Конспект НОД по речевому развитию "Стихи об осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Антонова Оксана Леонидовна

Конспект НОД по речевому развитию для воспитанников подготовительной группы  "Стихи об осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_stihi_ob_oseni.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области  «Речевое развитие» на тему:

«Стихи об осени»  в подготовительной группе

Антонова Оксана Леонидовна,

Воспитатель.

пгт. Алексеевское

2019 г

Цель: Познакомить детей со стихами об осени.

Программные задачи:

Образовательные: расширить представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени и отображенных в стихах русских поэтов. Обучать детей подбирать прилагательные по смыслу.

Развивающие: Развивать слуховое восприятие, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать мышление, внимание, память детей.  

Воспитательные: Воспитывать интерес детей к родной речи, умение слушать воспитателя.  

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа: беседа об осени  и осенних признаках, наблюдения за природой во время прогулок; чтение художественных произведений об осени, рассматривание картин И. Левитана, рассматривание и рисование осенних листьев.

Демонстрационный материал: Репродукции картин Левитана об осени, корзинка с осенними листьями, аудиозапись произведения А.Вивальди «Времена года - осень»

Форма проведения: совместная продуктивная деятельность.

Содержание организованной деятельности детей.

  1. Организационный момент.

  - Ребята, к нам сегодня в группу  принесли вот эту красивую корзину, давайте вместе посмотрим, что в ней лежит

(Воспитатель показывает корзину детям: там находятся осенние листья, веточки рябины)

 -Ребята, как вы думаете, кто мог принести нам такой подарок? (ответы детей) Наверное, это сама осень заходила к нам в детский сад.

2. Беседа об осени

 -Ребята, вы знаете  приметы осени? Давайте их вспомним. Нужно построить предложения, которые будут начинаться со слова осенью:

Осенью становится холоднее.

Осенью листья на деревьях желтеют и опадают.

Осенью перелетные птицы улетают на юг.

Осенью часто идет дождь.

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.

Осенью люди надевают теплую одежду.

Осенью насекомые прячутся.

Осенью лесные звери готовятся к зиме.

Осенью люди убирают урожай.

-Какие вы молодцы, знаете все осенние приметы!

-Назовите мне осенние месяцы (ответы детей)

-Какая осень наступает сначала, в сентябре? (ранняя осень) Правильно, ранняя осень теплая, разноцветная, золотая.

-А какая осень приходит на смену ранней осени? (поздняя: холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, морозная)

  1. Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад»

- Несмотря на то, что уходит от нас тепло, осень – это самое красивое время года. Каждый человек по-своему представляет и чувствует осень. Многие поэты, писатели, художники и композиторы посвящали свои произведения этому замечательному времени года.

Чтобы  создать полную атмосферу осени, я хочу включить музыку  известного композитора Антонио Вивальди «Времена года. Осень»

Сегодня  предлагаю послушать стихи наших замечательных поэтов, которые описали красоту и неповторимость осени в своих произведениях.

Стихотворение Ивана Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

-Какие  чувства вызывает у вас это стихотворение? (ответы детей: радость, красота, восторг)

Все ли слова в этом стихотворении вам понятны? Что значит лиловый? багряный? Лазурь? (если дети затрудняются объяснить значение слов, то воспитатель сам объясняет, называет синонимы)

-У нас на доске вывешены картины художников на тему осени, посмотрите на них внимательно.

Как вы считаете, какая картина подходит для иллюстрации этого стихотворения? Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Ребята, я приглашаю вас на прогулку в осенний лес

4.  Физкультминутка  «Осенний лес»

Мы пришли в осенний лес!

Сколько тут вокруг чудес!

Справа – березка в наряде стоит.

Слева – елка на нас глядит.

Вот зайчишка поскакал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет.

Быстро спрячемся сейчас,

Не найдет теперь он нас.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

Кругом – тишина и покой,

Ну а нам пора домой.

5. Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Осень»

- Ребята, я хочу познакомить вас с еще одним стихотворением замечательного русского поэта  Михаила Юрьевича Лермонтова. Давайте послушаем, какую осень он хотел показать своим читателям.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

-Какую осень описывает поэт? (позднюю). Какое настроение возникает после прочтения этого стихотворения? (Грусть, тоска, уныние) А почему именно грустные чувства? (ответы детей)

- Встретились ли в этом стихотворении незнакомые и непонятные слова? (совместно  с детьми  выясняют значение слов «бор», «пахарь», «полуденных»)

-Давайте к этому стихотворению подберем иллюстрацию (дети выбирают подходящую картину и объясняют, почему они выбрали именно ее).

-Но даже грустные нотки в этом стихотворении  подтверждают, что осень по-своему прекрасна.

Мы с вами познакомились с двумя стихотворениями, какое вам больше понравилось? (ответы детей)

6. Дидактическая игра « Подбери словечко »

-Ребята, давайте поиграем в игру «Подбери словечко». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, не зевайте!

- Осень бывает какая? (золотая, красивая, солнечная, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая);

- Деревья осенью какие? (разноцветные, пестрые, яркие);

- Осенью погода бывает какой? (ненастной, хмурой, ветреной, дождливой);

- Осенью настроение какое? (грустное, печальное, тоскливое)

7. Рефлексия.

- Ребята, что вам запомнилось на нашем занятии? Что вы узнали нового? Стихи каких поэтов мы читали?

-Я предлагаю вам нарисовать рисунки про осень и организовать свою выставку для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема "Осенние подарки".

Цель: обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и фруктах; учить узнавать их по описанию, вкусу, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. Продолжать учить различать л...

Конспект ООД Речевое развитие Тема «Осенние дары»

Интеграция занятия: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, позновательное развитие.Программное содержание:  развивать (слуховое, зрительное) восприятие, ре...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Перелетные птицы" (осень)

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе  систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....

Конспект ООД по речевому развитию «Дары осени»

Конспект  ООД по  речевому развитию в   старшей группе                                   ...

конспект занятия по речевому развитию " Золотая осень" ( средняя группа)

Цель занятия: учить детей рассматривать картинку с изображением осени; показать детям многообразие красок золотой осени; познакомить с поэтическим творчеством. Прививать любовь к окружающей природе. Р...

Конспект занятия по речевому развитию «Деревья осенью».

Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме "Деревья осенью"Задачи: закрепить навыки словообразования и  словоизменения: согласование существительных с прилагательными4 существитель...

Конспект НОД по речевому развитию "Ходит осень по дорожкам " для младшей группы

Целью занятия является создание условий для формирования связной, грамматически правильной речи...