Пальчиковый театр как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (средняя группа)

Кузьмина Елена Андреевна

К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_teatr.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковый театр как средство развития речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Пальчиковый театр позволяет тренировать движения пальцев и всей кисти руки, стимулируя развитие ребёнка. Игры с пальчиковыми кукольными персонажами развивают любознательность, воображение, коммуникабельность, способствуют усидчивости и координации движений, формируют пространственную ориентировку, обогащают словарный запас.

В дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мелкой моторики. Учёными доказано, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и развитием речи. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой цент также активизируется.

Одним из средств активизации речи можно назвать пальчиковый театр. Пальчиковый театр представляет собой фигурки-герои, которые надеваются на отдельный пальчик. Фигурками могут быть животные, неодушевлённые предметы, куклы, игрушки из сказок и детских стихов. Дети, одев такого персонажа на пальчик, могут поиграть. Пальчиковые герои помогают развивать монологическую и диалогическую речь у ребёнка, помогают обогащать словарный запас, дают возможность раскрыть актерские способности. Пальчиковый театр способствует: развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл пальчикового театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

В нашей группе мы проводим театрализовано-игровую деятельность два раза в неделю. Для этого отбираем доступные по содержанию, но не большие по объёму тексты. Основу составляют любимые русские народные сказки, потешки, стишки.

В процессе игры дети могут свободно надевать куклы на палец, поворачивать их вправо и влево, покачивать куклами из стороны в сторону. При этом игра невозможна без озвучивания сказочной истории.

В качестве материала для пальчиковых игрушек можно использовать нитки, бумагу, ткани и многое другое.

Подготовка к проведению занятия с использованием пальчикового театра заключается в предварительной работе, в которой участвуют воспитатели и родители: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.

Таким образом, пальчиковый театр – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Статья раскрывает значение театрализованных игр  в жизни ребёнка дошкольного возраста  для развития речи....

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.Мозг ребенка осваи...

Реферат "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста".

Таланты детей находятся на кончиках их пальцев                                           ...

Статья" Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Перемены, происходящие на сегодняшний день в системе образования, касаются и дошкольного образования в том числе. Педагоги озадачены не только построением и модулированием образовательного процесса, а...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье рассматриваются способы развития речи у детей дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики рук, а именно посредством пальчиковых игр. Показано влияние движений пальцев рук на умст...

Пальчиковый театр, как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность, в частности пальчиковый театр, имеет особое место в речевом развитии. Необходимость развития активных движений пальцев рук давно уже получила научное обоснование. Еще со...