Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных произведений.
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Киселева Валентина Владимировна

Речь - это один из видов общения, она имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.Для оптимизации учебно-воспитательного процесса была разработана система работы с применением малых фольклорных произведений на занятиях по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали пять этапов работы с малыми фольклорными жанрами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель Киселёва Валентина Владимировна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад №87» РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Слайд 2

Актуальность данной работы связана с тем, что, несмотря на существование большого количества исследований развитие речи детей старшего дошкольного возраста, особенности влияния малых фольклорных произведений на речь детей старшего дошкольного возраста изучены мало. Таким образом, рассматриваемая проблема является актуальной в практическом плане. Новизна в работе по развитию речи дошкольников заключается в оригинальном построении занятий, основанных на игровой мотивации, удачно подобранных необычных приёмов и методов.

Слайд 3

Цель работы : развитие речи средствами малых фольклорных жанров у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: -воспитывать интерес к фольклору; -формировать первоначальные представления об особенностях фольклора: о жанрах ,об их с особенностях; -развивать речь средствами малых фольклорных жанров у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Речь - это один из видов общения, она имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Слайд 5

Фольклор-это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе. «… Начало искусства слова – в фольклоре». М. Горький.

Слайд 6

Для развитии речи детей часто используют малые фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры- это миниатюрные поэтические произведения, имеющие определенную педагогическую направленность, они окрашивают речь, делая ее образной и красочной; развивают устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие.

Слайд 7

В своей работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста я использую малые фольклорные жанры такие как пословицы и поговорки. Пословица - краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл. А.П. Евгеньева. Поговорка- образное выражение, оборот речи, метко определяющий кого-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщенного поучительного смысла. С.И. Ожегов. Поговорки имеют более узкий, конкретный смысл, пословица- шире.

Слайд 8

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Можно и нужно использовать этот богатый материал словесного творчества народа. Малые фольклорные произведения обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дети лучше усваивают переносное значение слова.

Слайд 9

Для оптимизации учебно-воспитательного процесса была разработана система работы с применением малых фольклорных произведений на занятиях по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали пять этапов работы с малыми фольклорными жанрами.

Слайд 10

Этапы работы с малыми фольклорными произведениями. Первый этап. На первом этапе дети знакомятся с фольклором. Им даются представления о традициях, праздниках русского народа, ребята знакомятся с народными костюмами, прослушивают народные песни, играют в народные игры.

Слайд 11

Второй этап. На втором этапе происходит знакомство с пословицами и поговорками, производится работа над пониманием смысла, она проводится с опорой на конкретные, проиллюстрированные жизненные ситуации.

Слайд 12

Третий этап. На третьем этапе работы с пословицами и поговорками используются сказки и рассказы. Детям предлагается соотнести смысл пословицы или поговорки с поступками героев рассказов или сказок. Ребят учат выделять и обобщать скрытую народную мудрость с опорой на главную мысль произведения.

Слайд 13

Четвертый этап . На четвертом этапе работа направлена на жизненный и читательский опыт. Детям старшего дошкольного возраста предъявляется пословица или поговорка, они ее анализируют, объясняют смысл пословицы на примере жизненной ситуации, смоделированной или актуализированной самостоятельно. Также детям самостоятельно предлагается подобрать пословицу или поговорку к прочитанной сказке, объять свой выбор и смысл сказанной пословицы или поговорки.

Слайд 14

Пятый этап. На пятом этапе работы дети должны различать пословицы от поговорок, знать что такое фольклор, малые фольклорные жанры, что к ним относится. Ребятам предлагается игра: «Устное народное творчество -что это?».

Слайд 15

Как происходила наша работа. Знакомство с фольклором, с народными костюмами, праздниками , традициями, музыкальными инструментами.

Слайд 16

Знакомство с народными играми: « Жмурку », «Гари, гари ясно», « У медведя во бору», «Прятки». «Салки» и т.д.

Слайд 17

Прослушивание русских народных сказок, обыгрывание их.

Слайд 18

Знакомство с пословицами и поговорками, определение прямого и переносного значения.

Слайд 19

В ходе работы у детей повысились речевые способности, обогатился словарный запас, повысился интерес к устному народному творчеству, многие ребята научились понимать скрытый смысл изречений, в своей речи они стали использовать пословицы, поговорки . Помните, хорошую речь хорошо и слушать!

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Тема: «Подводный мир»

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.Тема: «Подводный мир»Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: активизировать словарь детей.Задачи:-...

Статья "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений"

Рассматриваются игровые задания и языковые упражнения, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка....

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...

Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "

В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные  формы работы  на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом

выявление психолого-педагогических условий развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом....