"В коробке с карандашами" занятие для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Нефедова Анна Ивановна

 «Вот она перед вами,
Коробка с карандашами.
В нее совершенно свободно
Вмещается что угодно»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "В коробке с карандашами..."26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие 

«В коробке с карандашами…»

Цель: демонстрация детям логопедических игр и упражнений с карандашами.

Задачи: 

Коррекционно – образовательные:

- учить правильно употреблять в речи существительные, образовывать слова при помощи суффиксов: -ок-, -ек-, -ик-, -ищи-, -еще-.;

-расширять словарный запас;

-продолжать учить находить определенный звук в словах;

- совершенствовать грамматическое оформление фразы.

 Коррекционно – развивающие:

-развивать познавательные способности детей;

- способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата, общей и тонкой моторики;

- формировать целенаправленную воздушную струю;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, координацию речи с движением.

Коррекционно – воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества на занятии, активности, инициативности, самостоятельности;

- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.

Способы реализации: показ, проблемная ситуация, игровой метод, поощрение, моделирование, беседа, практические действия с предметами, интонирование звука, демонстрация презентации, хоровое и индивидуальное проговаривание.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-учить правильно употреблять в речи прилагательные, образовывать слова при помощи суффиксов;

-продолжать учить находить определённый звук в словах;

- совершенствовать грамматическое оформление фразы;

- расширять словарный запас;

Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательные способности детей;

- способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата, общей и тонкой моторики;

- формировать целенаправленную воздушную струю;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества на занятии, активности, инициативности, самостоятельности;

- воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.

 

Материалы: набор цветных карандашей на каждого ребенка (желтые карандаши короткие и длинные), зеркала по количеству детей, игрушки: по количеству детей. 

Организационный момент:

Дети входят в зал.

 

Логопед обращается к детям: «Здравствуйте ребята! Вы любите отгадывать загадки?  Предлагаю вам отгадать мою! Слушайте внимательно:

 «Живут в коробке мальчики, одетые в кафтанчики:

Жёлтый, красный, голубой – дружат с небом и водой,

И с весёлым солнцем, за моим оконцем.

Красят, красят мой альбом и короче с каждым днём…

Кто же эти мальчики, одетые в кафтанчики?»

Ответы детей.

Логопед- Как думает, Катя?

               Может быть кто-то думает по-другому?

               Давайте посмотрим на экран и проверим! (слайд)

               -Верно, это карандаши.

Посмотрите! Вот коробка с карандашами. Давайте подойдем поближе и посмотрим какого цвета карандаши в коробке (слайд)

Упражнение на согласование количественных числительных с существительным.

Первый карандаш - к-рас-ный.
 
Второй карандаш - о-ран-же-вый.
 
Третий карандаш - жел-тый.
 
Четвертый карандаш - зе-ле-ный.
 
Пятый карандаш - го-лубой.
 
Шестой карандаш - си - ний.
 
Седьмой карандаш - фио-лето-вый.

Сколько всего карандашей?

Верно в нашей коробке 7 карандашей.

Ребята, для чего нам нужны карандаши?

Ответы детей.

Логопед. Совершенно верно, карандаши нужны для рисования.

Молодцы! Послушайте, карандаши нам что-то хотят сказать. (слайд): 

Аудиозапись: «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите рисовать. А вы знаете, что карандашами можно не только рисовать, но и весело играть. Вы хотите?»

 Логопед: Я, кажется, догадалась, каждый карандаш приготовил нам интересную игру. Давайте посмотрим, какого цвета карандаш приготовил для нас первое задание?

Ответы детей

Правильно. Красный карандаш. Молодцы! Проходите за столы.  (слайд)

Аудиозапись:

 «Я долго- долго рисовал и у меня затупился грифель, помогите мне пожалуйста»

Логопед раздает зеркала.

         Логопед-  Наш язычок может быть похож на носик карандаша, и мы можем показать, какой он длинный и острый, как иголочка.

Давайте с помощью язычка рисовать.

         

        Нарисуем солнце. Солнце круглое. Рот держим широко, а острый язычок бежит по кругу.

          Раскрасим небо – гладим языком верхние зубы. Молодцы!

          Нарисуем дождь. Дождь капает сверху вниз.

         Мы много рисовали и язычок, как карандаш стал тупым и коротким. Вот таким!

Давайте его поточим. Сделаем наш карандаш опять острым, как иголочка и можно опять нарисовать солнце….

 

Повтор.

          Смотрите, какой красивый рисунок получился (слайд)

         

Ребята, давайте посмотрим, что изменилось (слайд) (добавляются змея, жук). Что изменилось?

          Л: -Кто появился на рисунке? ( На рисунке появилась змея).

                Как шипит змея? (ШШШ,,,,,,)

                Кто прилетел в гости? (Прилетел жук).

                Как он жужжит? (ЖЖЖ.....)

Молодцы! С заданием красного карандаша мы справились.  (слайд)

Следующее задание приготовил

 Оранжевый карандаш.

 Аудиозапись:

«Внимание! Внимание! Объявляю соревнование: «Забег карандашей!»

 

Логопед – Возьму оранжевый карандаш, а коробку положу на стул.

Для того, чтобы ваш карандаш укатился дальше, вдохнуть нужно носом – выдох сделать через рот. Щеки не раздуваем.

Тогда ваш карандаш укатится очень далеко.

Вы готовы?

 (логопед дает инд – ые рекомендации. Например, Сережа встань на против Кати.

Маша, постарайся щеки не раздувать.

Костя, не забывай про вдох носом.

Молодцы! В нашем забеге карандашей победила дружба!

С заданием мы справились!

Следующее задание приготовил…

Желтый карандаш.

Аудиозапись:

«Найди меня в своей коробке.

Сравните меня по длине с моими друзьями – желтыми карандашами»

Логопед: Давайте приложим карандаши (показ)

 

Посмотрите, карандаши одинаковые? Сравните длину (ответы детей)

Правильно, желтые карандаши разной длины – длинные и короткие.

Аудиозапись: «Я очень люблю играть с игрушками и превращать их в большие и маленькие»

Логопед: - А я тоже знаю такую игру! У меня есть волшебный мешочек. (логопед достает игрушку). Желтый длинный карандаш превратит медведя в медведище, а короткий превратит медведя в медвежонка.

А сейчас, ребята, вы будете превращать игрушки в большие и маленькие, при помощи желтого карандаша. (дети достают игрушку из волшебный мешочка)

(индивидуальные вопросы и помощь по необходимости: Маша, кто у тебя?...)

Молодцы! А сейчас поменяйтесь карандашами!

 (слайд)

 Зеленый карандаш. 

Зеленый карандаш предлагает поиграть в игру «Звонко - глухо». Когда карандаш будет лежать вот так- в вертикальном положении, будем произносить громкий звук - [ж], а когда вот так - в горизонтальном положении – тихий звук [ш].

Маша, какой звук я показываю тихий или громкий? Миша?

 (слайд)

 Давайте прочитаем, что нам зашифровал зеленый карандаш.(все вместе)

Петя, …прочитай.

Молодцы!

 А сейчас из своих карандашей вы придумаете свою звуковую дорожку вдвоем. Саша, что у вас получилось? Петя, прочитай звуковую дорожку, со своей стороны.

(Индивидуальные ответы)

 (слайд)

Голубой карандаш  

Чтобы выполнить задание голубого карандаша надо встать около стола и сказать волшебные слова:

Вправо, влево повернись

В карандаши превратись!

Выходите карандаши в круг!

          Четыре весёлых карандаша                     /ходьба по кругу/

          Ходили по кругу совсем не спеша.

          На месте крутились, крутились, крутились –                     /кружение на месте/

          Весёлые точки у них получились.

          Вперед наклонялись, назад выпрямлялись –                     /наклоны вперёд-назад/

          Прямые линии образовались.

          Направо-налево носами качали,                  /наклоны вправо-влево/

          В коробку легли, ведь ужасно устали.                     /присесть/

Молодцы!  Повторяйте волшебные слова:

Вправо, влево повернись

И в ребяток превратись!

Следующее задание нам приготовил (слайд)

Синий карандаш – гимнаст, любит делать различные гимнастические упражнения.

Возьмем в руки синий карандаш, зажмем между ладонями и потрем около правого уха, около левого. Послушайте, как он «шуршит».

«Шуршалочка»

Карандашиком шуршу Ладошки разогреть хочу.

 «Пошуршим» у правого уха, у левого.

   

Молодцы!!!Положите карандаш на стол.

Карандаш – гимнаст превращается в часы.  Двумя пальцами будем крутить. Вот так! Давайте вместе покрутим карандаш  правой рукой, а потом левой.

Карандашик покружись

И в часы превратись.

 

 

 Карандаш – гимнаст играет на пианино.

Поочередно, каждый палец, начиная с большого, нажимает на пианино, сначала правой рукой, потом левой. А теперь двумя.

 

 

  Умнички! С заданием карандаша – гимнаста мы справились!

У нас осталось последнее задание. Приготовил для нас карандаш какого цвета? (показ слайда)

Фиолетовый карандаш -

Аудиозапись:

 «Жила-была обычная точка, то круг нарисует, то квадрат, то линию...  И стало точке скучно… Думала она, думала и вдруг догадалась, что может прятаться в разных предметах. Перед вами три точки.

1.        Из первой точки придумайте и нарисуйте предмет со звуком [Ж].

 2. Из второй точки нарисуйте предмет со звуком [З].

 3. Из третьей точки нарисуйте предмет со звуком [Ш].

Логопед – Что можно нарисовать со звуком Ш?

                -Какой предмет можно нарисовать со звуком Ж?

                -А со звуком З?

               

                 - Кто готов может выполнять задание.

Рефлексия.

Ребята, вы поиграли со всеми карандашами в коробке!!! Молодцы!

Вам понравилось?  Что особенно понравилось? Что было сложно?

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(1год обучения)

Перспективный план развития речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р, 1 год обучения направлен на развитие лексико - грамматических навыков и связной ре...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Интегрированное занятие-игра для детей старшей группы компенсирующей направленности (дети с ТНР) «Школа выживания. Огонёк хочет в лес»

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в лесу....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Мониторинг речевого развития детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

 В данном материале представлен образец речевого профиля Кати П., заполненный в таблице Exel. Раскрыты разделы обследованиея и оценка результатов....

Развлечение «Праздник цветов» для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Наиболее интересным сенсорным материалом для детей дошкольного возраста являются растения. Одним из важнейших эффектов при работе с растениями – изменение психологического состояния ребенка. Рас...

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...