ООД "Петровские корабли"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кухарева Светлана Дмитриевна

Познакомить детей с историческим прошлым города  Воронежа: созданием  русского флота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_petrovskie_korabli.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида №151»

Организованная образовательная деятельность для детей  подготовительной группы

по познавательному развитию

(интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

на тему:

«Петровские корабли»

Подготовила:

воспитатель I КК

Кухарева Светлана Дмитриевна

г. Воронеж - 2021

 Цель: познакомить детей с историческим прошлым города  Воронежа: созданием  русского флота.

Задачи:

Образовательные:

- поддерживать интерес детей к истории своей Родины;

- раскрыть значение Воронежского края в создании русского флота;

- продолжать знакомить детей с исторической личностью- Петром I.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных процессов и творческого

воображения;

- пополнять словарный запас, развивать речь дошкольников;

Воспитательные:

- формировать у дошкольников устойчивый интерес к истории и культуре Воронежского края.

Использование здоровьесберегающих технологий: пальчиковая и дыхательная гимнастика, кинезиология.

Словарная работа : знакомство с новыми словами «ботик», «палуба», «верфь», «экспонат», «архитектура», «судостроитель».

Предварительная работа: чтение произведений детской  художественной литературы: А.Митяев «Рассказы о русском флоте», В.Тюрин «Кто главный на корабле», энциклопедия для малышей «Корабли»;  виртуальная экскурсия в Воронежский историко-туристический центр «Петровские корабли»; рассматривание макета корабля; разучивание пальчиковой гимнастики и подвижных игр.

Материалы и оборудование: экспонаты Воронежского историко-туристического центра «Петровские корабли», иллюстрации с изображением музеев города Воронежа, мольберты, карточки с изображением грузовых, пассажирских и военных кораблей, мнемотаблица правил поведения в музее; иллюстрация строительства кораблей;

 2 полотна ткани, фотография памятника Петру I, заготовки для изготовления корабликов, ёмкость для воды.

Используемая литература: О. Кретова «Воронеж и воронежцы», В. П. Загоровский «О древнем Воронеже и слове Воронеж», А. Романова «Пётр Первый», Г. Асташина «Развивающие игры для детей 3-7 лет».

Ход организованной образовательной деятельности:

Ритуал приветствия

Воспитатель вместе с детьми:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, Родина моя,

Здравствуй, матушка - земля.

Проблемная ситуация:

Воспитатель задает вопрос детям: «Ребята, что такое Родина?» (Предполагаемые ответы детей: Родина это край, где мы родились и живем, это наш город, это наш дом и семья).

Воспитатель: правильно. Родина- это  все то, что нас окружает - улица, дом, в котором вы живете, парки и скверы, достопримечательности и памятники архитектуры.

Воспитатель: скажите, как называется город, в котором мы живем? (Предполагаемый ответ детей: город, в котором мы живем, называется Воронеж).

Воспитатель: сегодня мне хочется рассказать о великом человеке, который вошел в историю не только нашего города Воронежа, но и всей России - это царь Петр I. (Показывает портрет Петра I).

        Когда-то очень давно, в царской семье родился мальчик, которого назвали Петрушей. С самого детства его окружали различные игрушки, но самыми любимыми были старые модели кораблей. Когда он их рассматривал, ему казалось, что он стоит на палубе и смотрит в подзорную трубу в бурную даль океана. Через много лет корабли стали первой и самой сильной любовью Петра I. А старой модели парусника – ботик он дал гордое имя «дедушка русского флота».

Давайте вспомним, какие бывают корабли по своему назначению? (Предполагаемый ответ детей: грузовые, пассажирские, военные). А чем они отличаются? (Предполагаемый ответ детей: грузовые корабли – перевозят грузы, пассажирские – людей, военные – охраняют границы).

Дидактическая игра «Отправь судно в свой порт»

Дети делят картинки судов на грузовые, пассажирские и военные, закрепляя картинки на мольбертах с изображением портов.          

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Какие же корабли строил Петр I в Воронеже? (Предполагаемый ответ детей: военные корабли).

Воспитатель читает стихотворение:

Петр I  здесь построил

Для России корабли,

Чтобы на морских просторах

Защитить страну смогли.

Воспитатель: сегодня мы отправимся c вами на экскурсию, но чтобы узнать куда, надо отгадать загадку:

В нём предметы старины

До сих пор сохранены.

Любознательный народ

Посмотреть на них идёт. (Музей)

Воспитатель: молодцы, правильно отгадали загадку. Скажите, а какие музеи есть в нашем любимом городе? (Дети перечисляют названия музеев с опорой на иллюстрации: Краеведческий музей, художественный музей имени И.Н Крамского, литературный музей имени И.С.Никитина, «Музей – диорама»)

Воспитатель: чтобы познакомимся с историей создания Петром I русского флота на Воронежской земле, сегодня мы совершим экскурсию, которая будет проходить в музее «Петровские Корабли».

         Давайте вспомним, как надо вести себя в музее? (Дети с опорой на мнемотаблицу перечисляют правила поведения в музее).

Воспитатель: В музеях выставляют различные предметы на всеобщее обозрение. Их называют – экспонатами. Какие экспонаты вы видите в этом музее? (Дети рассматривают и называют экспонаты «Адмиралтейского зала» музея).

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что Петр I выбрал город Воронеж для строительства первых кораблей. А почему именно наш город стал колыбелью русского флота? (Предполагаемый ответ детей: есть река, много лесов).

Воспитатель: Да, ребята. Петр I выбрал для строительства военного флота город Воронеж, потому что он стоял на берегу реки Воронеж. Неподалеку росли многовековые дубы и сосны, которые служили материалом для строительства судов. Здесь находились залежи железной руды, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота. Стук топоров стоял с утра до вечера. Петр I сам руководил строительством. (Показ иллюстрации).

Александр Сергеевич Пушкин так говорил о нём:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник --
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Воспитатель: для строительства кораблей Петром I была заложена судостроительная верфь.

Воспитатель: Ребята, а что такое верфь? (Предполагаемый ответ детей: верфь – место для строительства и ремонта кораблей).

Воспитатель: Сегодня мы говорим о кораблях петровской эпохи. Давайте подойдем поближе к макету корабля и рассмотрим, из каких частей он состоит.

Дидактическая игра «Устройство кораблей»

Воспитатель: Назовите основные части корабля? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит корпус корабля? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему нос корабля острой формы? (Ответы детей)

Воспитатель: Что такое корма? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего нужна палуба? (Ответы детей)

Воспитатель: Что такое мачта? (Ответы детей)

Воспитатель: Для чего нужен штурвал? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто управляет кораблем? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы хотели бы побывать в роли капитанов.

Дети проходят в комнату музея «Детская палуба».

Подвижная игра «Капитаны»

На полу расстилаются два куска полотна среднего размера – это «корабли» для двух команд. Дети должны размещаться на «кораблях» свободно.

Под слова воспитателя дети ходят вокруг кораблей:

Плывет, плывет кораблик

В далекие края,

Кто капитан кораблика?

Дети:

Конечно, это я! (под эти слова они становятся на корабль.)

Ткань сворачивается в два раза. Теперь на этом корабле должна поместиться вся команда. 
Игра повторяется несколько раз, каждый раз корабли уменьшаются в размерах. Выигрывает та команда, которая уместилась на самом маленьком кораблике. 

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель предлагает детям сделать кораблики своими руками и отравить их в далекое путешествие по волнам.

Пальчиковая гимнастика «Строительство корабля»

Ребята выполняют движения согласно стихотворению, по показу одного из детей:

А сейчас все дружно встанем

И строительство начнём.

Пилами мы рубим,

Топором стругаем,

Гвозди прибиваем,

Мачту поднимаем.

На корабль мы поднялись,

И довольны все остались.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам побывать в роли судостроителей и сделать кораблики своими руками.

Продуктивная деятельность «Кораблик»

Дети изготавливают кораблик из бросового материала.

Динамическая пауза «Отплывают корабли»

Ребята выполняют по показу одного из детей:

От Воронежской земли

Отплывают корабли,

Поднимают якоря,

Расправляют паруса.

И плывут, плывут по речке,

Набирая полный ход,

Рассекая носом волны,

Всё вперед, вперед, вперед!

Дыхательное упражнение «Плывет кораблик»

Дети под слова воспитателя пускают корабли по воде.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель:

По синему морю кораблик плывет,

Дует легкий ветерок. (Дети плавно дуют на кораблик)

Звучит тревожная музыка приближающегося шторма.

Воспитатель:

Ветер вдруг сильней завыл

И кораблик наш поплыл.

Мчись, кораблик, по волнам

К самым дальним берегам! (Дети усиливают воздушный поток)

Воспитатель предлагает детям поиграть в русскую народную игру Корабль плывет» (с элементами кинезиологии).
Воспитатель: Ребята, игра эта несложная, но в ней все должны быть очень внимательны. Зазеваешься — и сам собьёшься, и других можешь сбить.
Воспитатель громко говорит: 
— Корабль плывёт! 
Все спрашивают его: 
- С чем корабль? 
Воспитатель отвечает: 
— С одной повертушкой! — и вертит правой рукой —показывает, что такое повертушка. 
Участники игры должны повторить движение и непременно правой рукой. Вдруг воспитатель говорит: 
— Корабль плывёт! 
Все спрашивают его: 
— С чем? — но не перестают делать повертушку. 
Воспитатель отвечает: 
— С другой повертушкой,—и показывает в этот раз уже левой рукой другую повертушку. 
Все должны делать так же.

Затем воспитатель неожиданно говорит: 
— Корабль плывёт! 
Все спрашивают его (а сами всё показывают левой рукой другую повертушку): 
— С чем? 
— С двумя повертушками! — отвечает воспитатель и вертит в этот раз обеими руками. 
Все делают, как он: показывают две повертушки. Воспитатель подождёт-подождёт и снова: 
— Корабль плывёт! 
— С чем? 
— С двумя повертушками и с одной потопушкой! — отвечает воспитатель и вертит руками — показывает повертушки, а ногой притопывает — показывает потопушку. 
И все делают, как он. 
Воспитатель подождёт и опять: 
— Корабль плывёт! 
—С чем? 
—С одной повертушкой и с двумя потопушками! 
И все повторяют движения воспитателя. А он подождёт- подождёт и скажет: 
—Корабль плывёт! 
—С чем? 
— С двумя повертушками, с двумя потопушками и с одной похлопушкой!

Воспитатель хвалит детей.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, какой музей мы посетили? Что нового узнали? Как история города Воронежа связана с Петром I? Что вам больше всего понравилось?

Ритуал прощания

 Воспитатель:

 Мы в музее побывали,

 Поучились, поиграли.

 «До свидания!» дружно скажем

 И рукою всем помашем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие на корабле"

Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки в играх и эстафетах....

Развлечение "Путешествие на корабле"

Развлечение направлено на развитие мышления. Формирование знаний у детей о комнатных растениях и домашних животных....

Конспект занятия " Корабли, корабли, сколько разных посмотри"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по истории возникновения водного транспорта....

Путешествие на корабле

Формирование знаний детей о растениях, животных в соотношении к живым существам, через наглядно-образного и наглядно-схематического мышления и конструктивных умений....

"Путешествие на корабле"

Конспект по математическому развитию для старшей группы...

«Корабли. Почему корабли плавают?».Закон Архимеда."

История Кораблей.Закон Архимеда.«Плавание тел»...

Презентация " Корабли, корабли, сколько разных посмотри!"

В презентации собраны схемы рисования кораблей....