Занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи "Зима. Зимние забавы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Разработанное занятие направлено на создание условий для расширения и активизирования словарь теме «Зима. Зимние забавы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zima.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования

г. Саяногорск

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 Тема: «Зима. Зимние забавы»

Цель: Создание условий для расширения и активизирования словарь

теме «Зима».

Задачи:

1. Учить детей подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени.

 2. Развивать логическое мышление, внимание; умение подбирать имена существительные к глаголу; закреплять правильное употребление предлогов.

3. Воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.

Оборудование: сюжетная картина с изображением зимы, предметные картинки с изображением снеговика, снегиря, снежинки, снежного кома, Снегурочки, снегопада, предметные картинки к игре «Назови несколько», небольшая искусственная елочка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Какие слова подходят к картинке?».

На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы.

Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картине.

В.:  - Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.

2.        Объявление темы.

Воспитатель держит в руках белый клубок ниток.

В.:  - Ребята! На что похож этот клубок? (Ответы, детей.)

 - Да, на снежный комочек. (Воспитатель кладет комочек на тарелку с нарисованными стрелками и заданиями.)

 - Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится.

- А все задания будут про зиму.

3.        Вводная беседа.

В.: - Сейчас я расскажу, что же такое зима.

Зима

Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.

Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий.

Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спасает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

В.:  - Снежный комочек начинает свой путь.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том живет загадка.

Подберите к ней отгадку! 

- Чем покрыта зимой земля? (Ответы детей.)

- У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем.

Они очень похожи по своему звучанию. (Воспитатель выставляет на доску предметные картинки и проводит игру.)

Игра «Подбери слова-родственники». 

Снег — снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.

В.:  - Снежный комочек катится дальше.

Покатился снежный ком,

Снова отыскал он дом.

В доме том живет загадка.

Поищите-ка отгадку! 

- Я много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Игра «А что вчера?» Упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени.

Сегодня снег блестит, а вчера...

Сегодня снег падает, а вчера...

Сегодня снег сверкает, а вчера...

Сегодня снег тает, а вчера...

Сегодня снег хрустит, а вчера

-Сегодня снег идёт, а вчера...

В.:  - А комочек снова катится.

Покатился снежный ком И опять увидел дом. В доме том живет загадка. Нужно вам найти отгадку!

Игра «Подбери предмет». Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто? или что? (на тему «Зима»).

Наступает (что?) — ... (Зима.)

Лежит — ... (Снег.)

Валит — ... (Снег.)

Кружатся — ... (Снежинки.)

Свищет — ... (Ветер.)

Катаются — ... (Дети.)

Бушует— ... (Буря.) Л

епят — ... (Снеговика.)

Замерзает — ... (Речка.)

 Съежились — ... (Снегири.)

Блестит — ... (Снег.)

Физкультминутка «Снеговик».

Давай, дружок,смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.

Он превратится в толстый ком,

Останавливаются, «рисуют» руками ком.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.

Его улыбка так светла!

Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

В. Егорова

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.

В.:  - Какая же загадка ждет нас теперь?

Покатился снежный ком И нашел четвертый дом. В доме том живет загадка. Но какая к ней отгадка?

Игра «Где снегирь?». Упражнять детей в правильном использовании предлогов в речи.

В.:  - Вместе с загадкой к нам прилетел снегирь и решил покружиться возле елочки.

Воспитатель перемещает снегиря, а дети рассказывают, где он находится.

Снегирь спрятался под елью.

Подлетает к елочке.

Слетел с елочки.

Прыгает возле (около) ели.

Сидит на ели.

Перелетел с ветки на ветку.

В.:  - Ребята! Снежный комочек отправляется в путешествие последний раз.

Покатился снежный ком, перед ним последний дом. В доме том живет загадка. Подберите к ней отгадку!

Игра «Назови несколько». Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа и согласовывать их с именами числительными.

Снежинка — снежинки, две снежинки, пять снежинок.

 Снеговик — снеговики, два снеговика, пять снеговиков.

Снегирь — снегири...

Шайба — шайбы...

Клюшка — клюшки...

5. Итог занятия.

В.:  - О каком времени года говорили на занятии?

Какие слова-родственники у слова снег? Назовите их.

Подберите слова-действия, к слову, снег.

Задания для закрепления вне занятий:

  • Игра «Кому что нужно?». Хоккеисту — клюшка, фигуристу —    саночнику —    лыжнику — ....
  • Игра «Исправь ошибку». Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
  • Образование родственных слов. Зима — зимушка, зимний, зимние, зимующие... Снег — снежинка, снежный, снеговик, Снегурочка...

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР «Зима. Зимние забавы»

Тип проекта – исследовательски- творческий Срок реализации проекта: 25.12.2012 – 15.03.2013(средней продолжительности)Участники проекта:Дети старшей группы с ОНР МБДОУ№92 Взрослые: воспитате...

Комплексное занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: "Составление узора на посуде"

Знакомство с лексической темой "Посуда". Продолжать формировать лексико - грамматические категории по теме "посуда". Составление узора на изготовленной из папье маше чашки и блюдца. Учить самостоятель...

Конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: « Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней»

              Конспект непрерывной образовательной  деятельности детей старшей  группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: ...

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР).«Азбука безопасности»Составила: учитель-логопед Алпатикова О.Н.

Конспект занятия по теме "Азбука безопасности" для детей с ТНР.  Раздел "Безопасность в социуме"...

Итоговое логопедическое занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности

В данном занятии представлены задания на закрепление и повторение изученного  в течение года учебного материала. Всё занятие проходит в виде путешествия в поисках клада. Кладом по итогу являются ...

"В коробке с карандашами" занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

laquo;Вот она перед вами,Коробка с карандашами.В нее совершенно свободноВмещается что угодно»...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи: «Осень»

Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с помощью мнемотаблицы. Коррекционно-образовательные:  1. Закреплять представления детей об осени и её признаках.2. Способствова...