Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Каргалова Галина Борисовна

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,

что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;

воспитывать взаимопомощь и коллективизм в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_-_tehnologii.docx772.11 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,

что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;

воспитывать взаимопомощь и коллективизм в группе.

Ход проведения досуга

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в страну Неболейка. Правят ею

мудрая царица Здоровье и её дети — принц Спорт и принцесса Физкультура. Попасть в эту страну могут

только здоровые дети, которые знают, что нужно делать, чтобы быть здоровыми. Есть среди вас такие? 

(Ответы детей.) Это мы сейчас проверим. Проведём экзамен, а примет его доктор Айболит.

Заходит доктор Айболит, здоровается, раскладывает на столе карточки.

В. Ребята, у доктора на столе лежат карточки красного и зелёного цвета. Пожалуйста, возьмите по

одной карточке. Если у вас карточка зелёного цвета, вы должны сказать, что нужно делать для того,

чтобы сохранить здоровье, если красного цвета — что вредно для здоровья.

Игра «Полезно — вредно».

В. Экзамен выдержали успешно, теперь можно отправляться.

Айболит. 

Подождите, подождите, мне только что сообщили, что в стране      Неболейка произошло несчастье,

и мы не можем туда отправиться. Там побывал злой волшебник. Он заколдовал всех жителей, и они

заболели. Им нужна ваша помощь. Вы готовы помочь? (Да.) Злой волшебник приготовил для вас

сложные задания. Если вы справитесь с ними, то он даст лекарство, чтобы вылечить жителей

страны Неболейка. Согласны?

В. Первое задание — «Упражнения с мячом». Каждому из вас нужно показать упражнение с мячом,

но так, чтобы задания не повторялись.

Дети под музыку показывают упражнения.

В. Второе задание — сказка. «В далёкой жаркой Африке жили маленький львёнок и умная

черепаха. Львёнок был совсем маленький и многого не понимал, поэтому всем интересовался. Однажды…».

А что произошло однажды, мы сейчас увидим.

Разыгрывается сценка. Входят Львёнок и Черепаха. Львёнок держится за живот и хнычет.

Черепаха. Что случилось, Львёнок?

Львёнок. Живот очень боли-и-т.

Черепаха (достаёт узелок, насыпает немного порошка и даёт Львёнку). Вот, проглоти его и

запей водичкой.

Львёнок (когда боль прошла). Скажи, черепаха, почему это у меня так разболелся живот?

Черепаха. Сперва скажи мне, что ты сегодня ел?

Львёнок. Я ел ягоды.

Черепаха. А где ты их нашёл?

Львёнок. В кустарнике. Там ещё много таких ярких, красных.

Черепаха. Послушай, Львёнок, а разве можно есть неизвестные ягоды?

Львёнок. Они были такие красивые!

Черепаха. А ты знаешь, что если ягоды несъедобные, ими можно отравиться?

Львёнок. Да. Но для того чтобы узнать, съедобные ягоды или нет, их нужно попробовать.

Черепаха. Ну, давай подумаем вместе: ягоды нужно есть, чтобы узнать, съедобные они или нет, или

 нельзя, потому что можно отравиться?

Львёнок. Как же я всё-таки узнаю, съедобные ягоды или нет?

В. Ребята, помогите Львёнку решить эту задачку.

Дети высказывают свои мнения.

В. Следующее задание «Узнай на вкус». Вам нужно определить продукт на вкус с закрытыми

глазами, рассказать, чем он полезен или вреден для здоровья.

И последнее задание «Чудесный мешочек». В мешочке лежат картинки, на которых изображены

предметы гигиены: расчёска, зубная щётка, мыло, шампунь и т.д.

Детям предлагается достать из мешочка по одной картинке и, никому не показывая, загадать

загадку об изображённом предмете. Остальные дети отгадывают.

В. Вот мы и выполнили все задания. Посмотрите, что я нашла в чудесном мешочке (достаёт

 из него бутылочку с надписью «Лекарство»). Это лекарство для жителей страны Неболейка. Давайте

попросим доктора Айболита передать им лекарство, а сами навестим их в другой раз,

 когда они поправятся.

Логоритмическое упражнение «Дождь»

Вдруг закапал дождь (дети встают)

Кап-кап-кап (дети ритмично щелкают пальцами рук)

И по лужам ты идешь

Так-так-так (топаем ногами)

Ветер шелестит листвой

Ш-ш-ш (потираем ладонь о ладонь)

Спрятал кудри под листвой

Тш-тш-тш (потираем ладони о колени)

Дождь сильнее застучал

Кап – кап - кап (постучать указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал

Кап – кап - кап (хлопки).

Воспитатель: Ребята, а когда идет дождь - это хорошо или плохо?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Почему плохо?

Дети: Если мы будем гулять под дождем, мы станем мокрыми.

Воспитатель: Верно, и что может случиться?

Дети: Мы можешь заболеть!

Воспитатель: А что хорошего в дожде?

Дети: Можно по лужам бегать, он цветочки поливает.

Воспитатель: А для Колобка дождь это хорошо?

Дети: Да. В дорогу нельзя отправляться, и это хорошо!

Воспитатель: А когда дождь это плохо для колобка?

Дети: Надо идти дальше, а дождь его задерживает. Это плохо!

Воспитатель: Но, если колобок попадет под дождь, какой он станет?

Дети: Мокрый, липкий, мягкий.

Воспитатель: В сказке лиса съела Колобка, почему?

Дети: Потому что он вкусный, румяный, аппетитный.

Воспитатель: Но как мы можем помочь Колобку, чтобы лиса его не съела.

Дети: Изменить его свойства на противоположные.

Воспитатель: Как изменить?

Дети: Если он станет невкусным, не румяным, будет не таким аппетитным,  лисе его не захочется есть.

Воспитатель: Как Колобок может стать невкусным?

Дети: Посыпать на себя побольше соли. Лизнет Лиса. Тьфу! Соленый какой. И есть не станет. Можно

 и перца также подсыпать. Горько будет, невкусно. Хорошо бы в тесто положить немного

снотворного порошка. Укусит Лиса кусочек и сразу же уснет.

Воспитатель: То, что вы говорите, – хорошо, но его уже испекли и он уже съедобный! Как же Колобку

 быть?

Дети: Стать грязным. Обвалятся в грязи, в саже, тогда каждый зверь в пути примет его за уголек и

 есть его не станет.

Прокатиться в песке. Колобок станет похожим на круглый песчаный комок. Кому охота есть песок?

Залезть в лужу. Встретится ему в лесу лужа или канава с водой, он туда прыг – и станет липким.

Лиса его хвать зубами, прилипнет и не съест.

Дети: Спеть какую-нибудь другую песню.

Дети: Посидеть немного на солнышке и зачерстветь! Твердую корку укусить трудно.

Зубы можно поломать и язык поцарапать.

На нем, как на мухоморе, нарисовать белые пятнышки, вот он и уцелеет.

Воспитатель: А лиса, ребята, какая в сказке?

Дети: Злая.

Воспитатель: Почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: А если, лиса станет добрая? Это хорошо или плохо для колобка?

- Почему хорошо? (Ответы детей)

- А почему плохо? (Ответы детей)

Воспитатель: А для лисы? Это хорошо или плохо, если она станет добрая?

- Почему хорошо?

- Почему плохо?

Воспитатель: Мы дали, очень мудрые советы нашему другу – Колобку.

Но он почему-то все равно грустный? Как вы думаете почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как мы можем узнать? (Ответы детей)

(Подвести к тому, чтобы они спросили)

Дети: Спросить.

Воспитатель: Все вместе! Колобок, колобок, почему ты грустный?

КОЛОБОК: Я боюсь, что забуду все ваши советы.

Воспитатель: Как же мы можем помочь Колобку не забыть наши советы и порадовать его? 

(Ответы детей) (Написать. Давайте напишим)

Подвести к тому, что надо нарисовать.

Дети: Надо его нарисовать и подарить ему наши рисунки.

Воспитатель: Верно. Мы нарисуем колобка? Но какого колобка?

Дети: Чтобы лиса его не захотела съесть.

Воспитатель: Присядем за стол, но прежде, чем приступить к работе разомнем наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика

Жили – были дед и баба на поляне у реки (Стучим кулачком о кулачок)

И любили очень-очень на сметане колобки. (Сжимаем, разжимаем кулачки)

Попросил старик старуху: «Испеки мне колобка».

Бабка тесто замесила (Встряхиваем кисти рук)

Колобка она слепила. (Круговые движения рук).

В печь его поставила (Вытянуть прямые руки вперёд).

Там его оставила (Руки на пояс)

Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий (Гладим поочередно руки).

Очень круглый, очень вкусный

Даже есть его мне грустно (Хлопаем в ладоши).

Самостоятельная работа детей. (Звучит ТРЕК 3)

(После работы обсуждение рисунков)

Воспитатель: Мы с вами нарисовали замечательные рисунки. Для кого?

Дети: Для колобка.

Воспитатель: Верно. И нужно эти рисунки Колобку…., кто подскажет?

Дети: Подарить.

Воспитатель: Как мы можем подарить их Колобку? (ответы детей)

(Подвести к тому, что нужно положить в коробку)

Дети: Положить в коробку.

(Дети и воспитатель кладут рисунки в коробку и дарят колобку)

Воспитатель: А пока – до свидания говорим Колобку. 

http://cdn01.ru/files/users/images/9f/99/9f998020f134d2acd9dd9229f094dfe0.jpg

https://moydom37.ru/wa-data/public/shop/products/48/00/48/images/353/353.750x0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Что мы знаем о зиме»

Конспект открытого  занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возрастас использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Что мы знаем о зиме»...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»

Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».

Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...