Конспекты занятий по речевому развитию воспитанников 2-3 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Камбаратова Ольга Николаевна

Занятия по развитию речи в 1 младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_rechi.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по речевому развитию воспитанников 2-3 лет

Занятие 1. «Ванька-встанька»

Задачи:

Развитие физиологической основы речи:  развивать длительность диафрагмального речевого выдоха.

Развитие речи:

Звуковая культура речи: упражнять детей в произношении звуков т, т, к, к; продолжать развивать фонематический слух; развивать просодические элементы речи: темп и ритм.

Словарная работа: активизировать в речи существительные из лексической темы «Игрушки» (кукла, машина, зайчик, совок и т.д.); вводить в словарь и активизировать в речи глаголы, обозначающие действия с игрушками (кормить, одевать, гладить, звенеть, переносить и т.д.)

Формирование грамматического строя речи: учить составлять простые предложения по совершаемым действиям.

Связная речь: учить детей составлять высказывание из 1-2 предложений по совершаемым действиям (по восприятию).

Оборудование: игрушки: машина, кукла, зайчик, пирамидка, кастрюлька, поезд, погремушка, совок, медведь, ведерко, Ванька-встанька.

Ход занятия

        Сюрпризное появление машины с игрушками. Машина въезжает в группу. Воспитатель вместе с детьми достает игрушки, дети рассматривают их, называют. Затем каждый ребенок выбирает ту игрушку, которая ему больше понравилась. Дидактическое упражнение «Как можно играть с этой игрушкой?». Каждый ребенок говорит, как можно играть с той игрушкой, которую он держит:

- кукла (кормить, одевать, укладывать спать);

- машина (катать, нагружать, разгружать, возить);

- зайчик (прыгать, гладить, кормить);

- кастрюлька (готовить, варить, кормить);

- поезд (катать, перевозить, загружать);

- погремушка (звенеть, трясти, стучать);

- совок (копать, строить, нагружать);

- ведерко (накладывать, делать куличики, переносить);

- медведь (кормить, гладить, укладывать спать).

        Воспитатель достает еще одну игрушку «Ванька-встаньку» (неваляшка) и спрашивает: «Что это за игрушка? Что с ней можно делать?» Предположения детей.

Воспитатель: «Ванька-встанька, поиграй-ка!». Педагог делает сильный наклон игрушки, чтобы были медленные ритмичные покачивания куклы и говорит: «Ванька-встанька танцует, тики-так, тики-так» (медленный темп и ритм). Далее делается небольшой наклон игрушки для быстрых покачиваний: «Ванька-встанька танцует, тик-так, тик-так» (быстрый темп и ритм). Повторяются быстрые и медленные движения куклы, а воспитатель проговаривает вместе с детьми фразы.

        Ванька-встанька приглашает детей поиграть:

Ванька-встанька, поиграй-ка,

Наших деток покачай-ка!

Дети выполняют наклоны туловища из стороны в сторону

Ручки пусть похлопают!

Дети хлопают в ладоши

Ноженьки потопают.

Дети топают ногами

Губки улыбнутся

Дети выполняют упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбка»

В трубочку свернутся.

Дети выполняют упражнение артикуляционной гимнастики «Трубочка»

        Ванька-встанька дает детям игрушку «Мыльные пузыри». Выполнение дыхательной гимнастики, выдувание мыльных пузырей.

        Ванька-встанька зовет другие игрушки поиграть с ним. Каждый ребенок со своей игрушкой и Ванька-встанькой придумывает игровое действие, показывает его и говорит, что он делает. Например: «Кукла танцует с Ванька-встанькой, тики-так, тики-так», «Ванька-встанька катается на машине», «Зайчик прыгает с Ванька-встанькой, тик-так, тик-так» и т.д. Педагог помогает детям формулировать фразы.

Занятие 2. «Матрешки»

Задачи:

Развитие физиологической основы речи:  развивать основные характеристики голоса.

Развитие речи:

Звуковая культура речи: упражнять детей в произношении звуков п, м; развивать просодические элементы речи: темп, ритм; продолжать развивать фонематический слух.

Словарная работа: вводить в словарь и активизировать в речи прилагательные, обозначающие цвет (желтый, зеленый) и размер (большой, маленький).

Формирование грамматического строя речи: учить согласовывать прилагательное и существительное в ед. и мн. числе; продолжать учить составлять распространенные простые предложения.

Связная речь: продолжать учить детей составлять высказывание по совершаемым действиям (по восприятию).

Развитие коммуникативных умений: продолжать развивать умение использовать просодические, паралингвистические элементы речи в зависимости от содержания высказывания: темп и ритм; продолжать учить детей использовать речевые формулы этикета: здороваться, прощаться, применяя соответствующие интонации (доброжелательность, приветливость).

Оборудование: на каждого ребенка: большие матрешки с желтыми фартуками и маленькие с зелеными; музыкальные фрагменты плясовых в медленном и быстром темпе; изображения желтых и зеленых платочков.

Ход занятия

        Сюрпризное появление матрешек. Воспитатель побуждает детей их поприветствовать и пригласить в группу: «Здравствуйте, проходите, пожалуйста!» (доброжелательные интонации, приветливый тон). Педагог: «Кто пришел к нам в гости? Сколько матрешек пришло к нам в гости? (много матрешек)».

        Рассматривание матрешек. Воспитатель берет большую матрешку и спрашивает: «Это какая матрешка? (большая матрешка) А какого цвета у нее фартучек? (желтый фартучек)» Затем педагог к большой матрешке ставит рядом маленькую и спрашивает: «А это какая матрешка? (маленькая матрешка) Какого цвета у нее фартучек? (зеленый фартучек)».

        Педагог предлагает каждому ребенку выбрать себе матрешку и сказать, какая у него матрешка – большая или маленькая, и какого цвета у нее фартучек – желтый ли зеленый. Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель совершает действия с игрушками и говорит: «Матрешки – веселые ножки, они очень любят танцевать! (включается фрагмент медленной плясовой) Большая матрешка пляшет, пам-пам-пам (в медленном темпе и ритме). (Включается фрагмент плясовой в быстром темпе) Маленькая матрешка пляшет, пам-пам-пам (в быстром темпе и ритме)». Дети повторяют с воспитателем в сопряженной речи фразы.

        Матрешка приглашает детей поиграть:

У большой матрешки

Пошагали ножки!

Дети шагают большими шагами

А потом попрыгали,

Ножками подрыгали.

Дети прыгают в медленном темпе

У маленькой матрешки

Побежали ножки!

Дети бегут на месте

А потом попрыгали,

Ножками подрыгали.

Дети прыгают в быстром темпе

        Воспитатель: «Собрались наши матрешки танцевать, а платочков у них нет. Вот в коробочке платочки. Какого цвета здесь платочки? (желтые платочки, зеленые платочки) Помогите матрешкам найти свои платочки: у матрешек с желтым фартучком должны быть желтые платочки; у матрешек с зеленым фартучком должны быть зеленые платочки». Каждый ребенок выбирает платочек для своей матрешки. Воспитатель спрашивает: «Какой платочек для твоей матрешки? Почему такой?»

        Затем матрешки начинают танцевать, для какой матрешки большой или маленькой музыка заиграет, такая и пляшет. Воспитатель обращается индивидуально к детям: «Что делает твоя матрешка?» Ребенок: «Матрешка пляшет, пам-пам-пам», при этом воспроизводится темп и ритм, характерный для большой или маленькой матрешки.

        Матрешкам пора уходить домой. Дети прощаются с гостями: «До свидания, приходите к нам в гости!»

Занятие 3. «Наша Маша маленька»

Задачи:

Развитие физиологической основы речи:  развивать глубокий быстрый вдох и длительный выдох в речевом дыхании; продолжать развивать высоту голоса.

Развитие речи:

Звуковая культура речи: развивать просодические элементы речи: темп, ритм, интонация, высота голоса; упражнять детей в правильном произношении слов доступной звуко-слоговой структуры и звукоподражаний.

Словарная работа: вводить в словарь и активизировать в речи существительные из лексических тем «Человек» (голова, туловище, руки, ноги, глаза и т.д.), «Одежда» (пальто, шарф, шапка, брюки, колготки), глаголы, обозначающие действия человека (танцует, кланяется и т.д.)

Формирование грамматического строя речи: продолжать учить составлять простые распространенные предложения.

Связная речь: продолжать учить детей составлять высказывание из 1-2 предложений по совершаемым действиям (по восприятию).

Развитие коммуникативных умений: продолжать развивать умение использовать просодические, паралингвистические элементы речи в зависимости от содержания высказывания: темп и ритм; продолжать учить детей использовать речевые формулы этикета: здороваться, прощаться, применяя соответствующие интонации (доброжелательность, приветливость).

Оборудование: дидактическая кукла, большие и маленькие куклы из игрового уголка группы.

Ход занятия

        Сюрпризное появление в группе куклы Маши. Педагог побуждает детей поприветствовать куклу Машу и пригласить ее в группу (интонации приветствия). Рассматривание куклы и обследовательские действия. Вопросы:

- Кто пришел к нам в гости? (Кукла Маша)

- Что есть у Маши? (голова, туловище, руки, ноги)

- Что есть у Маши на головке? (глаза, нос, рот, брови, уши, щеки, волосы)

- Что на Меше надето? (пальто, шарф, брюки, шапка, сапоги)

- Красивая Маша? (Дети высказывают свои впечатления).

        Воспитатель читает потешку:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Кукла Маша предлагает детям поиграть. Дидактическая игра «Где же наши детки?»:

- Где же, где же наши ножки?

- Вот, вот наши ножки! (дети ударяют себя по ногам)

- Где же, где же наши ручки?

- Вот, вот наши ручки! (дети хлопают в ладоши)

- Где же, где же наш животик?

- Вот, вот наш животик! (дети гладят свой живот)

- Где же, где же наша спинка?

- Вот, вот наша спинка! (дети берут себя ладонями за спинку)

- Где же, где же наша головка?

- Вот, вот наша головка! (дети обеими руками берутся за голову)

- Где же, где же наши щечки?

- Вот, вот наши щечки! (дети обеими руками берутся за щечки)

- Где же, где же наши ушки?

- Вот, вот наши ушки! (дети обеими руками берутся за уши)

- Где же, где же наши глазки?

- Вот, вот наши глазки! (дети касаются пальцами глаз)

- Где же, где же наши бровки?

- Вот, вот наши бровки! (дети касаются пальцами бровей)

- Где же, где же наш носик?

- Вот, вот наш носик! (дети показывают нос)

- Где же, где же наш ротик?

- Вот, вот наш ротик! (дети показывают рот)

- Где же, где же наши детки? (дети прячут за ладонями лицо)

- Вот, вот наши детки! (дети открывают лицо)

Воспитатель берет из игрового уголка маленькую куклу и говорит: «У Маши в нашей группе живут друзья, вот кукла Катя». Большая и маленькая куклы ставятся вместе, дети их рассматривают. Педагог: «Какая Маша? (Маша большая) Какая Катя? (Катя маленькая)»

Педагог: «Стали куклы танцевать. Большая Маша танцует, топ-топ-топ, хлоп-хлоп-хлоп» (медленный темп, низкий, громкий  голос). Маленькая Катя танцует, топ-топ-топ, хлоп-хлоп-хлоп (быстрый темп, высокий, тихий голос). Дети говорят в сопряженной с воспитателем речи.

        Куклы приглашают детей танцевать:

Заплясали ножки,

Топ-топ, топ-топ!

Дети топают ногами в медленном темпе

Заплясали ручки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Дети хлопают руками в медленном темпе

Ножки в пляс идут быстрей,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Дети топают ногами в быстром темпе

Ручки пляшут веселей,

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!

Дети хлопают руками в быстром темпе

Улыбнитесь, поклонитесь

И на коврик опуститесь!

Дети выполняют упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбка», кланяются и садятся на коврик

Дыхательное упражнение «Подуем на Машу».

        Воспитатель: «Посмотрите, ребята, а другие куклы тоже хотят потанцевать. Несите их скорее их уголка к Маше!» Дети берут из игрового уголка разных по размеру кукол, действуют с ними, изображая танец. Педагог побуждает каждого ответить на вопрос: «Что делает твоя кукла?». Дети отвечают, изменяя темп, высоту и силу голоса в зависимости от размера куклы: «Кукла танцует, топ-топ-топ, хлоп-хлоп-хлоп.» дети продолжают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

КОНСПЕКТ занятия по речевому развитию на тему:«В гостях у сказки» для воспитанников подготовительной к школе группы

КОНСПЕКТ занятия по речевому развитию  на тему:«В гостях у сказки» для воспитанников  подготовительной к школе группы...

Эффективные технологии на музыкальных занятиях способствующие речевому развитию воспитанников детского сада.

Эффективные технологии  на музыкальных  занятиях способствующие речевому развитию воспитанников детского сада. Мастер-класс.Здравствуйте уважаемые коллеги, хочу представить вам эффективные т...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...