Занятие по развитию речи ""Зима. Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Расширить словарный запас детей за счёт слов-действий, слов-признаков, закрепить знания о зимних забавах, учить составлять предложения по сюжетной картинке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_zima.zimnie_zabavy.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Искорка»

Московская обл., г. Протвино, ул. Северный проезд, д. 11, тел.8 (4967) 74-65-40

Сайт: www.iskorkads.caduk.ru       E – mail dsiskorka2yandex.ru

Конспект занятия по развитию речи

(в средней группе)

Тема: «Зима. Зимние забавы»

Цель:

Расширить словарный запас детей за счёт слов-действий, слов-признаков, закрепить знания о зимних забавах, учить составлять предложения по сюжетной картинке.

Задачи:

1. Обобщать и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.

2. Развивать речевое высказывание;

3. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

4. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «ЗимаЗимние забавы).

5. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

4. Формировать прилагательное от существительного;

5. Воспитывать умение отвечать на вопросы, не перебивая друг друга.

Оборудование:

Доска.

Мяч - снежок для дидактической игры «Ласковое слово».

Снежинка - для дыхательной гимнастики.

Демонстрационный материал – картинки с изображением зимних развлечений (дети, катающиеся на санках, лыжах, коньках, дети строящие зимние постройки).

Предварительная работа:

Заучивание стихотворений о зиме, экскурсии по территории детского сада, беседы о зимних признаках и зимних развлечениях.

Ход занятия:

Организационный момент. Дети стоят  в кругу на ковре.

Игра «Приветствие».

Собрались все дети в круг    

Я твой друг, и ты мой друг.                                     

Вместе за руки возьмемся                        

И друг другу  улыбнемся.

Скажем: «Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята послушайте загадку

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто мне скажет, кто же знает,

Ну когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Правильно. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о зиме. Ребята, а какие вы знаете признаки зимы?

Дети: Зимой сильные морозы. Часто идёт снег. Зимой большие сугробы снега. Речка замерзает и покрывается льдом. На деревьях иней.

Воспитатель: Да, ребята, правильно. Это всё признаки зимы. Скажите, какая погода может быть зимой? (Воспитатель предлагает  варианты):

Если на улице идёт снег, то погода…– (снежная)

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Холод – (холодная)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а мы с вами знаем, что у зимы три месяца. Давайте их назовём: (декабрь, январь и февраль).

Мы учили много стихов о зиме и зимних месяцах. Давайте их вспомним.

Дети рассказывают стихи.

  1. Ребенок :

Я – декабрь, старший сын,
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днём и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Речки льдами покрываю,
Чтобы дети не скучали
В эти зимние деньки,
Чтобы смело доставали
Санки, лыжи и коньки!

  1. Ребенок :

В шубках ёлочки-подружки,
В шапках старые пеньки.
Не нужны зимой игрушки:
Мы пойдём играть в снежки.

      Скоро станем мы похожи
             На смешных снеговиков.
              А январь, весь белый тоже,
              Улыбнётся широко.

  1. Ребенок:

 В феврале бывает так:
Посмотрел в окно, а там-
Вот снежинка пролетает,
А за ней летит другая,
Третья, Пятая, Шестая,
За окном летят, порхая,
В снежном вьюжном хороводе,
Мимо нас зима проходит.

Воспитатель: Молодцы, вспомнили название зимних месяцев.

 Зима прекрасное время года, а в какие игры мы играем зимой?

Дети: Катаемся на санках, на коньках, на лыжах, играем в снежки и лепим снеговика.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки о зимних забавах, вы внимательно их послушайте и дайте правильный ответ. (Развесить картинки на доску).

Что за снежные мячи
Катят дружно малыши.
Есть морковка, угольки.
Стоят стражники Зимы (Дети лепят снеговика).

А на горке, на горе-
Лёд на радость детворе.
И летят со свистом санки
Лыжи, пёстрые ледянки (Дети катаются с горки).

 Ледяного блюдца блеск
Станет  радостью для всех.
И надев свои коньки
Нарезают все круги (Дети катаются на коньках).

Ровно стелятся две ленты,
Две блестящие змеи.
Это лыжников приметы,
Вдалеке они видны (Дети катаются на лыжах).

 

Раз, слепила я комок,
Кругленький и крепкий.
Два, метнула я снежок
И попала в Светку!
Я бегу как от огня:
Светка целится в меня!
В эти зимние деньки
Весело играть в снежки! (Дети играют в снежки).

Физкультминутка.

Дети, все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).

 «Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки». (Лепят и бросают снежки)

Воспитатель: Ну и вновь у нас игра.

Поиграем, дети?

Дети: – Да!

Игра «Назови ласково».

Воспитатель: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Зима – зимушка, 

Снег – снежок

Снеговик- снеговичок

Лед- ледок

Елка- елочка

Санки- саночки

Подарок- подарочек

Сосулька- сосулечка

Мороз – морозец

Холод – холодок

Горка – горочка

Снежинка …

Воспитатель: Ребята, а как ласково назвать снежинку?

 Снежинка – снежиночка.

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: Сейчас я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинку.  А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем.

Воспитатель: (Показать снежинку). Вот какая красивая снежинка. Давайте рассмотрим ее получше подберем красивые слова для снежинки. Какая снежинка? (Серебристая, маленькая, воздушная, сверкающая, кружевная, белоснежная, холодная, блестящая).

Воспитатель: Отлично! Вижу, что вы любите зиму! Ребята, скажите,  если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление?

Дети: Снегопад.  

Воспитатель: А если сильно дует ветер, снег летит, кружится. Как называется это явление? 

Дети: Метель, вьюга.

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие еще звуки  можно услышать  зимой  на  улице? Как завывает вьюга?

Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой  голоса).

Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?

Дети: ХР-ХР-ХР-ХР!

Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?

Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!

Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?

Дети: С – С - С - С!

Воспитатель: Вот сколько мы вспомнили звуков зимы!

Воспитатель: А вам бывает холодно на улице? Давайте изобразим, что нужно делать для того, чтобы никакой мороз был не страшен.

Мы погреемся немножко

И похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

И потопаем скорее:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!

- А теперь согреем наше личико.

Чтоб согреться – посмотри, (Потереть ладони одна о другую).

Все, как следует, потри:

Щеки, (Потереть ладонями щеки,

Носик, крылья носа,

Уши уши,

Губы… губы сверху вниз).

Пар пошел даже от шубы. (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы и выдохнуть через них струю теплого воздуха).

- А если у нас руки замерзли, как мы согреем их? (Дети выдыхают на руки, произнося звук «х»).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мы точно не замерзнем зимой на прогулке.

Итог занятия:

Воспитатель детям: О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все молодцы, хорошо работали на занятии. Дети отвечали полными предложениями, вспомнили много красивых слов о зиме, выразительно рассказали стихотворения и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Зима. Зимние забавы»

Конспект НОД по развитию речи "Зима. Зимние забавы"Картинный материал на тему: "Зимние забавы"...

НОД для разновозрастной группы по развитию речи "Зима. Зимние забавы"

НОД для разновозрастной группы по развитию речи "Зима. Зимние забавы"...

Конспект занятия по развития речи "Зима. Зимняя одежда."

Конспект занятия по развития речи "Зима. Зимняя  одежда."...

Конспект открытого занятия в логопедической группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы”

Конспект занятия в средней  группе по развитию речи “Зима. Зимние забавы”Цель:-закреплять представления о признаках зимы и играх детей зимой.-учить детей отгадывать стихотворения-зага...

Конспект занятия по развитию речи «Зима и зимние забавы» во 2 младшей группе для детей с ТНР

Конспект НОД «Зима и зимние забавы».2 Младшая группа.Цели: уточнение представления детей о зиме, зимних играх и забавах.Познавательные задачи:- закреплять знания детей о зиме, зимних явлен...

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи "Зима. Зимние забавы"

Закреплять с детьми представления о признаках зимы и играх детей зимой.Развивать силу голоса,речевой слух,вниания,мышления,воображения,фантазию.Активизировать и обогащать словарный запас....