Консультация для педагогов
консультация по развитию речи (старшая группа)

АРАЛБАЕВА АЙГУЛЬ РАВИЛЬЕВНА

Квест как инновационная форма обучения башкирскому языку детей старшего дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что «Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  1. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
  2. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  3. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  4. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности».

Эти требования ФГОС легко выполнить, используя инновационную технологию квест при обучении детей дошкольного возраста башкирскому языку.

Квест на занятиях по обучению башкирского языка объединен единой темой, в рамках которой решаются сразу несколько задач:

  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие интереса детей к изучению родного языка;
  • закрепление пройденного материала;
  • развитие творческих способностей детей, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики;
  • умение ориентироваться по карте или схеме;
  • умение решать поставленные задачи в команде;
  • развитие сплоченности коллектива и многие другие.

 При обучении детей башкирскому языку квест можно использовать   как  закрепление пройденного материала,  также как и самостоятельное занятие, часть занятия, либо в качестве развлечения.

Во время игр, проведения занятий целесообразно использовать следующие задания:

  • назвать предметы по башкирски и найти четвертый лишний,
  • собрать пазл и назвать по башкирски полученное изображение,
  •  рассказать стихотворение, потешку по башкирски на заданную тему (например, для того, чтобы спасти, развлечь или расколдовать героя),
  • отгадать загадки (назвать отгадки по башкирски),
  • закончить предложение,
  • а также включать подвижные и дидактические игры.

 В начале квеста всегда ставится определенная цель: найти клад, спасти героя, расшифровать карту и т.д. Воспитатель должен выполнять роль помощника, консультанта, подсказывать  детям в случае необходимости, направлять  ребят. Очень интересно детям, когда во время занятия задания оглашают персонажи (например, кукла Айгуль, Арслан или абстрактный герой на экране телевизора, письмо от героя, посылка) и т.д.

 Рассмотрим пример использования метода квест с целью изучения лексической темы «Зима».

Реквизит игры: письмо от Снегурочки, сундук, карточки, цветок, пазлы, ключ, леденцы, медали

Первый этап: Дети находят в группе сундук, а на сундуке лежит письмо. Ребята делают предположения для кого это письмо, кто его написал. Обнаруживают, что сундук закрыт на замок. Воспитатель  читает письмо: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы учите башкирский язык и радуюсь вашим успехам. Какие вы молодцы. Я приготовила вам подарок – вкусное угощение. Но для того, чтобы получить его, вы должны выполнить все мои задания. Если вы правильно выполните задания, то найдете ключ от сундука. Ваша Снегурочка».

Второй этап: Воспитатель читает загадки со следующими отгадками: снег, зима, метель, снежинка, цветок. Дети называют отгадки по башкирски и выбирают карточки с соответствующей картинкой. Воспитатель  говорит  детям, что в наборе есть лишняя карточка. Дети называют ее (цветок). Затем ребята обнаруживают на стене заранее приклеенный цветок, а под ней новое задание.

 Третий  этап: На данном этапе детям предлагается собрать 4 пазла из нескольких кусочков. Они видят новые картинки – снежинки, ветер. Ставится проблемная задача: Что же нам делать? Где дальше искать задание. Дети должны догадаться, что мы знаем игру на башкирском языке как раз с этими словами. Предлагаю детям поиграть в игру «Снежинки и ветер». Потом находим новое задание.

Четвертый этап: Дети наряжают ёлку из предложенных разноцветных шариков, при этом вспоминая цвета по порядку.

Пятый этап: Под изображением ёлки находим новое задание – цифры от 1 до 10. Задание: расположить цифры по порядку и посчитать по башкирски  до 10. Пробуем догадаться, где можно найти следующее задание. Дети делают предположения. Задание оказывается под плакатом с цифрами.

Шестой этап: Дети получают задание «Соедини времена года и признаки времен года и назови по башкирски». Когда задание выполнено, дети получают подсказку, где можно найти ключ от сундука, внутри которого находятся леденцы и медали.

Как мы видим, в  процессе квеста дети не только закрепили и углубили свои знания по определенной теме, а также показали умение действовать в команде, умение логически мыслить, находить причинно-следственные связи. Квест-технологии помогают  ребятам развивать воображение и образное мышление для того чтобы решить задания. А воспитателю создать ситуацию успеха, сплотить коллектив, сгладить соревновательные моменты между детьми, проверить, насколько хорошо ребята усвоили материл, а также развивать интерес к изучению башкирского языка.

Таким образом, опыт применения данного метода в процессе обучения дошкольников башкирскому языку позволяет сделать вывод о том, что квест является инновационным методом, который интересен как детям, так и педагогам. Этот метод можно применять не только на занятиях по изучению башкирского языка, но и в других образовательных областях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_kvest_pri_izuchenii_bash.yaz_.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Центр образования № 15»

структурное подразделение детский сад

Консультация для педагогов на тему:

 Квест как инновационная форма обучения башкирскому языку детей старшего дошкольного возраста

Консультацию подготовила:

воспитатель Аралбаева А.Р.

Уфа - 2022

Квест как инновационная форма обучения башкирскому языку детей старшего дошкольного возраста

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что «Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности».

Эти требования ФГОС легко выполнить, используя инновационную технологию квест при обучении детей дошкольного возраста башкирскому языку.

Квест на занятиях по обучению башкирского языка объединен единой темой, в рамках которой решаются сразу несколько задач:

  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие интереса детей к изучению родного языка;
  • закрепление пройденного материала;
  • развитие творческих способностей детей, внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики;
  • умение ориентироваться по карте или схеме;
  • умение решать поставленные задачи в команде;
  • развитие сплоченности коллектива и многие другие.

 При обучении детей башкирскому языку квест можно использовать   как  закрепление пройденного материала,  также как и самостоятельное занятие, часть занятия, либо в качестве развлечения.

Во время игр, проведения занятий целесообразно использовать следующие задания:

  • назвать предметы по башкирски и найти четвертый лишний,
  • собрать пазл и назвать по башкирски полученное изображение,
  • рассказать стихотворение, потешку по башкирски на заданную тему (например, для того, чтобы спасти, развлечь или расколдовать героя),
  • отгадать загадки (назвать отгадки по башкирски),
  • закончить предложение,
  • а также включать подвижные и дидактические игры.

 В начале квеста всегда ставится определенная цель: найти клад, спасти героя, расшифровать карту и т.д. Воспитатель должен выполнять роль помощника, консультанта, подсказывать  детям в случае необходимости, направлять  ребят. Очень интересно детям, когда во время занятия задания оглашают персонажи (например, кукла Айгуль, Арслан или абстрактный герой на экране телевизора, письмо от героя, посылка) и т.д.

 Рассмотрим пример использования метода квест с целью изучения лексической темы «Зима».

Реквизит игры: письмо от Снегурочки, сундук, карточки, цветок, пазлы, ключ, леденцы, медали

Первый этап: Дети находят в группе сундук, а на сундуке лежит письмо. Ребята делают предположения для кого это письмо, кто его написал. Обнаруживают, что сундук закрыт на замок. Воспитатель  читает письмо: «Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы учите башкирский язык и радуюсь вашим успехам. Какие вы молодцы. Я приготовила вам подарок – вкусное угощение. Но для того, чтобы получить его, вы должны выполнить все мои задания. Если вы правильно выполните задания, то найдете ключ от сундука. Ваша Снегурочка».

Второй этап: Воспитатель читает загадки со следующими отгадками: снег, зима, метель, снежинка, цветок. Дети называют отгадки по башкирски и выбирают карточки с соответствующей картинкой. Воспитатель  говорит  детям, что в наборе есть лишняя карточка. Дети называют ее (цветок). Затем ребята обнаруживают на стене заранее приклеенный цветок, а под ней новое задание.

 Третий  этап: На данном этапе детям предлагается собрать 4 пазла из нескольких кусочков. Они видят новые картинки – снежинки, ветер. Ставится проблемная задача: Что же нам делать? Где дальше искать задание. Дети должны догадаться, что мы знаем игру на башкирском языке как раз с этими словами. Предлагаю детям поиграть в игру «Снежинки и ветер». Потом находим новое задание.

Четвертый этап: Дети наряжают ёлку из предложенных разноцветных шариков, при этом вспоминая цвета по порядку.

Пятый этап: Под изображением ёлки находим новое задание – цифры от 1 до 10. Задание: расположить цифры по порядку и посчитать по башкирски  до 10. Пробуем догадаться, где можно найти следующее задание. Дети делают предположения. Задание оказывается под плакатом с цифрами.

Шестой этап: Дети получают задание «Соедини времена года и признаки времен года и назови по башкирски». Когда задание выполнено, дети получают подсказку, где можно найти ключ от сундука, внутри которого находятся леденцы и медали.

Как мы видим, в  процессе квеста дети не только закрепили и углубили свои знания по определенной теме, а также показали умение действовать в команде, умение логически мыслить, находить причинно-следственные связи. Квест-технологии помогают  ребятам развивать воображение и образное мышление для того чтобы решить задания. А воспитателю создать ситуацию успеха, сплотить коллектив, сгладить соревновательные моменты между детьми, проверить, насколько хорошо ребята усвоили материл, а также развивать интерес к изучению башкирского языка.

Таким образом, опыт применения данного метода в процессе обучения дошкольников башкирскому языку позволяет сделать вывод о том, что квест является инновационным методом, который интересен как детям, так и педагогам. Этот метод можно применять не только на занятиях по изучению башкирского языка, но и в других образовательных областях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....