«В поисках дружбы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Елена Сергеевна

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_druzhby.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа.

На творческий конкурс

методических разработок по духовно-нравственному воспитанию  

«Ступеньки к красоте души».

Номинация

«Лучшая разработка НОД

по духовно-нравственному воспитанию»

«В поисках дружбы»

Автор:

Савченкова Елена Сергеевна, 

воспитатель МБДОУ ДСКВ №22

г. Ейск МО Ейский р-н

2020 год.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Задача воспитателя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым, уважать свою Родину, воспитывать отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

«Планируемые результаты освоения воспитанниками программы духовнонравственного воспитания»

1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.

2. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность .

3. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность).

4. Бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.

5. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

6. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду.

7. Активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности.

8. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений.

9. Приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

10. Ответственность за свои дела и поступки.

11. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«В поисках дружбы»

Возраст воспитанников: дошкольный возраст (6-й год жизни)

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Образовательные области: Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное» «Физическое развитие»).

Цель: формирование у детей представлений доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей бережного отношения к дружбе; формирование умения аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу; расширять представления детей о дружбе.

Развивающие: развивать познавательный интерес, коммуникативность; расширить представление детей о дружбе; развивать культуру речи, мыслительную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Воспитательные: воспитывать дружественные, толерантные отношения между детьми, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Задачи индивидуальной работы с детьми: развивать умение детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений; использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Предварительная работа: ознакомление с пословицами о дружбе; чтение художественной литературы: русские народные сказки «Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, козёл да баран», «Два товарища» (по басне Л. Толстого); С. Михалков «Дядя Стёпа», Братья Гримм «Бременские музыканты»; индивидуальные беседы с детьми по теме.

Методы и приемы: словесный, игровой, беседа, показ

Ход:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Скажите мне, пожалуйста, а у нас в группе дети умеют дружить?

Дети. Умеют.

Воспитатель. Назовите каждый своего самого лучшего друга. Дети по очереди называют своего друга.

Воспитатель. Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся?

Дети. Бывает.

Воспитатель. Что надо делать, чтобы не ссориться?

Дети. Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не жаловаться, уметь прощать

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуй»? Ответы детей. Правильно, ребята, ведь слово «здравствуй» - это приветствие и пожелание здоровья и добра. Давайте поприветствуем друг друга.

Я здороваюсь везде, в дома и на улице,

Даже здравствуй, говорю я соседской курице.

Здравствуй солнце, здравствуй день,

Мне здороваться не лень!

Ты мой друг,

И я твой друг,

Здравствуй, добрый друг!

Воспитатель: Сегодня утром к нам пришло письмо от Нолика. Давайте я его вам прочитаю.

Письмо: «Здравствуйте, ребята! Все мои друзья - фиксики поссорились между собой. Не хотят больше дружить! Симка, Файер, Игрек, Верта и Шпуля порвали нашу с ними фотографию, и разбрасали все кусочки. Я знаю, что вы очень добрые и дружные ребята и не испугаетесь выполнить все задания, чтобы собрать нашу фотографию и померить их. Помогите мне, пожалуйста!»

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Нолику? (ответы детей). Соберем кусочки фотографии? (ответы детей)

Воспитатель: Фиксики совсем забыли добрые слова, которые нужно говорить при встрече и для того, чтобы нам найти первый кусочек фотографии нам нужно их вспомнить.

Игра «Доскажи словечко».

1. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,

Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй).

2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста).

3. Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте … (любезны), будьте ... (добры).

4. Если встретилась компания, не поспешно, не заранее, То в минуту расставания всем скажите … (до свидания).

5. Если, словом или делом вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо).

Индивидуальная работа: Маша, какие еще вежливые слова ты знаешь?(ответ ребенка)

Воспитатель: молодцы, ребята, вы знаете вежливые слова, вот первый кусочек фотографии.

Воспитатель: Нолик оставил для нас примеры поступков, которые тоже совсем Фиксики,  нужно аплодисментами обозначить правильные:

Игра «Хорошо – плохо» 

Обидел девочку,

Порвал одежду,                    

Защитил слабого,

Поссорился с мамой,    

Обогрел и накормил котёнка,

Сорвал ветку с дерева,    

Поблагодарил за помощь

Сломал игрушку,                    

Разбил вазу,

Помог малышу одеться,          

Поделился конфетой.

Индивидуальная работа: Артем, когда тебе помогают, что нужно сказать?(ответ ребенка)

Воспитатель: Очень хорошо, вот мы с вами нашли еще один  кусочек фотографии.

Воспитатель: Следующее задание от Нолика: Фиксики не помнят, какой должен быть настоящий друг. Поможем им вспомнить? (ответы детей) А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет".

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Друга стоит обижать?(Нет-нет-нет)

Другу будем помогать?(Да-да-да)

Друга нужно разозлить?(Нет-нет-нет)

А улыбку подарить?(Да-да-да)

Мы научимся играть?(Да-да-да)

Ну а споры разрешать?(Да-да-да)

Чай с друзьями будем пить?(Да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?(Да-да-да)

Будем крепко мы дружить?(Да-да-да)

Индивидуальная работа: Гордей, а какой еще должен быть настоящий друг? (ответ ребенка, если затрудняется, то дети ему помогают)

Воспитатель: Молодцы, вот мы с вами получили еще кусочек фотографии. А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультурная минутка

Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь (встаем в круг)

Вправо – влево повернитесь. (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться. (кружение)

Много радостных людей (идём по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем (подходим к центру)

Про печаль забудем. (отходим назад).

Воспитатель: Ребята, о дружбе и друзьях написано много книг?(ответы детей) Правильно, очень много. И следующее наше задание заключается в том, чтобы вспомнить, кто с кем дружит в сказках.

Проводится викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зеленый крокодил Гена и ... (Чебурашка)

2.Доверчивый Буратино и ... (Мальвина)

3.Смешной мишка Вини-Пух и ...(Пятачок)

4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осёл).

5. Девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда).

6. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Звали - Карлсон. Лекарство – малиновое варенье). 

5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их. (Львёнок и черепаха). 

6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон). 

Индивидуальная работа: Дарина, а каких еще друзей из сказок ты можешь назвать? (ответ ребенка, если затрудняется, то дети помогают)


Воспитатель: Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. А за это задание мы с вами получили еще один кусочек фотографии.

Воспитатель: Следующее наше задание, это решение различных ситуаций.

Словесная игра «Закончи предложение»

1.Если девочка шла, споткнулась о камень и упала, …

2. Если увидели, что мальчик обижает девочку, …

3.Если девочка ест конфету, а другая смотрит, как она ест, …

4.Если мальчики играют в мяч, а девочка стоит рядом и плачет, …

(Дети высказывают свои мнения по каждой ситуации)

Воспитатель: Молодцы, а вот и еще один кусочек фотографии.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами собрали все кусочки фотографии, давайте их соберем все вместе. (дети собирают картинку) Ребята, мы с вами собрали фотографию и Фиксики теперь снова дружат. Молодцы! А теперь давайте с вами подберём к слову «друг» похожие (однокоренные) слова. 

Дети: друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать Нолику?  Что вам больше всего понравилось? Как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе? (Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм).  


Список рекомендуемой литературы.

1.Демина, Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду / Г. Д. Демина. // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10)

2.Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4.

3.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.

4.Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.

5.Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность "В поисках города дружбы"

Образовательная область "Социализация", старшая группа....

Конспект спортивного развлечения по физкультуре для детей старшего дошкольного возраста «В поисках дружбы».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида            Конспект спортивного развлечения по фи...

Игра-викторина «В поисках друзей» (путешествие по сказкам о дружбе и взаимопомощи) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа) и родителей

Зарождение и становление отношений к другим людям происходит вдетском возрасте. Опыт таких отношений является основой для дальнейшегоразвития личности ребёнка и определяет его поведение, самосознание ...

Досуговое мероприятие "В поисках дружбы"

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий физкультурного досуга к празднику День народного единства «В поисках дружбы»

Цель: Познакомить детей с культурными ценностями народов России через подвижные игры. Задачи:Формировать потребность в здоровом образе жизни.Развивать физические качества: ловкость, быстроту, вын...

Квест "В поисках дружбы"

Данный материал можно использовать педагогам самостоятельно или как итоговое мероприятие на неделе психологии, посвященной теме "Дружба"...