Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Тема: «Подводный мир»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Тема: «Подводный мир»
Воспитатель: Черепанова Л.И.
Цель: активизировать словарь детей.
Задачи:
- активизация словаря по теме «Подводный мир»;
- уточнить и расширить представления детей о жизни под водой;
- побуждать детей анализировать, делать выводы и грамотно формулировать свой ответ;
- развить логическое мышление, сообразительность, фантазию;
Материалы: слайды с картинками о подводном снаряжении и о видах подводных жителей, мяч, вода в прозрачной посудине, ракушки, камешки, аудиозапись «Шум прибоя».
Ход занятия:
Звучит шум прибоя
Дети повторяют движения за воспитателем руками:
Мне ладони покажите – правую и левую!
В кулачок скорей сожмите пальчики умелые.
Разожмите…Рассмотрите…И скорее мне скажите:
Для чего нужны нам, дети, ловкие ладошки эти?
Ответ детей.
Воспитатель: да, правильно. А если вы их хорошо рассмотрите, то увидите, что руки девочек и мальчиков различны. У мальчиков они сильные и крепкие, а у девочек – ласковые и нежные. Сегодня нам придется потрудиться как раз нашими пальчиками. Мы отправимся в путешествие, но не на транспорте, а пешком и не на ногах, а на пальцах.
Дети встают на ножки и идут к столам, перебирая пальцами.
Воспитатель: «Привал! Ребята, посмотрите. Что это?
Ответ детей (аквариум).
Воспитатель: Да, вы правы. Это аквариум. Но давайте маленько пофантазируем. Раз мы путешествуем не ногами, а пальцами, то и переименуем аквариум маленько в другое название. Для этого отгадайте загадку:
Обманывать не стану, я меньше океана,
Но я большое все же, на океан похоже.
Могу спокойным быть, могу и заштормить.
Есть у меня всегда соленая вода.
Ответ детей (море).
Воспитатель: действительно, море. Давайте опустимся на морское дно. Но как же нам это сделать. Ведь мы не сможем дышать под водой? Может вы мне подскажите?
Дети: нам нужен скафандр, маска, ласты, подводная лодка.
Воспитатель: какие вы молодцы. Да, действительно, нам нужны и ласты, и маска. Все то, что вы перечислили. Давайте рассмотрим на экране, какие бывают подводные снаряжения.
Теперь можно погружаться. Что вы чувствуете? Что вы видите?
Дети: Прохладная вода, камешки, травка щекочет. Ракушки на дне, песок, рыбки, травка, звездочки морские.
Воспитатель: Подводный мир разнообразен. Посмотрите на экран, какие жители обитают на дне морском. Это и черепахи, и морские коньки, ежи. Ребята, вы говорите, что травка щекочет. Может кто – нибудь назовет, как правильно эта травка называется?
Дети: водоросли.
Воспитатель: посмотрите внимательно, кто-то притаился у камней.
Дети: осьминог.
Воспитатель: у осьминога 8 щупальцев. Этот морской житель любит чистоту, убирают в своем домике и мусор складывают рябом в кучу.
Пальчиковая игра:
Я веселый осьминог, у меня так много ног.
Чтоб удобно было мне жить среди камней на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь.
С рыбкой в танце закружусь и на камень опущусь.
Воспитатель: на морском дне есть еще и кораллы. Что они вам напоминают?
Дети: деревья.
Воспитатель: если приглядеться, то можно увидеть мелких рыб.
Описание рыб по тексту загадки:
- У родителей и деток вся одежда из монеток. О ком это?
Дети: рыба.
- Крылья есть, да не летает, глаза есть, да не мигают, ног нет, да не догонишь.
Воспитатель: ребята, что значит «у родителей и деток вся одежда из монеток». Рыбки покрыты чешуей. Фраза «Крылья есть, да не летает» обозначает, что у рыб есть за место крыльев – плавники. Скажите мне пожалуйста, если рыбка живет в море, то как она называется? В реке? В аквариуме?
Дети: морские, речные, домашние.
Воспитатель: какие все сегодня молодцы, я не ожидала, что вы так много знаете про подводный мир. Теперь предлагаю вам поиграть в игру «Один - много».
Рыба, черепаха, медуза, акула, ракушка, камешек, осьминог, аквалангист, морской еж.
Физкультминутка:
Наши руки - волны в море,
Разгулялись на просторе.
Наши руки – рыбок стая,
Плывет, усталости не зная.
Наши руки – крабик с домом
Ползет по дну морскому.
Наши руки, как кораллы,
Разрослись на дне морском.
А теперь мы поскакали,
Как коньки морские стали.
Плывет мурена, как змея.
Не боюсь мурену я!
Воспитатель: наше путешествие подошло к концу.
Предлагаю взять морскую звезду с и прикрепить её на наше полотно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи для детей (старшего дошкольного возраста 6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Составление рассказа по серии сюжетных картин с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевого дыхания» Тема: «Страна волшебных птиц»
Цель: Формирование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Умение строить описательный рассказ по карточкам –схемам. Развивать речевую и познавательную акти...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».
Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на базе лексической темы «Профессии»
dash; Цель:развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.Задачи:закрепить представление о людях разных профессий;– пополнить и активизировать словарь детей по данной те...