Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблицы во второй младшей группе. Тема: "Игры маленьких мышат"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Лабкова Елена Сергеевна

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом.

Использование в данном занятии мнемотаблицы способствует формированию речи, обучение составления рассказа в определенной последовательности, развивает память, внимание, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                                 «Средняя школа №9»

                                     (Структурное дошкольное подразделение)

                                                Конспект

                 непосредственной образовательной деятельности

                                    во второй младшей группе

                      с использованием  приемов мнемотехники

                     Образовательная область:  речевое развитие

                           Тема: « Игры маленьких мышат»

                                                                                               

                                                                                                                        Подготовила: Лабкова Е.С.

                                                                                                  воспитатель первой кв. категории

                                                       

Тема: «Игры маленьких мышат»

Группа: вторая младшая группа

Количество: по подгруппам 1-я – 10 человек

Форма проведения: НОД

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблицы, связно, последовательно.

Задачи:

Обучающая:    

 - Учить детей воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования.

Развивающая:

- Развивать память, мышление, внимание.

- Развивать умения детей в использовании мнемотаблицы - как вспомогательного средства для развития связной речи.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству;

 Приоритетная образовательная область: речевое развитие                            

Виды детской деятельности в НОД:

- коммуникативная (беседа, вопросы, ответы);

- двигательная (динамическая пауза);

- познавательно – исследовательская (исследование различных крупяных изделий);

- чтение художественной литературы (сказка «Теремок»);

- игровая (игра).

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие – пополнение активного и пассивного словаря.

- физическое развитие – учить детей согласовывать текст игры с движениями.

- познавательное развитие – учить детей отгадывать загадки.

Методы и приемы: наглядные: демонстрация наглядных пособий; словесные: беседа о сказках, чтение потешки, рассказ сказки детьми; игровые: исследовательская деятельность.

Предварительная работа:  

- чтение с детьми сказки «Теремок»;

- рассматривание изображений диких животных и обсуждение символов (признаков) по мнемотаблицам;

- показ педагогом настольного театра по сказке «Теремок»;

- отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных;

- дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

Активизация словаря: крупы: овсяная (геркулесовая), рисовая, пшенная, гречневая.

Материалы и оборудование:

- аудиозапись слов;

-мнемотаблица к сказке «Теремок»;

-персонажи настольного театра по сказке «Теремок»; магниты;

- фартук, ушки – мышка, салфетки;

- тарелки на каждого ребенка, в которые насыпаны разные виды крупы: манная, геркулесовая, рисовая, гречневая;

- столы.

   

Ход деятельности воспитателя с детьми

1.Введение в ситуацию.

 Дети выходят к гостям.

Психогимнастика.

Утром встали малыши,

В детский садик все пришли.

Вам мы рады как всегда.

Гости здесь у нас с утра.

Воспитатель: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и добрым. Возьмитесь за руки и скажем сначала шёпотом: «Доброе утро», а теперь скажем громко.

2. Актуализация знаний.

Воспитатель: Мне очень интересно, знают ли, ребятки сказки? А какие сказки вы знаете?

Дети: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»…

Воспитатель: А, скажите мне, в какой сказке живет мышка?

Дети: В сказке «Рукавичка», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы будете - маленькими мышатами, а я ваша мама – Мышка.

(воспитатель выходит за дверь надевает фартук, ушки, превращается в маму-Мышку, а младший воспитатель помогает детям измазаться мукой, в это время звучит фонограмма текста)

«Жила была мышка. И были у нее маленькие ребятки – веселые мышатки. Мышата очень любили свою маму, всегда слушались ее, но иногда шалили. Вот один раз, когда мама ушла, мышата залезли в мешок с мукой и измазались. Запищали жалобно мышата: пи-пи-пи, - испугались, что скоро придет мама и будет их ругать».

Мама-Мышка: Мои мышатки, мои ребятки, что случилось, почему вы такие чумазые? Ответы детей.

Детям раздаются салфетки и они вытираются.

Разыгрывание потешки «Водичка, водичка».

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок

И смеялся роток!

Мама-Мышка: Посмотрите, какими вы все стали чистыми, глазки ваши заблестели. А теперь дружно пальцы разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка,  в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущие движения)

На замочек заперлась! (слегка покачиваем скрещенные в замочек пальчиками)

В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

И ушами шевелит (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Мама – мышка: Вот какие вы молодцы, вот и наши пальчики отдохнули. А мои мышатки, проголодались? Они любят кашку? А вы знаете, из чего делают кашу? (если дети затрудняются, воспитатель может помочь).

Исследовательская деятельность. Детям предлагается подойти к столам, на которых стоят тарелки с разными крупами. (гречка, манка, геркулес, рисовая).

3. Затруднение ситуации

Игра «Назови, какая у тебя «каша»?

Дети называют название каши.

Мама – Мышка: Ребята, а давайте, с вами сделаем дорожку для мышки, нарисуем ее на крупе.

-Наелись мои мышата.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что мышка живет в сказке «Теремок». Она там одна живет?

Воспитатель: Давайте, вспомним героев сказки (подойти к доске (воспитатель демонстрирует животных на магнитной доске, дети называют героев сказки):

Мышка… (норушка)

Лягушка… (квакушка),

Зайчик… (побегайчик)

Лисичка… (сестричка)

Волк… (зубами щёлк),

Мишка… (косолапый).

4. Включение способа действий в систему знаний и умений

Воспитатель: Кто мне скажет, как начинается сказка «Теремок?»

Дети: «Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…»

Воспитатель: Теперь, давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок».

Стоял в поле теремок. Мимо бежала Мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прискакала  в теремок Лягушка-квакушка, за ней  прибежал Зайчик-побегайчик. Пришла  Лисичка-сестричка,  а за ней  Волк – зубами щёлк, а потом притопал  Медведь и сломал теремок. Теремок не выдержал и развалился, чуть всех зверей не раздавил. Но звери построили новый теремок, где всем хватило места.

Воспитатель: Какими словами заканчиваются сказки?

Дети: Стали они жить-поживать да добра наживать… Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

5. Итог

Воспитатель: Ребятки – мышатки, вы молодцы, и сказку рассказали и героев назвали, и в игры поиграли?

Воспитатель: Вам понравились наши игры?  А какие игры вам понравились?

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ « В ГОСТИ К МИШКЕ» (вторая младшая группа)

Конспект занятий по развитию у младших дошкольников связной речи, активизации словаря с проговариванием потешек, способствующих воспитывать доброжелательного, заботливого отношения к персонажам потеш...

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ИГРУШЕК. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблиц

Задачи: Познакомить с прошлым и настоящим куклы.Формировать умение давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть.Развивать умение пользоваться мнемотаблицами при ра...