Занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи "Зима. Зимние забавы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Разработанное занятие направлено на создание условий для расширения и активизирования словарь теме «Зима. Зимние забавы».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Жигулова Елена Викторовна
Воспитатель
МДОУ – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования
г. Саяногорск
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Зима. Зимние забавы»
Цель: Создание условий для расширения и активизирования словарь
теме «Зима».
Задачи:
1. Учить детей подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени.
2. Развивать логическое мышление, внимание; умение подбирать имена существительные к глаголу; закреплять правильное употребление предлогов.
3. Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.
Оборудование: сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшая искусственная елочка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра «Какие слова подходят к картинке?».
На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы.
Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картине.
В.: - Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.
2. Объявление темы.
Воспитатель держит в руках белый клубок ниток.
В.: - Ребята! На что похож этот клубок? (Ответы, детей.)
- Да, на снежный комочек. (Воспитатель кладет комочек на тарелку с нарисованными стрелками и заданиями.)
- Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится.
- А все задания будут про зиму.
3. Вводная беседа.
В.: - Сейчас я расскажу, что же такое зима.
Зима
Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.
Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий.
Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спасает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.
С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
В.: - Снежный комочек начинает свой путь.
Покатился снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том живет загадка.
Подберите к ней отгадку!
- Чем покрыта зимой земля? (Ответы детей.)
- У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем.
Они очень похожи по своему звучанию. (Воспитатель выставляет на доску предметные картинки и проводит игру.)
Игра «Подбери слова-родственники».
Снег — снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.
В.: - Снежный комочек катится дальше.
Покатился снежный ком,
Снова отыскал он дом.
В доме том живет загадка.
Поищите-ка отгадку!
- Я много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.
Игра «А что вчера?» Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.
Сегодня снег блестит, а вчера...
Сегодня снег падает, а вчера...
Сегодня снег сверкает, а вчера...
Сегодня снег тает, а вчера...
Сегодня снег хрустит, а вчера
-Сегодня снег идёт, а вчера...
В.: - А комочек снова катится.
Покатился снежный ком И опять увидел дом. В доме том живет загадка. Нужно вам найти отгадку!
Игра «Подбери предмет». Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что? (на тему «Зима»).
Наступает (что?) — ... (Зима.)
Лежит — ... (Снег.)
Валит — ... (Снег.)
Кружатся — ... (Снежинки.)
Свищет — ... (Ветер.)
Катаются — ... (Дети.)
Бушует— ... (Буря.) Л
епят — ... (Снеговика.)
Замерзает — ... (Речка.)
Съежились — ... (Снегири.)
Блестит — ... (Снег.)
Физкультминутка «Снеговик».
Давай, дружок,смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. | Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок. |
Он превратится в толстый ком, | Останавливаются, «рисуют» руками ком. |
И станет ком снеговиком. | «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера. |
Его улыбка так светла! | Показывают руками на лице улыбку. |
Два глаза, шляпа, нос, метла. В. Егорова | Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу. |
В.: - Какая же загадка ждет нас теперь?
Покатился снежный ком И нашел четвертый дом. В доме том живет загадка. Но какая к ней отгадка?
Игра «Где снегирь?». Упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи.
В.: - Вместе с загадкой к нам прилетел снегирь и решил покружиться возле елочки.
Воспитатель перемещает снегиря, а дети рассказывают, где он находится.
Снегирь спрятался под елью.
Подлетает к елочке.
Слетел с елочки.
Прыгает возле (около) ели.
Сидит на ели.
Перелетел с ветки на ветку.
В.: - Ребята! Снежный комочек отправляется в путешествие последний раз.
Покатился снежный ком, перед ним последний дом. В доме том живет загадка. Подберите к ней отгадку!
Игра «Назови несколько». Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа и согласовывать их с именами числительными.
Снежинка — снежинки, две снежинки, пять снежинок.
Снеговик — снеговики, два снеговика, пять снеговиков.
Снегирь — снегири...
Шайба — шайбы...
Клюшка — клюшки...
5. Итог занятия.
В.: - О каком времени года говорили на занятии?
Какие слова-родственники у слова снег? Назовите их.
Подберите слова-действия, к слову, снег.
Задания для закрепления вне занятий:
- Игра «Кому что нужно?». Хоккеисту — клюшка, фигуристу — саночнику — лыжнику — ....
- Игра «Исправь ошибку». Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
- Образование родственных слов. Зима — зимушка, зимний, зимние, зимующие... Снег — снежинка, снежный, снеговик, Снегурочка...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «Зима. Зимние забавы»
Тип проекта – исследовательски- творческий Срок реализации проекта: 25.12.2012 – 15.03.2013(средней продолжительности)Участники проекта:Дети старшей группы с ОНР МБДОУ№92 Взрослые: воспитате...
Комплексное занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: "Составление узора на посуде"
Знакомство с лексической темой "Посуда". Продолжать формировать лексико - грамматические категории по теме "посуда". Составление узора на изготовленной из папье маше чашки и блюдца. Учить самостоятель...

Конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: « Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней»
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: ...
Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР).«Азбука безопасности»Составила: учитель-логопед Алпатикова О.Н.
Конспект занятия по теме "Азбука безопасности" для детей с ТНР. Раздел "Безопасность в социуме"...

Итоговое логопедическое занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности
В данном занятии представлены задания на закрепление и повторение изученного в течение года учебного материала. Всё занятие проходит в виде путешествия в поисках клада. Кладом по итогу являются ...

"В коробке с карандашами" занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР
laquo;Вот она перед вами,Коробка с карандашами.В нее совершенно свободноВмещается что угодно»...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи: «Осень»
Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с помощью мнемотаблицы. Коррекционно-образовательные: 1. Закреплять представления детей об осени и её признаках.2. Способствова...
