Статья "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Анахина Татьяна Александровна

Рассматриваются игровые задания и языковые упражнения, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений»

Анахина Т.А.,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребѐнка –

детский сад №33 «Радуга»

Губкин, 2019

Слайд 1-титульный

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений»

Слайд 2

Речь- форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям: совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Слайд 3

Основные задачи дошкольного развития детей:

  • Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для своего возраста;
  •  Развитие коммуникативных способностей (способности общаться).

Слайд 4

Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению ребенка в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребенка, замкнутым, неуверенным в себе, раздражительным.

Слайд 5

Факторы успешного речевого развития:

  • Эмоциональное общение в семье с момента рождения ребенка.
  •  Общение с другими детьми.
  •  Речь взрослого-образец для подражания.
  •  Развитие мелкой моторики рук.
  •  Чтение детской художественной литературы.
  •  Игры с ребенком взрослых и детей.

Слайд 6

Таким образом, благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию, то есть овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.

 

Слайд 7

Чему же мы должны учить ребенка? Какие задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного периода?

  • Формирование звуковой культуры речи.
  •  Обогащение словарного запаса.
  •  Формирование грамматического строя речи.
  •  Обучение высказыванию, связной речи.
  •  Развитие выразительности речи.

Слайд 8

Мы используем различные языковые игры и упражнения:

-Составь рассказ по картинке, раскрась ее, придумай слова, подходящие к иллюстрации и соответствующие схемам.

- Опиши, какие эмоции выражают лица детей на портретах, как ты думаешь, какое у них настроение?

-Выбери из предложенных те овощи, которые необходимы для приготовления борща, раскрась их.

Слайд 9

-Посели животных в свои слоговые домики, объясни свой выбор.

-Размести в прихожей на свои места одежду и обувь, обведи в овал то, что не должно находиться в прихожей, подбери слова к схемам.

 

Слайд 10

-Рассмотрите животных, разделите их на две группы (хищники и травоядные) или двусложные и однослоговые.

-Напечатайте необходимые гласные буквы в словах, подходящие к иллюстрациям (муха и мука), в чем отличие этих слов?

 

Слайд11

-Назовите, что нарисовано в парах? Чем похожи слова? Чем отличаются? (замок-замок, гвоздики-гвоздики, кружки кружки). Произнесите слова с ударением. Сделайте вывод.

Слайд 12

-Доскажите слова, добавив недостающие звуки; соедините слоги, чтобы получились целые слова; придумайте слова по заданному первому слогу.

Слайд 13

В тетрадях на печатной основе Е.А. Колесниковой представлены разнообразные фонетические упражнения, которые мы используем на занятиях по обучению грамоте. Например,

-Напечатай, как зовут детей, угадав первые звуки в названии изображенных предметов.

-Отправь воздушные шарики со слогами к подходящим картинкам.

-Изобрази схему данного предложения. Сколько в нем слов? Придумай свое предложение с тремя словами.

Слайд 14

Упражнения помогают осознать слоговую и звуковую стороны слова:

-Помоги жирафу отнести флажок с буквой «ж» к нужным картинкам, названия которых начинаются с этой буквы.

 Слайд 15

Использование сказочных и мультипликационных персонажей (лиса и журавль, ослик Иа), забавных животных делают процесс познания игровым и увлекательным, позволяет проводить беседы по содержанию известных сказок, мультфильмов, придумывать свои истории и развивать таким образом речь.

Слайд 16

Диагностику полученных знаний помогают отслеживать задания по соответственной тематике. Это-задания на развитие фонематического слуха:

-Нарисуй красный (синий) квадрат в прямоугольнике под предметом так, чтобы он обозначал место звука «а» («л») в названии предмета.

-Соедини схему слова с предметом, к которому она подходит.

Слайд 17

Развитие фонематического слуха помогают отслеживать такие упражнения, как, например,

-Назови предметы. Назови первый звук в словах.

-Назови птиц. Какой одинаковый звук есть в их названии?

Слайд 18

Упражнения на развитие моторики и графических навыков напрямую связаны с развитием речи.

-Выполни пальчиковые упражнения «Зайчик», «Кольцо».

-Дорисуй палочки флажкам, как показано на рисунке.

-Заштрихуй квадраты по заданию.

Слайд 19

Упражнения на звуко-буквенный анализ и развитие речи:

-Раскрась гласные буквы красным карандашом, а согласные- синим.

-Допиши предложение, сколько в нем слов?

-Составь предложение по картинке из 2,3 слов, запиши условными обозначениями (каждое слово –в виде прямоугольника).

Слайд 20

В завершении курса по обучению грамоте по методике Е.А. Колесниковой предполагаются задания, при выполнении которых ребенок должен уметь читать слова, понимать, что каждое слово обозначает название предмета.

-Прочитай слова. Соедини прочитанное слово с предметом, который оно обозначает. Слова преимущественно из двух-одного слога.

 

Слайд 21

Вывод: Рассмотренные нами игровые задания и языковые упражнения, предложенные в прописях Е.А.Колесниковой способствуют развитию интереса к звуко-буквенному строю языка, лексической стороне речи, а главное развивают мышление, зрительное и слуховое внимание, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка.

Слайд 22

«Спасибо за внимание!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» Анахина Т.А. воспитатель МАДОУ №33

Слайд 2

Речь- форма общения. Совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками Превращается в орудие мышления

Слайд 3

Задачи развития речи детей: Овладение нормами родного языка, определёнными для своего возраста; Развитие коммуникативных способностей.

Слайд 4

Хорошо развитая речь и речевые дефекты : Залог успешного обучения в школе. Ребенок становится замкнутым, раздражительным, неуверенным в своих силах.

Слайд 5

Факторы успешного речевого развития: Эмоциональное общение в семье с момента рождения ребенка. Общение с другими детьми. Речь взрослого-образец для подражания. Развитие мелкой моторики рук. Чтение детской художественной литературы. Игры с ребенком взрослых и детей.

Слайд 6

Развитие речи способствует: Овладение нормами общественного поведения нравственное воспитание Полноценное формирование личности ребенка.

Слайд 7

Чему мы должны учить ребенка? Формирование звуковой культуры речи. Обогащение словарного запаса. Формирование грамматического строя речи. Обучение высказыванию, связной речи. Развитие выразительности речи.

Слайд 8

Языковые игры и упражнения:

Слайд 9

Слоговая структура слова:

Слайд 10

Слово-слог-звук. От сравнения понятий, изображенных предметов идем с слоговой структуре слова, делаем вывод, выделяем звук, печатаем букву. Рассказываем о хищниках и травоядных-развиваем речь.

Слайд 11

Лексические упражнения-знакомство с омонимами. Ставим ударение в словах, делаем вывод об изменении значения слов.

Слайд 13

Фонетические упражнения:

Слайд 14

От слова к звуку.

Слайд 15

Предмет, слово, схема.

Слайд 16

Развитие фонетического слуха .

Слайд 17

Развитие звуковой культуры речи.

Слайд 18

Развитие моторики.

Слайд 19

Звуко -буквенный анализ и развитие речи:

Слайд 20

Чтение.

Слайд 21

Вывод: Игровые задания способствуют развитию интереса к звуко -буквенному строю языка, лексической стороне речи, а главное развивают мышление, зрительное и слуховое внимание, необходимые для успешного обучения в школе и формирования грамотной речи ребенка.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

Консультация для педагогов "Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений"

Развитие пространственных представлений у детей - процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью....

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»

laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

Презентация " «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования языковых игр и упражнений» "

В презентации проиллюстрированы коллективные и индивидуальные  формы работы  на занятиях по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом

выявление психолого-педагогических условий развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом....