Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на Север»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Игоревна Пластова

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие на Север"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_severnyh_zhivotnyh_konspekt.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

в подготовительной группе
«Путешествие на Север»

Цель: Развитие речи посредством обогащения природоведческого словаря.

развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей,
Задачи: 
• Уточнять с детьми названия животных севера;
• Закреплять знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки; 
• Учить детей знать членов семьи животного.
• Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
• Учить образовывать сложные прилагательные, существительные с суффиксами -ищ-, притяжательные, прилагательные.
• Воспитывать любознательность;
• Воспитывать стремление изучать животных севера; 
• Воспитывать бережное отношение к животным.
• Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата;
• Развивать функцию равновесия и координационные способности;
Материал: 

• ИКТ презентация животные севера
• коробка

• конверт с приглашением

• конверты с заданиями (з шт.)
• глобус
• музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», «Вьюга, метель, ветер» 
• иллюстрации с изображениями животных севера
• художественное слово (стихи С.А. Васильева)
• сюрпризный момент

Ход :

(Дети заходят, здороваются. На полу лежит красивая коробка.) 

Дети: обращают внимание на необычную коробку 
Педагог: Ребята, посмотрите, что это за коробка? Вам наверное интересно, что там внутри?

Дети: ответы детей

Педагог:  Давайте посмотрим, что там. ПИСЬМО . (Достаю письмо)
А теперь давайте прочитаем письмо, что же в нем написано.

«Дорогие ребята подготовительной группы № 3!


Мы знаем, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому мы  решили пригласить Вас на экскурсию по северному полюсу. Увидите, как мы живем. Одевайтесь потеплее. Во время экскурсии Вас ждут интересные задания, за каждое выполненное задание вы получите букву и в конце разгадаете загаданное слово. Желаем  удачи.

Ждем вас. Животные севера

 Педагог:  Ребята, кто скажет, что такое Север?

Дети: ответы (Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели)
 
Педагог: Вы согласны посетить северный полюс? Не боитесь ветров, метелей, холодов?
Дети: ответы  (Нет, не боимся)
Педагог:  Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать? (Да, приходилось)
Воспитатель: Что такое путешествие?
Дети: ответы ( Ехать куда-нибудь)
Педагог:  На чем можно путешествовать?
Дети: ответы  (На поезде, пешком, на лодке)
Педагог:  Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?
Дети: ответы (на оленях, на снегоходе….)
Педагог:  Посмотрим на ГЛОБУС (показываю). Вот здесь находится Северный полюс. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. 
А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: ответы  (Там живут животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и другие). (Воспитатель дополняет)
Педагог:  Итак, сначала мы полетим на самолете, а потом пойдем на лыжах.
Так как на Северном полюсе круглый год зима, нам нужно, что сделать?
Дети: ответы (Нам нужно одеться тепло)
Педагог:  Верно, нужно одеться тепло. Давайте представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем. (Имитация). Что мы оденем? 
Педагог:  Вот мы оделись тепло, а теперь можно, и отправляться на север. Мы уже решили, что сначала полетим на самолете. Сядет в самолет тот, кто назовет северное слово.
Дети: ответы  (Метель, ветер, вьюга, холод, лед, льдина, олени, снег, унты, валенки, варежки….)
Педагог: Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться. (Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»)
Вот мы и прилетели на Северный полюс. Выходите из самолета. (Дует ветер, вьюга – музыка).
Педагог:  Вот мы и оказались на севере. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу. (Имитация одевания). 
Пойдем все друг за другом, за мной. (Имитация ходьбы на лыжах).
А вот и первый житель севера. Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь! Кто это? 
Дети: ответы (Белый медведь)

Педагог:  Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь.  Как он передвигается?
Дети: ответы  (Он передвигается на лапах, неуклюже.)
Воспитатель: У медведя толстые лапы. Как можно про него сказать, какой он?
Дети: ответы  (Толстолапый медведь)
Педагог:  Что еще про лапы можно сказать?
Дети: ответы (У медведя лапы широкие.)
Педагог:  Значит, медведь, какой?
Дети: ответы ( Широколапый )
Педагог:  Посмотрите на тело. Чем оно покрыто?
Дети: ответы (Оно покрыто белой длинной шерстью.)
Педагог:  Что можно сказать про медведя?
Дети: ответы  (Медведь длинношерстный )
Педагог: У медведя стройное туловище, удлиненная шея, на ней вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть для чего медведю?
Дети: ответы  (Защищают от холода, он может долго находиться в воде.)
Педагог:  Правильно, молодцы. Обратите внимание на уши медведя. Какие они?
Дети: ответы  (Уши короткие.)
Педагог: Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Белая шерсть делает его не заметным. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: ответы (Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.)
Педагог: Так как белый медведь – это крупное хищное животное, то, что можно сказать про его лапы?
У него не лапы, а … (лапищи),
У него когти, а …(когтищи).
(Дети повторяют) 

Педагог: Дети,  здесь есть ЗАДАНИЕ № 1

«Расскажите про север. Какой он?»

Воспитатель: давайте расскажем про север какой он:  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Здесь всюду холод, лед и тень,    

 Полгода — ночь, 

Полгода — день.    

  Из льда здесь люди строят дом,   

И океан покрыт весь льдом.

Зверей ты здесь почти не встретишь.  

И птиц ты в небе не заметишь.     

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,  

Хозяин ледяной пустыни.               

дети обнимают себя за плечи

закрывают глаза ладонями

Выпрямляются, поднимают руки вверх

Соединяют руки над головой — «крыша»

Разводят руки в стороны

Ставят ладонь козырьком над глазами

Делают махи руками

Подражают походке медведя

Руки на поясе, стоят смирно

Молодцы! Вы рассказали интересно про север, и за это вы получаете первую букву. С
Отправляемся дальше. Все идите за мной на лыжах по одной лыжне, друг за другом. (Идем на лыжах дальше).
Педагог: А вот уже другой житель севера просит отгадать загадку про него:

У него большие бивни,
Ходит ластами во льдах,
Этот зверь довольно сильный,
В северных живёт морях. 

(Морж) 
Дети: ответ (морж.)
Педагог:  Верно, это морж.
Педагог: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. Ребята, вы знаете, что такое красная книга?

Дети: ответы  (Красная книга – это книга, в которую занесены редки животные, птицы на которых запрещено охотиться.)
Педагог:  Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети: ответы  (Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец…)
Педагог:  Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
Дети: ответы  (У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.)
Педагог:  Как можно назвать моржа, если у него длинные усы?
Дети: ответы (Длинноусый морж (повторить 2-3р).
Педагог:  А если у моржа толстая шея, то, как его можно назвать?
Дети: ответы  (Длинношеий), толстошеий морж.)
Педагог: Как можно назвать моржа, если у него широкие ласты?
Дети: ответы  (Широколастый морж )
Педагог:  Как можно сказать про моржа, если у него длинные клыки, какой он?
Дети: ответы  (Длинноклыкий морж.)
Педагог:  Правильно, молодцы.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, как они питаются?
Дети: ответы  (Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.)
Педагог: У моржихи рождается по одному детенышу. Давайте с вами назовем членов семьи моржа.
Дети: ответы (Мама – моржиха, папа – морж, детеныш – моржонок (повтор. 2-3р.).
Педагог:  Правильно, молодцы.

ЗАДАНИЕ № 2 (прочитать в конверте)

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег! 
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки! 
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………………………..снежок! 
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………снегопад! 
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………………..снежки! 
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик! 
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка! 
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири! 
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!

Педагог:  Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)

На какое слово они все похожи? (на слово «снег»
Дети, нам пора двигаться дальше. Идем все друг за другом, не отстаем.
Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?

Дети: Это олень.
Педагог:  Правильно, это северный олень. Расскажите про северного оленя.

Дети: рассказ ребёнка

Педагог: Дети, здесь конверт. Посмотрим, что там. (ЗАДАНИЕ)

Воспитатель: Ребята, справились вы с заданием?

Дети: Да.

Педагог: Получаем букву В

Отправляемся дальше. Идем за мной на лыжах, друг за другом.
Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?
Дети: Это тюлень.
Педагог: Правильно сказали, это – тюлень.
Воспитатель: Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело (повторяют 2-3р.), короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Дети: Плавники.
Педагог:  Верно, плавники, а не ласты. Как можно по-другому назвать плавники тюленя?
Дети: Тюленевые плавники (2-3 р. повтор.).
Педагог: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
Дети: Рыбой питается тюлень.
Педагог:  Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.
Назовите членов семьи тюленей.
Дети: Мама – тюлениха, папа – тюлень, детеныш – белёк.
Педагог:  Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?
Дети: Потому что они белого цвета.
Педагог: Правильно. А как вы думаете, для чего им нужен белый окрас?
Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.
Педагог:  Правильно, ведь мать-тюлениха приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.

Педагог:  Что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Педагог:  Верно, молодцы!

Задание № 3 Олень задает вам вопросы и хочет услышать от вас ответы.

- Если звери белые, как снег, то они какие? (белоснежные)

- Если у них толстая кожа, то они какие? (толстокожие)

- Если длинная шерсть, то….? (длинношерстные)

- Короткий хвост? ( короткохвостые)

- Плавают в воде? (водоплавающие)

- Длинные рога? (длиннорогие)

- Длинная, толстая шея?  (длинношее, толстошее)

- Широкие ласты? (широколастый).

-Длинные усы? (длинноусый)

- Короткие уши? (короткоухий)


Педагог:  На этом наше путешествие  по Северу завершается. У нас три буквы. Но слово у нас не получается. Ребята, посмотрите какие у нас буквы? С В Р , а чтобы получилось слово какие необходимо добавить буквы?

Ребята, посмотрите, здесь ещё конверт. Посмотрим, что в нем?

Дети: Буквы. Е Е 

Педагог:  Какое у нас слово получилось?

Дети: складывают слово СЕВЕР

Педагог: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся к самолету, на котором мы прилетели сюда. Он нас и доставит обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)

Педагог:  Вот мы и прилетели в детский сад.
Проходите, ребята, садитесь.
Ребята, вам понравилось наше путешествие на Север?
Дети: Да, понравилось.
Педагог:  Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, поиграем в игру «Закончи предложение» (со снежком передаю).
• Ты увидел на Крайнем Севере кого?...
• Мне больше всего понравился….
• Он мне понравился тем, что…
• У него есть…
• Он питается…

Чем похожи жители Севера? Что им помогает выжить в суровых условиях? толстый слой жира, мех длинный и густой, белый цвет, рядом море и пища)
Педагог: Молодцы, вспомнили хорошо.
Вы меня сегодня, ребята, порадовали своими знаниями, умением общаться и образовывать новые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на Север»

Данная разработка рассчитана на детей подготовительной группы и предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полн...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....