Занятие "Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гричкоcей Наталья Николаевна

текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshka_s_kotyatami.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет)

Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Вид деятельности детей: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная

Цель: развивать связную речь дошкольников с помощью картины «Кошка с котятами».

Программное содержание: пополнить и активизировать словарь детей; закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания; формировать умение внимательно рассматривать картину; продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине в определенной последовательности; формировать умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать у детей: память, внимание, мышление, речь, умение делать элементарные выводы и умозаключения. Воспитывать чувства сопереживания ко всему живому; воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.

Предварительная работа: Наблюдение за кошкой и собакой на территории детского сада, составление описательного рассказа об игрушке, дид. игры «Кто где живет», чтение художественной литературы В. Сутеев «Кто сказал мяу»

Материалы и оборудования: демонстрационная магнитная доска, большая рукавица, мягкая игрушка – Кошка-мама, котенок, салфетка, картина С. Веретенниковой «Кошка с котятами» 

Планируемый результат: составляют рассказ по картине

Структура занятия

1

Вводная часть

мотивационный, введение в ситуацию

4 мин

2

Основная часть

14 мин

1.

Дид. игра «Помоги найти маму».

Нахождение мамы котёнка

1 мин

2.

Физминутка «Кошка»

Движения по тексту

1 мин

3.

Рассматривание картины

Беседа по картине «Кошка с котятами».

5 мин

4.

Составление рассказа по картине.

Составление рассказа с помощью воспитателя

5 мин

5.

Игровое упр. «Подбери слова-действия»

Подбор ответов на вопросы, используя глаголы

2 мин

3

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность занятия 20 минут

Ход занятия

Вводная часть. (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)

- Ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка и дедушка, братик или сестренка. Ведь так? Вы их любите? А за что вы их любите?

- А животных как вы думаете, нужно любить?

- А какие бывают животные? (дикие и домашние)

- У кого дома есть животные?

- Вы его любите? (ответы детей)

- Я тоже люблю животных, и больших, и совсем маленьких! И хочу рассказать одну историю. Хотите послушать? Так вот. Иду я как-то по тропинке, медленно иду, и вдруг… (снимаю салфетку, а под ней рукавичка).

«Ой! Что за хатка невеличка?

Из овчинки рукавичка!

Плачет кто-то.

Слышу я!

Не помочь ли, нам, друзья?»

- Кто же там может плакать? (ответы детей)

(достаю из рукавички котёнка)

- Ребята, кто это?

Интересно, почему котенок плачет? Спросите у котенка, что у него случилось?

(дети задают вопрос)

-Ребята, хотите помочь котенку? А сможете?

 Основная часть (содержательный, деятельный этап)

Дидактическая игра «Помоги найти маму».

На столе игрушки животных, детям необходимо найти котёнку маму и сказать какое это животное. (дикое или домашнее животное).

- Ребята, а теперь давайте с вами немного отдохнем!

Физминутка «Кошка»

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки) 

Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) 

Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух, (повернуть голову вправо)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (соответствующие движения и мимика)

- Ребята, вы смогли помочь котенку? А какие знания вам понадобились для этого? Молодцы, помогли котенку найти маму! А теперь мне хотелось бы познакомить вас с семьей нашего нового друга. Хотите?

Рассматривание картины «Кошка с котятами». Беседа по картине.

(выставляю на доску картину «Кошка с котятами».) 

-Ребята, кто изображен на картине? (кошка и котята)

- Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (Кошачья семья) 

Фонограмма кошки-мамы.

- Ребята, чей голос мы слышим? (Кошки)

- Она вас благодарит за то, что вы помогли ее котенку.

- А знаете, о чем она вас просит? Кошка-мама просит вас рассказать о ней и ее котятах. Ей будет очень интересно услышать рассказ про ее семью. Ну что порадуем кошку-маму? (Да)

- Давайте, обратим внимание на картину и внимательно ее рассмотрим. (делаю паузу, дети рассматривают).

- Кошка какая? (большая, пушистая, красивая, усатая, с красивой полосатой шерсткой).

- Что делает кошка? (лежит, отдыхает)

-Какое имя можно дать кошке? (Мурка) — Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы держим на руках котенка, погладьте его. Что вы чувствуете? Он какой? (маленький, мягкий, пушистый)

-Как кошка и котята разговаривают? (Мяу -мяу)

- А как они мурлыкают? (Муур – Муур)

- Сколько котят изображено на картине? (хоровые ответы)

- Давайте вместе посчитаем: один котенок, два, три. У кошки трое котят. — Что делает этот котенок? (играет с клубочками)

- Какое имя можно ему дать? (Васька)

- Что делает этот котенок? (лакает молоко; сидит возле блюдца с молоком)

- Какое имя дадим ему? (Пушок)

- Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает; дремлет) — Давайте ему придумаем имя? (Соня)

- Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)

- А теперь подумайте, где котята могли взять клубочки? (Бабушка вязала шарф и уснула, а котята клубочки укатили)

- Что она скажет котятам, когда вернется? (Какие балованные котята, вот я вас накажу, не дам молока.

- Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и, наконец, о том, что видим вокруг. Какими словами можно начать рассказ? (На картине изображены и т.д.)

Составление рассказа по картине.

- Ребята, я начну первой рассказ, а вы продолжите.

- На картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, красивая и пушистая. У нее острые ушки, зелёные глаза, длинные усы и полосатая шерстка. Кошка лежит на коврике и смотрит на своих котят.

- Кто желает продолжить и описать котят?

- Ребята, а кто из вас хочет рассказать Кошке — маме о ее семье, глядя на картину? Я вам буду помогать. (Дети по очереди составляют 3-4 рассказа. Выслушиваю рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию).

- Молодцы!

Игровое упражнение «Подбери слова-действия»

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?" Тот, кто поймает мяч, дает ответ, например: «Царапаться». Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним все то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

Заключительная часть. Итог.

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- А как нужно рассказывать по картине, чтобы рассказ был интересным? Молодцы!

Фонограмма Кошки-мамы.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! (достаю мягкую игрушку — кошку из-за доски)

- Да, это наша кошка из картины сама пришла вас поблагодарить за ваши рассказы. А пришла она не с пустыми лапками, а с книжками.

- Давайте поблагодарим кошку-маму за подарки. (Спасибо!)

Мне тоже понравились ваши рассказы, и я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами». Вдруг кто — то из вас еще порадует кошку, рассказав о том, какая она и ее котята красивые

Занятие по развитию речи в средней группе.

Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Содержание: продолжали учить детей составлять рассказ по сюжетной картине в определенной последовательности; активизировали словарь детей; закрепляли знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания; формировали умение внимательно рассматривать картину; формировать умение согласовывать слова в предложении, образовывали форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивали у детей: память, внимание, мышление, речь, умение делать элементарные выводы и умозаключения. Воспитывали чувства сопереживания ко всему живому, умение слушать своего товарища и не перебивать.

Рекомендации: продолжать учить детей составлять рассказы по картине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята» подготовительная группа образовательная область- речевое развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Здесь котята- акробаты,Здесь и клоуны – котята» подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты,Здесь и клоуны – котята»Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать выс...

Конспект занятия по развитию речи «Здесь котята - акробаты, Здесь и клоуны – котята»

Конспект  занятия по развитию речиТема: «Здесь котята - акробаты,            Здесь и клоуны – котята»...

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать вы...

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, здесь и клоуны – котята»

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме:«Здесь котята- акробаты, здесь и клоуны – котята&ra...

Конспект в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты по теме: «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята»

Задачи. Развивать диалогическую речь детей. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Обогащать словарь образными словами и выражениями. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. ...