пузырь...? (Лопнул).

 

3.Развитие внимания. Воспитатель предупреждает  детей о том, что сейчас  снова будет произносить знакомые фразы, но может допустить ошибки. Попросит слушать внимательно и подавать ему сигналы. Если фраза сказана правильно, нужно кивать головой и говорить: «Да», а если неверно, то качать головой из стороны в сторону и произносить: «Нет».

-Соломинка тонкая, а Пузырь толстый. (Да)

-Лапоть легкий, а Пузырь тяжелый. (Нет)

-Соломинка низкая, а Пузырь высокий. (Нет)

-Пузырь трусливый, а Соломинка смелая. (Да)

-Пузырь сплели, а Лапоть надули. (Нет)

-Соломинка сломалась, а Пузырь лопнул. (Да, да, да.)

 

4.Подвижная игра «Мыльные пузыри». Воспитатель предлагает детям поучиться выдувать пузыри. Сначала сам показывает, как нужно дуть: делать один длинный, спокойный выход, не надувая щек. Потом очереди дает каждому ребенку подуть самостоятельно. Воспитатель вместе с детьми наблюдает какой формы (круглые), какого цвета (прозрачные, разноцветные, переливающиеся) и размера (большие, средние, маленькие) бывают мыльные пузыри, у кого сколько получилось с одного выхода (один пузырь, два пузыря, пять пузырей, много пузырей). Затем воспитатель предлагает детям ловить мыльные пузыри: летящие пузыри хлопать ладошками, а  по опустившимся на пол, топать ногой.

Во время игры воспитатель несколько раз проговаривает стишок:            Выдуваем пузыри,
Вот такие - посмотри.
Все они воздушные
И очень непослушные.
Как бы нам их поймать -
На ладошке подержать.

Итог:

Ребята, вот и подошло наше занятие к концу.  Оно получилось  интересным и познавательным. Вы все молодцы и умнички!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_hudozhestvennoy_literaturoy.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с художественной литературой.

Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Средняя группа.

Цели: 

Сформировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, расширить словарный запас детей, развить у детей зрительное и слуховое внимание.

Задачи:

Воспитательная - вырабатывать учебные навыки, умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего; воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.

Обучающая - совершенствовать общую моторику; развивать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки; обучать детей умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.

Развивающая - умение вслушиваться в речь взрослого, искать выход из проблемных ситуаций.

Материалы и оборудование:

-фигурки персонажей сказки (предварительно изготовленные из картона и цветной бумаги);

-декорации: лес, река (картон, цветная бумага);

- настольная ширма;

-мыльные пузыри.

Методы и приемы:

Словесный - вопросы воспитателя, художественное слово.

Наглядный – показ сценки сказки.

Игровой – инсценировка сказочного сюжета.

Новый материал:

-Знакомство со сказкой;

-Словарная работа: знакомство с новыми словами  глаголов и прилагательных;

-Индивидуальная работа.

Ход занятия:

1.Воспитатель читает детям сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.

После знакомства со сказкой воспитатель проговаривает с детьми о том, что в ней происходит, что они видели на картинках.

Воспитатель задает вопросы о персонажах и содержанию сказки:

-Ребята, с кем мы сегодня с вами познакомились? (Ответы детей)

-Кто пошел в лес дрова рубить?

-Что им помешало идти дальше?

-Что сказал Лапоть Пузырю?

-Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

-Как ты думаешь, почему Пузырь не захотел этого сделать?

-Что предложил Пузырь?

-Согласилась Соломинка?

- Как ты думаешь, почему она согласилась?

-Кто первым пошел по Соломинке?

-Что случилось с Соломинкой?

- Почему она переломилась?

-Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

-Что случилось с Пузырем, когда он хохотал?

-Если бы твои друзья попали в беду, ты бы стал смеяться над ними?

- А что бы ты сделал?

-Как бы ты посоветовал путешественникам перебраться через реку? (Переплыть на Лапте или срубить дерево и сделать мост?)

2.Воспитатель предлагает поиграть в игру «Закончи фразу». Детям нужно закончить высказывания. Произнося фразу, воспитатель показывает соответствующие фигурки героев сказки, если дети не могут подобрать подходящего слова, то воспитатель договаривает фразу сам, давая детям образец ответа.

-Пузырь толстый, а Соломинка какая? (Тонкая.)

-Соломинка высокая, а Лапоть какой? (Низкий.)

-Пузырь легкий, а Лапоть...? (Тяжелый).

-Лапоть овальный, а Пузырь...? (Круглый).

-Соломинка смелая, а Пузырь...? (Трусливый, пугливый).

-Лапоть сплели, а Пузырь...? (Надули).

-Соломинка сломалась, а Пузырь...? (Лопнул).

3.Развитие внимания. Воспитатель предупреждает  детей о том, что сейчас  снова будет произносить знакомые фразы, но может допустить ошибки. Попросит слушать внимательно и подавать ему сигналы. Если фраза сказана правильно, нужно кивать головой и говорить: «Да», а если неверно, то качать головой из стороны в сторону и произносить: «Нет».

-Соломинка тонкая, а Пузырь толстый. (Да)

-Лапоть легкий, а Пузырь тяжелый. (Нет)

-Соломинка низкая, а Пузырь высокий. (Нет)

-Пузырь трусливый, а Соломинка смелая. (Да)

-Пузырь сплели, а Лапоть надули. (Нет)

-Соломинка сломалась, а Пузырь лопнул. (Да, да, да.)

4.Подвижная игра «Мыльные пузыри». Воспитатель предлагает детям поучиться выдувать пузыри. Сначала сам показывает, как нужно дуть: делать один длинный, спокойный выход, не надувая щек. Потом очереди дает каждому ребенку подуть самостоятельно. Воспитатель вместе с детьми наблюдает какой формы (круглые), какого цвета (прозрачные, разноцветные, переливающиеся) и размера (большие, средние, маленькие) бывают мыльные пузыри, у кого сколько получилось с одного выхода (один пузырь, два пузыря, пять пузырей, много пузырей). Затем воспитатель предлагает детям ловить мыльные пузыри: летящие пузыри хлопать ладошками, а  по опустившимся на пол, топать ногой.

Во время игры воспитатель несколько раз проговаривает стишок:            Выдуваем пузыри,
Вот такие - посмотри.
Все они воздушные
И очень непослушные.
Как бы нам их поймать -
На ладошке подержать.

Итог: 

Ребята, вот и подошло наше занятие к концу.  Оно получилось  интересным и познавательным. Вы все молодцы и умнички!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....

Конспект "Русская народная сказка "Пузырь, Соломинка и Лапоть""

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: « Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»"...

НОД по теме: "Знакомство со сказкой "Пузырь, соломинка и лапоть"

НОД по образовательной области "Коммуникация"...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Тема: «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Дифференциация звуков [з], [зь]".

Основной вид деятельности: коммуникативнаяДлительность: 20 минутЗадачи:Образовательные:-формировать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки, закреплять  умение дифференцировать...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе. Тема: Пересказ русской народной сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Учим детей пересказывать небольшие сказки, продолжаем знакомить с устным творчеством русского народа, воспитываем интерес и любовь к фольклору...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей...