Конспект занятия по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных игр «Поиски друга Умки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27» г. Орла
Конспект занятия
по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста
с использованием интерактивных игр
«Поиски друга Умки»
Учитель-логопед
Половинкина Светлана Валерьевна
Орел-2023
Тема: «Дружба»
Возрастная группа: 5-6 лет
Цель: развивать лексико-грамматическую сторону речи.
Программные задачи:
- упражнять детей в умении подбирать слова, противоположные по значению;
- совершенствовать грамматическое оформление фразы;
- активизировать словарный запас (товарищ, полярная станция);
- развивать логическое мышление, слуховое восприятие;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация с отрывками из мультфильмов «Умка» и «Умка ищет друга», интерактивные игры: «Скажи наоборот», «Исправь предложения», «Сравни», дидактическая игра «Да-нет», ориентиры по количеству детей, зрительный ориентир «Зайчик».
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
1 этап. Организационно-мотивационный | ||
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Валерьевна, а как вас зовут, я прочитала на ваших бейджиках. - Посмотрите на экран. - Вы узнали главного героя? - Верно, это белый медвежонок Умка, который живет на полярной станции. Вы знаете, что такое полярная станция? (Это поселок на Северном полюсе). -Что с ним произошло? - Ребята, кто такой товарищ? (Товарищ – это приятель, друг) - Хотите помочь Умке найти друга? | Дети стоят полукругом на свободной зоне Смотрят отрывок из мультфильма «Умка» Дети отвечают на вопросы педагога | Доброжелательный настрой на совместную деятельность. Проявляют заинтересованность Активное участие в беседе Сформированы понятия – товарищ, полярная станция |
2 этап. Содержательный этап | ||
Интерактивная игра «Скажи наоборот» - Но какой друг у Умки? Чтобы понять, нужно ответить на вопросы. Для этого подберите слова наоборот. Внимание - на экран. (Показ слайдов) - Друг грустный (веселый), друг трусливый (храбрый), друг слабый (сильный) и т.д. - Всё верно. Мы узнали, что друг Умки весёлый, умный и очень хороший. Такого друга будет искать Умка. Интерактивная игра «Исправь предложения» - Посмотрите на экран и скажите, куда приземлился вертолёт. - Кто нас там встречает? (Попугай) - Верно. Это говорящий попугай. Он знает много слов, но постоянно их путает между собой. Послушайте, что он говорит, и исправьте ошибки. Отвечайте полным предложением. (снеговик слепил детей; заяц бежит за волком и т.д.) - Теперь попугай научился правильно говорить. Может он друг? - Поиски продолжаются. Зрительная гимнастика - Куда прилетел Умка? (В лес). Кто выбежал ему навстречу? (Заяц). - Поиграем с зайчиком. Проследите за движениями зайчика глазами, не поворачивая головы. Интерактивная игра «Сравни» - Заяц никогда не видел белых медведей. Он хочет узнать, что между ними общего. - Как вы думаете, чем похож белый медведь и заяц? (У белого медведя и зайца 4 лапы; у белого медведя и зайца белая шубка; у белого медведя и зайца короткие хвосты и т.д.) - Вы правы, а чем же отличаются друг от друга белый медведь и заяц? (Белый медведь круглый год ходит в белой шубе, а заяц только зимой; Белый медведь живёт на севере, а заяц в лесу; белый медведь большой, а заяц маленький; у белого медведя короткие уши, а у зайца длинные) - Молодцы, Умка, это твой друг? Физкультминутка - Где приземлился вертолёт? (На севере). (Показ слайда) - Здесь живут весёлые пингвины. Один из них зовёт нас потанцевать с ним. Вставайте и повторяйте движения за пингвином. Видео физкультминутки - Умка, это твой друг? Отправляемся дальше. - Куда прилетели? (Обратно на полярную станцию) | Дети смотрят на экран, слушают и отвечают на вопросы, активно «включаются» в речевую игру Дети слушают и выполняют задание, придерживаясь, правила, рекомендуемого педагогом Смотрят на изображение на экране, слушают ответ Умки Дети следят взором за ориентиром и выполняют гимнастику для глаз со стихотворным сопровождением Дети выполняют задание с опорой на картинки, которые появляются на экране Дети выполняют задание с опорой на картинки, которые появляются на экране Смотрят на изображение на экране, слушают ответ Умки Выполняют движения под музыку вместе с пингвином Смотрят на изображение на экране, слушают ответ Умки Дети отвечают на вопросы педагога | Активизация словаря Сформировано умение слушать, понимать и выполнять задание Активно взаимодействуют с педагогом Выражают положительные эмоции при выполнении задания Проявляют заинтересованность Снятие зрительного напряжения, повышение зрительной работоспособности Активно взаимодействуют с педагогом Речевая активность детей Проявляют заинтересованность Выражают положительные эмоции при выполнении задания Проявляют заинтересованность |
Дидактическая игра «Да-нет» (Показ отрывка из мультфильма) - Ой, кто это? (Мальчик). - На полярной станции много домов. Найдите их изображения рядом с собой и принесите мне. В каждом домике свой житель. - Отгадайте, кто из них товарищ Умки. Задавайте мне вопросы о его внешности так, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». Например, о цвете его волос, глаз, о его причёске, мальчик это или девочка и т. д. | Смотрят на изображение на экране Дети ищут изображения домов в группе, располагают на столе. Выполняют задание, придерживаясь, правила, рекомендуемого педагогом | Проявляют заинтересованность Активно взаимодействуют с педагогом |
3 этап. Рефлексивно-оценочный этап | ||
- Умка нашёл своего друга. Кто друг Умки? (Мальчик) - С нашей помощью Умка нашёл своего товарища. Теперь Умка и его друг будут весело проводить время. - Как они будут веселиться? - Всё это стало возможно с нашей помощью. Мы справились! Давайте похлопаем себе. - Мне с вами было очень интересно. Спасибо, ребята! | Смотрят на изображение на экране Дети поддерживают диалог, отвечают на вопросы Дети радуются своим успехам | Активное участие в беседе Хорошее настроение, желание заниматься, узнавать что-то новое интересное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Тема: «Подводный мир»
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.Тема: «Подводный мир»Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: активизировать словарь детей.Задачи:-...
Статья "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений"
Рассматриваются игровые задания и языковые упражнения, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка....
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных произведений.
Речь - это один из видов общения, она имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.Наилучшим...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...
Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "
В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные формы работы на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом
выявление психолого-педагогических условий развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом....