Конспект занятия "Школа юных космонавтов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Федоровa Светлана Юрьевна

Материал предназначен для проведения ООД в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема образовательной деятельности: «Школа юных космонавтов».

Цель: Формирование у детей готовности к принятию и использованию коммуникативных умений.

Коррекционно-образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие навыков речевого общения, развитие связной речи, мышления, фонематического восприятия, творческого воображения, общей моторики  и координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, навыков сотрудничества, взаимодействия ответственности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: Проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, маркерные доски, маркеры, счётные палочки, фишки трёх цветов на каждого ребёнка, изображение  слов на тюбиках, значки.

Методы и приёмы:

  • Словесные: составление рассказа, беседа.
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций.
  • Практические: пальчиковая гимнастика, релаксация, упражнение подбор слова на заданный звук, графический диктант, игра на развитие крупной моторики, игра на развитие фонематического слуха.

Место проведения: логопункт

Количество детей: 6 человек

Предварительная работа: Чтение отрывков из книги В. Синицына «Первый космонавт» и беседа  по ней. Рассматривание картинок и слайдов с изображением звёздного неба, планет, Млечного пути. Беседы о работе космонавтов на орбите. Разучивание игр и упражнений. Разучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанова, разучивание пальчиковой гимнастики «Планеты». Моделирование контура космического корабля. Беседа с воспитанника на тему «Космос», рассматривание иллюстраций.

Речевой материал: четверостишие «Полёт», стихотворение «Планеты».

Здоровье сберегающие условия занятия: чередование видов деятельности. Реализация методов, направленных на самопознание и развитие. Проведение релаксационных упражнений, направленных на коррекцию неблагоприятных факторов, которые могут возникнуть во время занятия. Поддержание благоприятного психологического микроклимата на занятии.

План занятия:

  1. Организационный момент. Вводная беседа.
  2. Первый уровень.
  • «Вопросы – ответы»
  • Упражнение «Подбери слово на заданный звук»
  1. Второй уровень. Работа за столами.
  • Звуковая схема
  • Графический диктант
  • Конструирование из счётных палочек
  1. Третий уровень.
  • Игра на развитие крупной моторики
  • Релаксация
  • Речевая игра с мячом
  • Игра на развитие фонематического слуха
  • Пальчиковая гимнастика
  1. Составление коллективного рассказа по опорным картинкам.
  2. Подведение итогов.

Организационный момент дети стоят полукругом

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Сегодня мы продолжаем нашу работу в школе юных космонавтов. Вы накопили много знаний по этой теме и сегодня у нас выпускной экзамен. Нам  предстоит пройти 3 уровня проверки ваших знаний, чтобы получить звание «Юный космонавт». За прохождение каждого уровня вычислительная система начислит вам  баллы и даст право перейти на следующий уровень. Вы готовы к экзамену?

Дети: Готовы.

На экране появляется надпись

1 уровень «Космические знания»

Логопед: Тогда приступаем. Первый уровень называется «Космические знания» На этом уровне вас ждут интересные вопросы. Вы готовы?

Дети: Да. Готовы.

Логопед: Как называется наша галактика?

Дети: Наша галактика называется Млечный путь.

Логопед: Какие планеты в нашей солнечной системе вы знаете?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,

Плутон.

Логопед: Отлично! Вы продемонстрировали прекрасные знания названия планет.

Скоро мы будем отмечать День космонавтики. Назовите дату первого полёта человека в космос.

Дети: 12 апреля 1961года.

Логопед: Кто и на каком космическом корабле полетел в космос?

Дети: Ю.А. Гагарин на корабле «Восток».

Логопед: А какие животные полетели в космос раньше человека?

Дети: Собаки -Лайка, Белка, Стрелка.

Логопед: А почему их послали в космос раньше человека?

Дети: Чтобы убедиться в том, что человек может перенести космический полёт.

Логопед: Назовите первую женщину космонавта.

Дети: В.Терешкова.

Логопед: Каких ещё вы знаете космонавтов?

Дети: Г.Титов, А.Леонов, С.Савицкая, С.Крикалёв, В Терешкова.

Логопед: А среди наших земляков, есть космонавты?

Дети: Да, О.И. Скрипочка - герой России. Родился и жил в городе Невинномысске. Свой первый полёт в космос он совершил в 2010 году, на борту корабля «Союз». Провёл много научных экспериментов, совершил три выхода в открытый космос.

Логопед: Ребята, прошло 60 лет, а, как много изменилось в нашей жизни. Как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции?

Дети: Проводят научные эксперименты, наблюдают и изучают нашу планету, изучают другие планеты.

Логопед: Как вы думаете, если бы человек не начал изучать космос, о чём бы мы не узнали и чего бы у нас не было?

Дети: Мы бы не знали о планетах и звёздах, у нас бы не было интернета, телевидения, мобильной связи.

Логопед: Верно.

Ребята, скажите, на какой звук начинается слово космос?

Дети: На звук «К».

Логопед: Давайте подберём слова на космическую тему на звук «К» вначале слова.

Упражнение

«Подбери слово на заданный звук»

Дети: Космодром, космонавт, комета, космолёт, космическая станция, космонавтика, космический корабль.

Логопед: Отлично справились с заданием.

На экране появляется изображение

«Поздравляем с успешным прохождением первого уровня!».

Логопед: Ребята, вы молодцы! Вы прошли первый уровень! И впереди второй уровень «Подготовка к полёту». Вы готовы?

Дети: Да.

На экране появляется надпись

2 уровень «Подготовка к полёту»

Логопед: Тогда, вперёд! Присаживайтесь на свои рабочие места. Нам необходимо подготовиться к космическому полёту и запастись продуктами питания. Как упакованы продукты для космического полёта?

Дети: Они находятся в специальных тюбиках.

Логопед: Посмотрите, у нас на складе много разных припасов. Прочитайте названия продуктов и выберите по два тюбика, которые вам понравятся. Выложите, звуковую схему слова используя фишки.

Работа за столами.

Дети фишками обозначают звуки (гласные, согласные, твёрдые, мягкие)

в словах: каша, компот, борщ, кисель, сок, сыр, икра, хлеб, рыба, суп).

Логопед: Замечательно, ребята. Для подготовки к полёту нам необходимо проложить маршрут нашего космического передвижения.

Графический диктант

 «Космический маршрут»

Логопед: Возьмите маркерные планшеты и маркеры. Поставьте маркер на точку старта. От точки 4 клетки вправо, 10 клеток вниз, 10 клеток вправо, 3 клетки вверх, 6 клеток влево, 7 клеток вверх, 4 клетки вправо, 6 клеток по диагонали вверх, влево. Соедините с точкой старта. Направление нашего маршрута готово.

Работа с маркерными планшетами.

Звучит музыка «Космический маршрут»

Логопед: Хорошо, вы справились ребята с заданием. Теперь, когда космический маршрут проложен, я предлагаю вам сконструировать ракету, на которой мы с вами отправимся в космический полёт. Перед вами счётные палочки. Выложите из них космическую ракету.

Работа за столами.

воспитанники конструируют ракету из счётных палочек по замыслу.

Логопед: Наш маршрут построен, ракеты к старту готовы. Уровень «Подготовка к полёту» пройден.

На экране появляется изображение

«Поздравляем с успешным прохождением второго  уровня!».

Логопед: Впереди нас ждёт третий уровень «Космический полёт».

Логопед: Приготовимся, ребята!

Космодром уже нас ждёт.

Отправляемся сегодня,

Мы в космический полёт!

На экране появляется надпись

3 уровень «Космический полёт»

Игра на развитие крупной моторики

«Запуск ракеты»

Логопед: К запуску ракеты, приготовиться!

(вытягивает руки вперёд, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх).

Дети: Есть, приготовиться!

(повторяют движения)

Логопед: Включить контакты!

(соединяет большие пальцы рук)

Дети: Есть, включить контакты!

Логопед: Завести моторы!

(круговые движения кулачками, один вокруг другого)

Дети: Есть, завести моторы!

(выполняют движения со звуком «Р»)

Логопед: Начинаем обратный отсчёт!

Все: 5,4, 3, 2, 1, ПУСК!

(сомкнутые руки вверх)

Релаксация

«Невесомость»

Логопед: Мы находимся в состоянии невесомости. Вы помните, что это такое состояние, когда ни предметы, ни люди ничего не весят. Мы спокойны. Наши руки лёгче воздуха. Наше тело расслаблено.

Дети под музыку изображают состояние невесомости.

Логопед: Ребята, мы попали с вами в зону метеоритов.

Звучит космическая музыка. На экране появляется изображение метеоритного пояса.

Логопед: Чтобы благополучно преодолеть её, мы должны включить противометеоритную защиту. Встаньте в круг. Я буду называть один предмет, и бросать вам мяч. А вы будете, называть много предметов и отбрасывать мяч мне назад.

Речевая игра с мячом

«Метеорит»

Логопед: Я буду называть слово в единственном числе, и бросать мяч поочерёдно каждому ребёнку. А вы, отбрасывайте мяч обратно и называйте слово во множественном числе.

Молодцы, ребята! Мы  защитили наш космолёт от метеоритов.

слова (планета, звезда, комета, метеорит, спутник, ракета, орбита)

На экране появляется изображение звездопада.

 Звучит музыка.

Логопед: Ребята, давайте представим, что это звёздный дождь. Внимательно послушайте ритм дождя. Я предлагаю вам повторить этот ритм.

Игра на развитие фонематического слуха

«Звёздный дождь»

Логопед отхлопывает ритм, дети  повторяют

 (II  II  II; II II I; I I I; I II II; III III III ; I I III)

Логопед: Какие вы молодцы, ребята.  А теперь вспомните и назовите, какие планеты вращаются вокруг солнца. Приготовьте ваши пальцы.

Пальчиковая гимнастика

«Планеты»

Дети поочерёдно загибают пальцы на обеих руках, произносят слова.

На экране слайды с изображением планет

Логопед: На луне жил звездочёт, (прихлопывают в ладоши)

Он планетам вёл подсчёт.

Меркурий – раз, Венера – два, (загибают пальцы рук)

Три - Земля, четыре – Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой Нептун,

Девять - дальше всех –Плутон.

Кто не видит - выйди вон (хлопнуть в ладоши)

Логопед: Посмотрите в иллюминаторы, мы пролетаем мимо незнакомой планеты. Давайте представим, как она выглядит, и составим фантастический рассказ об этой планете

(на экране опорные картинки)

кос.png

Логопед: Как мы назовём новую планету?

Как она выглядит из космоса?

Что мы увидим на этой планете?

Как выглядят её жители?

Как бы они отнеслись к нам?

Что бы мы рассказали о нашей планете?

Чем закончилась бы встреча?

(дети составляют коллективный рассказ по опорным картинкам).

Логопед: Молодцы, вы прошли третий уровень!

Мы раскроем все секреты,

Мы изучим шар земной,

Создадим свои проекты, а пока летим домой.

(на экране появляется изображение Земли из космоса.

Звучит космическая музыка)

Логопед: Внимание! Начинаем снижение. Вот мы вернулись из нашего полёта.

Подведение итога

Логопед: Что мы сегодня делали?

Дети: Отвечали на вопросы о космосе. Составляли звуковую схему слов, подбирали слова на заданный звук. Выкладывали из палочек ракету. Защищались от метеоритов. Отхлопывали ритм звёздного дождя. Выполняли пальчиковую гимнастику. Составляли фантастический рассказ. Играли в игры.

Логопед: Что вам понравилось больше всего?

Дети: Мне понравилось составлять фантастический рассказ. Я люблю составлять звуковые схемы. Мне понравилось отвечать на вопросы. А мне понравилась невесомость.

Логопед: Ребята, вы прошли все уровни в школе юных космонавтов, выдержали экзаменационные испытания и заслужили звание «Юный космонавт».

(Вручение значков «Юный космонавт»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "Юные космонавты"

Конспект физкультурного досуга для сарших групп "Юные космонавты". Данному досугу предшествует большая предварительная работа с детьми и техническое оснащение (проектор, экран, зеркальный шар с электр...

Программа кружка «Юные космонавты» по приобщению детей к науке о космических телах.

В основе концепции программы лежит убеждение, что дети развиваются лучше, тогда, когда увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная обучающая среда сама побуждает детей к исследованию, инициатив...

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе "Школа юных космонавтов" д.сад№ 198 г Красноярск.

Конспект открытого  физкультурного занятия тренировочного типа в подготовительной группе проводила на семинаре педагогов по физ. воспитанию ОАО РЖД Красноярского края. В занятии использовали...

Вечер досуга "Юные космонавты"

Вечер досуга посвященный Дню Космонавтики. Использованы разнообразные види заданий как для закрепления знаний, так и для получения новых....

школа юных космонавтов

сценарий для проведения развлечения ко дню космонавтики. сценарий разработан совместно физкультурным руководителем. предназначен для детей старшей группы...

школа юных космонавтов

сценарий для проведения развлечения ко дню космонавтики. сценарий разработан совместно физкультурным руководителем. предназначен для детей старшей группы...

"Школа юных космонавтов"

Приобщение детей к здоровому образу жизни (необходимое соблюдение режима дня, о полезных  для организма человека продуктах питания). Использование в НОД индивидуально- дифференцированный по...