«В поисках дружбы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная работа.
На творческий конкурс
методических разработок по духовно-нравственному воспитанию
«Ступеньки к красоте души».
Номинация
«Лучшая разработка НОД
по духовно-нравственному воспитанию»
«В поисках дружбы»
Автор:
Савченкова Елена Сергеевна,
воспитатель МБДОУ ДСКВ №22
г. Ейск МО Ейский р-н
2020 год.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Задача воспитателя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым, уважать свою Родину, воспитывать отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
«Планируемые результаты освоения воспитанниками программы духовнонравственного воспитания»
1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.
2. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность .
3. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность).
4. Бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.
5. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим, потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
6. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду.
7. Активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности.
8. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений.
9. Приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
10. Ответственность за свои дела и поступки.
11. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«В поисках дружбы»
Возраст воспитанников: дошкольный возраст (6-й год жизни)
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Образовательные области: Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное» «Физическое развитие»).
Цель: формирование у детей представлений доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей бережного отношения к дружбе; формирование умения аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу; расширять представления детей о дружбе.
Развивающие: развивать познавательный интерес, коммуникативность; расширить представление детей о дружбе; развивать культуру речи, мыслительную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Воспитательные: воспитывать дружественные, толерантные отношения между детьми, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Задачи индивидуальной работы с детьми: развивать умение детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений; использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Предварительная работа: ознакомление с пословицами о дружбе; чтение художественной литературы: русские народные сказки «Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, козёл да баран», «Два товарища» (по басне Л. Толстого); С. Михалков «Дядя Стёпа», Братья Гримм «Бременские музыканты»; индивидуальные беседы с детьми по теме. Методы и приемы: словесный, игровой, беседа, показ |
Ход: Дети стоят полукругом. Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Скажите мне, пожалуйста, а у нас в группе дети умеют дружить? Дети. Умеют. Воспитатель. Назовите каждый своего самого лучшего друга. Дети по очереди называют своего друга. Воспитатель. Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся? Дети. Бывает. Воспитатель. Что надо делать, чтобы не ссориться? Дети. Делиться игрушками, не драться, уступать друг другу, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не жаловаться, уметь прощать Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуй»? Ответы детей. Правильно, ребята, ведь слово «здравствуй» - это приветствие и пожелание здоровья и добра. Давайте поприветствуем друг друга. Я здороваюсь везде, в дома и на улице, Даже здравствуй, говорю я соседской курице. Здравствуй солнце, здравствуй день, Мне здороваться не лень! Ты мой друг, И я твой друг, Здравствуй, добрый друг! Воспитатель: Сегодня утром к нам пришло письмо от Нолика. Давайте я его вам прочитаю. Письмо: «Здравствуйте, ребята! Все мои друзья - фиксики поссорились между собой. Не хотят больше дружить! Симка, Файер, Игрек, Верта и Шпуля порвали нашу с ними фотографию, и разбрасали все кусочки. Я знаю, что вы очень добрые и дружные ребята и не испугаетесь выполнить все задания, чтобы собрать нашу фотографию и померить их. Помогите мне, пожалуйста!» Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Нолику? (ответы детей). Соберем кусочки фотографии? (ответы детей) Воспитатель: Фиксики совсем забыли добрые слова, которые нужно говорить при встрече и для того, чтобы нам найти первый кусочек фотографии нам нужно их вспомнить. |
Игра «Доскажи словечко».
1. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй).
2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста).
3. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны), будьте ... (добры).
4. Если встретилась компания, не поспешно, не заранее, То в минуту расставания всем скажите … (до свидания).
5. Если, словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо).
Индивидуальная работа: Маша, какие еще вежливые слова ты знаешь?(ответ ребенка)
Воспитатель: молодцы, ребята, вы знаете вежливые слова, вот первый кусочек фотографии.
Воспитатель: Нолик оставил для нас примеры поступков, которые тоже совсем Фиксики, нужно аплодисментами обозначить правильные:
Игра «Хорошо – плохо»
Обидел девочку,
Порвал одежду,
Защитил слабого,
Поссорился с мамой,
Обогрел и накормил котёнка,
Сорвал ветку с дерева,
Поблагодарил за помощь
Сломал игрушку,
Разбил вазу,
Помог малышу одеться,
Поделился конфетой.
Индивидуальная работа: Артем, когда тебе помогают, что нужно сказать?(ответ ребенка)
Воспитатель: Очень хорошо, вот мы с вами нашли еще один кусочек фотографии.
Воспитатель: Следующее задание от Нолика: Фиксики не помнят, какой должен быть настоящий друг. Поможем им вспомнить? (ответы детей) А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет".
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Друга стоит обижать?(Нет-нет-нет)
Другу будем помогать?(Да-да-да)
Друга нужно разозлить?(Нет-нет-нет)
А улыбку подарить?(Да-да-да)
Мы научимся играть?(Да-да-да)
Ну а споры разрешать?(Да-да-да)
Чай с друзьями будем пить?(Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?(Да-да-да)
Будем крепко мы дружить?(Да-да-да)
Индивидуальная работа: Гордей, а какой еще должен быть настоящий друг? (ответ ребенка, если затрудняется, то дети ему помогают)
Воспитатель: Молодцы, вот мы с вами получили еще кусочек фотографии. А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультурная минутка
Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь (встаем в круг)
Вправо – влево повернитесь. (повороты вправо – влево)
Будем веселиться, (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться. (кружение)
Много радостных людей (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем (подходим к центру)
Про печаль забудем. (отходим назад).
Воспитатель: Ребята, о дружбе и друзьях написано много книг?(ответы детей) Правильно, очень много. И следующее наше задание заключается в том, чтобы вспомнить, кто с кем дружит в сказках.
Проводится викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зеленый крокодил Гена и ... (Чебурашка)
2.Доверчивый Буратино и ... (Мальвина)
3.Смешной мишка Вини-Пух и ...(Пятачок)
4. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осёл).
5. Девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда).
6. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Звали - Карлсон. Лекарство – малиновое варенье).
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их. (Львёнок и черепаха).
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон).
Индивидуальная работа: Дарина, а каких еще друзей из сказок ты можешь назвать? (ответ ребенка, если затрудняется, то дети помогают)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. А за это задание мы с вами получили еще один кусочек фотографии.
Воспитатель: Следующее наше задание, это решение различных ситуаций.
Словесная игра «Закончи предложение»
1.Если девочка шла, споткнулась о камень и упала, …
2. Если увидели, что мальчик обижает девочку, …
3.Если девочка ест конфету, а другая смотрит, как она ест, …
4.Если мальчики играют в мяч, а девочка стоит рядом и плачет, …
(Дети высказывают свои мнения по каждой ситуации)
Воспитатель: Молодцы, а вот и еще один кусочек фотографии.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами собрали все кусочки фотографии, давайте их соберем все вместе. (дети собирают картинку) Ребята, мы с вами собрали фотографию и Фиксики теперь снова дружат. Молодцы! А теперь давайте с вами подберём к слову «друг» похожие (однокоренные) слова.
Дети: друзья, дружочек, дружище, дружный, дружок, дружить, подружка, сдружиться, дружба.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать Нолику? Что вам больше всего понравилось? Как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе? (Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм).
Список рекомендуемой литературы.
1.Демина, Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду / Г. Д. Демина. // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10)
2.Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4.
3.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.
4.Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.
5.Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/25/picture-97466.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность "В поисках города дружбы"
Образовательная область "Социализация", старшая группа....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1108778-1548686193.jpg)
Конспект спортивного развлечения по физкультуре для детей старшего дошкольного возраста «В поисках дружбы».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида Конспект спортивного развлечения по фи...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/10/picture-62851-1568064089.jpg)
Игра-викторина «В поисках друзей» (путешествие по сказкам о дружбе и взаимопомощи) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа) и родителей
Зарождение и становление отношений к другим людям происходит вдетском возрасте. Опыт таких отношений является основой для дальнейшегоразвития личности ребёнка и определяет его поведение, самосознание ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/30/picture-1284021-1604035735.jpg)
Сценарий физкультурного досуга к празднику День народного единства «В поисках дружбы»
Цель: Познакомить детей с культурными ценностями народов России через подвижные игры. Задачи:Формировать потребность в здоровом образе жизни.Развивать физические качества: ловкость, быстроту, вын...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/13/picture-590108-1665622116.jpg)
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе "В поисках дружбы".
Создание условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-1438314-1669274117.jpg)
Квест "В поисках дружбы"
Данный материал можно использовать педагогам самостоятельно или как итоговое мероприятие на неделе психологии, посвященной теме "Дружба"...